Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И как субъективные представления о нем






Если мы попытаемся вспомнить, какие значения имеет слово «история» в современном языке, то легко убедимся, что оно весьма многозначно. Можно встретить употребление этого слова в следующих сочетаниях: «история Древнего мира», «история Вселенной», «история болезни», «история любви», «Вестсайдская история», «странная история» и т.д.

Существует ли нечто общее, объединяющее эти различные смыслы употребления данного слова? Во всех приведенных примерах, так или иначе, речь идет об изменениях чего-либо или кого-либо. Поэтому в самом широком смысле история всегда означает процесс последовательных изменений какого-либо объекта от момента его возникновения до момента исчезновения. Свою историю имеют как Вселенная и человечество, так и отдельная семья, и отдельный человек.

Термин «история» происходит от древнегреческого слова «historia», означавшего рассказ о прошедшем или о чем-то необычном, интересном. Такое толкование этого термина имеют широкое хождение и сейчас. Любой жанр (мемуарный, художественно-литературный, научный и т.п.) повествования о прошлом мы называем историческим. В то же время историей зачастую называются какие-либо необычные, интересные события, относящиеся не только к далекому прошлому, но и к настоящему. Например, когда кто-то говорит: «Со мной вчера приключилась история…».

Применительно к обществу выделяются четыре основных значения термина «история»:

1. История – это последовательность событий, ситуаций и процессов в предшествующем развитии общества (прошлая социальная реальность).

2. История – это описание, отражение этой прошлой реальности в сознании людей (историческое знание и сознание).

3. История – это и цепь последовательных изменений в какой-либо отдельной сфере человеческой деятельности (история градостроения, история искусств, история науки и техники и т.п.).

4. История – это и вымышленное занимательное повествование (например, роман «Три мушкетера» А. Дюма).

Можно легко догадаться, что историческая наука имеет дело прежде всего с тремя первыми значениями, т.к. все они в той или иной степени относятся к прошлой социальной реальности, а не к произвольно вымышленным сюжетам.

Однако первое и третье значения слова «история» существенно отличаются от второго.

История как прошлая социальная реальность или как последовательные изменения каких-либо сфер, сторон этой реальности обозначает объективный процесс изменений, объективную историю.

Объективная история – это исторические изменения, взятые сами по себе, независимо от человеческого сознания, человеческих предпочтений и интересов. Объективная история, таким образом, отличается однозначностью и неизменностью своего содержания. Именно это значение слова «история» отражает известный афоризм: «История не имеет сослагательного наклонения». К примеру, при всем желании мы никогда не сможем изменить дату Бородинского сражения или его результаты, уменьшить масштабы последствий сталинских репрессий и т.д.

Принципиально иными свойствами отличается история, понимаемая как отражение в нашем сознании прошлой социальной реальности, т.е. как совокупность наших субъективных (личных) представлений о прошлом. Назовем эту историю субъективной. Здесь все соответствует другому известному изречению: «Сколько людей, столько и мнений». Субъективная история, отличается от объективной многозначностью и изменчивостью. Так, периодические и радикальные «переделки» содержания и оценок исторического прошлого нашей страны послужили поводом для скептического афоризма: «Россия имеет не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое». Действительно, в угоду тем или иным классовым и идеологическим интересам одни и те же исторические события и исторические личности зачастую описываются или оцениваются по-разному. Например, еще в XIX веке западники расценивали реформы Петра Первого как благо и прогресс, а славянофилы – как национальное бедствие. Напомним в связи с этим и господство однозначно положительных оценок Октябрьской революции и ее вождя В.И. Ленина в советский период, которое затем, в ходе «перестройки» и последующих реформ сменилось господством негативного, разоблачительного отношения многих отечественных историков и идеологов.

В связи с этим уже в первом приближении можно определить ведущую задачу исторической науки, которая сводится к стремлению преодолеть противоречие, несоответствие между «объективной» и «субъективной» историей в пользу первой.

Подробно о причинах, порождающих и воспроизводящих постоянное расхождение между объективной и субъективной историей, мы будем говорить при раскрытии четвертого вопроса темы. Здесь же лишь отметим, что это расхождение представляет одну из главных трудностей исторического познания, а его возможно полное преодоление – важнейшую задачу исторической науки.

 

1.2. Историческое познание и сознание: сущность и функции

Стремление познать историю неизменно сопровождает человечество с древних времен. Попытки комплексного изучения истории общества осуществлялись еще в древних цивилизациях Индии и Китая. В античной Греции и Древнем Риме закладываются основы теоретического понимания и систематизации исторического процесса (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Тит Ливий, Тацит). Уже сам этот факт говорит о том, что исторические знания постоянно востребованы обществом, удовлетворяют какие-то его постоянные потребности и интересы. Следовательно, историческое познание и историческое сознание являются неотъемлемым атрибутом общества и культуры, существенно влияют на его состояние и развитие. «Прошлое… в той или иной степени становится актуальным и в настоящем, ибо его понимание и истолкование нередко составляет основу, теоретическую базу поведения и поступков людей, задает программу действий на перспективу» (Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С.286).

Но перед тем как раскрыть значение для общества и человека исторического познания и сознания, определим эти понятия.

Историческое познаниеэто процесс реконструкции (воспроизведения) исторического процесса, а также его объяснения и понимания. Историческое познание имеет цель понять и объяснить прошлое на основе накопления, анализа, обобщения, сравнения и толкования (интерпретации) достоверной информации о прошлой социальной реальности (исторических фактов).

Историческое сознаниеболее сложное явление, чем историческое познание. С одной стороны, оно является результатом исторического познания, а с другой – включает в себя, помимо знаний, ценностное отношение людей к прошлым событиям, а также их представление о том, как прошлое влияет на настоящее и будущее. Для российского исторического сознания всегда особое значение имели вопросы: Кто виноват? и Что делать? Таким образом, историческое сознание можно определить как совокупность знаний людей о прошлом, его оценок, а также представлений о влиянии прошлого на настоящее и будущее.

Каково же значение исторического познания и сознания для общества? Ответ на этот вопрос мы сможем дать, если определим, какие социально-значимые функции выполняет историческое познание. В науках об обществе (обществознании) термин «функция» является синонимом термина «роль» и означает устойчивый процесс удовлетворения устойчивых потребностей и интересов общества. Следовательно, когда мы говорим о функциях исторического познания, мы имеем в виду потребности человека и общества, для удовлетворения которых необходимо знание прошлого.

В аналитических целях функции исторического познания сгруппируем соответственно трем группам социальных (общественных) потребностей и интересов – познавательно-мировоззреческим, идеологическим и социально-практическим.

Познавательно-мировоззренческие функции:

- удовлетворение познавательного интереса. Познавательный интерес можно обозначить как особую психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей (Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 159). Уже в античности стало ясно, что познание отнюдь не всегда связано с удовлетворением исключительно «полезных», практических потребностей. Так, у Аристотеля мы читаем: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создан на основе удивительного). Если таким образом начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель. Соч. В 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 69). Подтверждением мысли Аристотеля применительно к историческому познанию является «бескорыстный» интерес многих людей к посещению музеев, чтению исторических мемуаров, исторической публицистики и т.п. «Народный интерес к своему прошлому огромен, непреходящ… История изучается в школе, событиями прошлого заполнены миллиарды страниц романов, повестей, рассказов, поэм, о событиях прошлого создано бесчисленное множество кинофильмов», – отмечает в этой связи российский академик Ю.А. Поляков (Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. №2. С. 21-22);

- функция формирования мировоззрения. Мировоззрение – результат духовно-практического освоения действительности субъектом, пытающимся истолковать мир как некоторую целостность и понять свое место в нем (Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991. С. 7).Говоря проще, мировоззрение – это совокупность взглядов людей на окружающий мир и свое место в нем. Известно, что общество, с точки зрения человека, выступает важнейшей частью окружающего мира, которая формирует человека как личность и от которой он постоянно зависит. Следовательно, формируя представления людей об обществе, законах его развития, историческое познание тем самым созидает наиболее существенную сферу самосознания и самооценки личности. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского, «… без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 332);

- функция социальной саморефлексии, т.е. осознания и оценки обществом своего реального положения в мире. Без знания отечественной и мировой истории в их связи с настоящим общество не может определить своего реального «местоположения» в мировой истории и современности, получить объективное представление о своих национальных достоинствах и недостатках, ответить на вечный вопрос: на какой стадии прогресса оно находится в сравнении с другими странами и народами. Так, сравнение результатов цивилизационного развития западных либеральных демократий и СССР во многом определило смысл и широкую социальную поддержку нынешней модернизации российского общества. Наоборот, изоляция общества от объективной исторической информации в советский период, тенденциозное акцентирование наших достижений в сравнении с 1913 г. и упорное замалчивание факта нарастающего отставания СССР от ведущих стран мира по важнейшим показателям социального прогресса породили настроения ложного благодушия, самоуспокоенности, отстраненности как простых граждан, так и элиты от решения многих насущных проблем. Поэтому будет справедливо утверждать, что состояние общественного «застоя» в конце 70- х начале 80-х годов ХХ века было в немалой степени обусловлено искаженным состоянием исторического сознания советских людей;

- общенаучная функция. Историческое познание и знание выступают и важнейшей предпосылкой возникновения и развития всех направлений социального познания, т.к. предоставляют необходимый эмпирический (фактологический) материал для теоретического анализа и обобщений социальной философии, экономических наук, социологии, демографии, психологии, культурологии и т.д. Действительно, сможем ли мы определить экономические, социологические и какие-либо другие законы развития общества, если мы не знаем реальных исторических фактов – воплощений этих закономерностей? Сможем ли мы достоверно определить преимущества и недостатки того или иного общественного устройства, если мы не знаем конкретное содержание истории различных общностей и конкретные результаты их функционирования? Отрицательный ответ здесь очевиден, поскольку любая социальная закономерность (регулярность), тенденция является нам лишь как исторический факт. Говоря о К. Марксе – основоположнике формационной теории исторического процесса, – известный американский историк Р. Такер подчеркивал: «Вся его (К.Маркса. – Авт.) теория революции помещена в рамки материалистической концепции истории. Его теория – это теория общества в истории, а теория революции – теория трансформации общества в истории, теория самой истории как процесса революционной эволюции человека» (Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982. С. 8).

Изучение истории выступает и важнейшим, самым надежным инструментом верификации (проверки на объективность и достоверность) концептуально-теоретических построений и гипотез гуманитарных и социально-экономических наук. Как показывает социальная практика, логическая стройность и обоснованность какой-либо социальной теории еще не является гарантией ее истинности. Например, тоталитарный социальный порядок, преимущества которого логически обосновывались еще Платоном, а затем теоретиками и идеологами ортодоксального коммунизма, обнаружил свою антигуманную сущность и социальную несостоятельность во многом на основе исторического анализа его практического осуществления в ХХ веке. Наиболее авторитетные критики тоталитаризма – Ф.А. Хайек, К. Поппер, Р. Арон, Х. Арендт – постоянно иллюстрировали свои теоретические выводы конкретными историческими иллюстрациями. Таким образом, без знания истории вряд ли можно стать квалифицированным философом, экономистом, социологом, юристом. Поэтому изучение исторических дисциплин включено в систему различных уровней образования, выступает его необходимой предпосылкой.

Идеологические функции:

Историческое познание и сознание самым непосредственным образом связаны и с удовлетворением идеологических потребностей общества и человека. (Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу; это некая модель желаемого социального порядка, а также способов его достижения, которая формируется на основе критики социального прошлого и настоящего с точки зрения актуальных (злободневных) интересов и потребностей как всего общества, так и его отдельных групп). История в этом случае выполняет две неоднозначные функции:

- функция формирования социального идеала, модели желаемого будущего. Роль исторического познания здесь достаточно очевидна, т.к. желаемый социальный порядок (устройство) – это тот, который лишен недостатков прошлого и настоящего, а также причин, порождающих эти недостатки. Следовательно, любая идеология должна быть основана на историческом познании, т.е. на изучении и критике прошлого, реконструкции причин и содержания проблематизации социального развития. Например, познание прошлого выступает необходимым условием выявления и объяснения причин, порождающих военные конфликты, экономические, политические и экологические кризисы. Следовательно, перспективы избавления общества от этих и других проблем необходимым образом должны быть обеспечения на основе исторического познания. Таким образом, важнейшей идеологической функцией исторического познания является формирование модели будущего на основе критики прошлого и настоящего.

- функция манипулирования общественным сознанием и поведением. Историческое знание и познание зачастую выполняет и такую идеологическую функцию, как манипулирование общественным сознанием и поведением в интересах тех или иных социальных групп и группировок, а также целых государств и их объединений. При этом историческая информация (факты и оценки) может быть использована идеологами как для оправдания намерений и действий определенных общественно-политических сил, так и для дискредитации оппонентов-соперников в борьбе за массовую поддержку. К примеру, сторонники КПРФ, как правило, в своей пропагандистской деятельности акцентируют внимание аудитории на достижениях, которые достигла наша страна в социалистический период развития. И, наоборот, стремятся замолчать или «обойти» мрачные страницы советской истории. При этом главным виновником затяжного кризиса российского общества конца 80-90-х гг. они пытаются представить исключительно либеральных реформаторов и западный империализм, подбирая соответствующим образом «нужные» факты из далекой и недавней истории. Примерно такой же тактики и стратегии использования исторической информации, но с «обратным знаком», придерживаются оппоненты левых сил из либерально-демократического лагеря. И, хотя приводимые исторические факты сами по себе могут быть достоверными, их односторонняя, тенденциозная пропаганда и толкование, как правило, искажают массовое историческое сознание.

Социально-практические функции:

Эта группа функций указывает на способность какой-либо науки производить знания, необходимые для решения насущных, практических задач, потребностей и интересов, встающих перед обществом, выражает ее социально-практическую продуктивность.

- воспитательная функция. Одной из наиболее важных практических потребностей любого общества является потребность в воспитании нового поколения. Действительно, настоящее и будущее любой страны решающим образом зависят прежде всего от качеств ее граждан. При чем же здесь историческое знание? Французский философ Анри Бергсон отмечал: «Человеческие общества, несомненно, отличаются от обществ насекомых тем, что они оставляют неопределенность для действий индивида, так же, впрочем, как и коллектива. Но это равнозначно утверждению, что в природе насекомого изначально заложены действия, а у человека изначально заложена только функция» (Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 114). Это значит, что каждый должен сверять свои действия и нормы поведения на основе коллективного сознания, сложившихся исторически в обществе. Поэтому личностные качества человека и человеческих коллективов формируются на исторических примерах и образцах поведения как отдельных личностей, так и целых народов, на социальных нормах, ценностях и традициях, которые выдержали испытание временем. Поступки исторических персонажей, различные исторические ситуации, типы разрешения определенных конфликтов, ведущие к укреплению данного общественного строя, данной этнической общности, со временем становясь эталонами-образцами, дают обоснование нормам предпочтительного, санкционированного и одобряемого обществом поведения (Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982. С. 10).

С точки зрения отдельного человека, знание истории позволяет лучше ориентироваться в жизни, т.к. только на примерах далекого и близкого прошлого можно определить, какие виды поведения поощряются обществом, какой тип профессиональной деятельности будет обеспечен высоким общественным престижем, а какой нет. Например, знания об уже накопленном практическом опыте передовых стран в значительной степени определяют особую популярность экономических, юридических и ряда других социально-гуманитарных профессий, которые обладают высоким престижем и востребованностью в современном обществе;

- функция трансляции (передачи) социального опыта в историческом времени и пространстве. Напомним, что человечество обладает уникальными (т.е. присущими только ему) средствами коммуникации (устным и письменным языком, а с ХХ века – все более совершенными средствами массовой информации и коммуникации), что позволяет, с одной стороны, новым поколениям наследовать и использовать полезный опыт, накопленный предшественниками, а с другой – «не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли», т.е. извлекать уроки из ошибок прошлых поколений при решении самых разнообразных социально-практических задач. Далекая и близкая история (если, конечно, ее знать и стремиться извлекать уроки) выступает богатейшим ресурсом прогресса, поэтому мы имеем все основания считать человека не только существом разумным или существом политическим, но и существом историческим, т.е. продуктом предшествующего культурно-исторического развития;

- функция социального прогнозирования и проектирования, футурологическая функция (футурология – от лат. Futurum – будущее и греч. Logos – учение. Область научных знаний, исследующая перспективы развития социальных процессов). Эта функция имеет два существенных аспекта. Во-первых, все проблемы и противоречия современности возникли не вдруг. Их причины-предпосылки имеют происхождение в прошлом. Следовательно, обращение к прошлому (истории) необходимо для того, чтобы установить «диагноз современной социальной болезни», дабы избавить от нее будущее общество. Во-вторых, знание особенностей национальной истории и традиций позволяет избежать волюнтаристских реформаторских действий, связанных прежде всего с форсированной «пересадкой» на национальную почву социального опыта других стран и народов, сформированного в других, самобытных исторических условиях (волюнтаризм от лат. Voluntas – воля. В социально-политической теории и практике – стремление реализовать желанные цели без учета объективных обстоятельств и возможных последствий ).

Таким образом, мы видим, что историческое познание и сознание удовлетворяют целый ряд актуальных потребностей как общества, так и отдельного человека и, следовательно, выступают одним из важных факторов общественного развития (фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.