Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Тема 4. Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе






    В соответствии с проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) дошкольное образование относится к сфере услуг. Следующий этап – школа. На границе данных этапов важно подготовить ребенка к переходу в новые условия развития, облегчить адаптацию к школе.

    Система «детский сад – школа» - это социокультурная среда, которая способствует формированию личности ребенка. Основной принцип построения данной системы – преемственность, т.е. совместная форма деятельности, которая объединяет звенья системы образования.

    Преемственность детского сада и школы – это содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность работы в дошкольных учреждениях на требование школы; с другой стороны – опору учителей школы на уровень развития, которого ребёнок достиг в детском саду. Подготовка к школе – это процесс по приобретению знаний, умений и навыков, достижения разных направлений готовности к школьному обучению.

    Основные задачи преемственности: обеспечить безболезненный переход к обучению в школе и должный уровень готовности детей к школьному обучению.

    Преемственность, по данным научных исследований, имеет сложную структуру, включает следующие параметры:

    - преемственность в содержании обучения и воспитания;

    - преемственность в формах и методах образовательной работы;

    - преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

    В методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 25.03.94 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» выделены актуальные и сейчас основания преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к освоению программы начальной школы: Основаниями преемственности являются:

    1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

    2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих бьпъ успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

    3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

    4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.

    Готовность ребенка к школьному обучению – это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения.

    Общеизвестно, что готовность к школе подразделяется на общую и специальную.

    Общую готовность к школе можно представить как совокупность следующих компонентов: физическая готовность и психологическая готовность (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, готовность в сфере общения). Общая готовность обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности в начальной школе. Специальную можно рассмотреть как подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретение детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие. Общая и специальная готовность взаимосвязаны и взаимообусловлены; в их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний.

    Остановимся более подробно на структуре общей готовности ребенка к школьному обучению, в основе которой - комплексный подход к решению данной проблемы (С.Ф.Багаутдинова, Ю.А. Мичурина, Н.А. Степанова и др.).

    Компонентами общей готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.

    Для обеспечения преемственности используются различные формы: взаимопосещение педсоветов, родительских собраний в подготовительной группе; беседы учителя и воспитателя; взаимопосещение детских праздников, концертов; шефская помощь. Составляется совместный план по преемственности, отражающий методическую работу, организационно-педагогическую, работу с родителями, шефство, воспитание у детей интереса к школе.

    Т. И. Бабаева выделяет следующие условия успешной подготовки детей к школе:

    - сотрудничество взрослых и детей;

    - положительная мотивация (желание учиться);

    - индивидуальный подход к детям.

    Н. А. Яковенко предлагает создавать следующие условия:

    - правильное сочетание учебной и познавательной деятельности ребенка;

    - использовать шире игру;

    - правильно строить взаимоотношения взрослых с детьми;

    - сотрудничество с детьми в познавательной деятельности;

    - формирование у детей отношения к взрослому как носителю знаний;

    - формирование стремления управлять своим поведением, освоение позиции школьника.

    Успешность подготовки и адаптации ребенка к школе во многом обеспечивается:

    1. Состоянием здоровья детей.

    2. Целенаправленной, развивающей педагогической деятельностью дошкольного воспитания по всем компонентам готовности.

    3. Высоким уровнем педагогического мастерства учителей начальных классов (субъект – субъектные отношения в учебной деятельности, характер взаимодействия с ребенком, способность понимания педагогом внутреннего мира детей, человекоразмерность).

    4. Правильной организацией образовательного процесса и учебной деятельности (посещение детей ДОУ, пребывание 1-ых классов в помещении ДОУ).

    5. Грамотным подходом в работе с родителями.

    Реализация выделенных условий даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии и профессионально-педагогическим мышления.

     

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое преемственность детского сада и школы?

    2. Каковы психологические основания преемственности детского сада и школы?

    3. Назовите основные виды готовности ребенка к школьному обучению.

    4. Каковы основные условия успешной подготовки и адаптации ребенка к школе?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.