Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • II. Целевые задачи

    Студент должен знать:   Литература
    1. Органогенез сердечно-сосудистой системы, кровообращение у плода и его изменения после рождения. 2.Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей в возрастном аспекте, соотношение раз­меров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей. 3. Особенности функции проводящей системы серд­ца, нервной регуляции. 4.Особенности функциональных покачателей ССС и возрастном аспекте: частоту пульса и его характери­стики; ударный и минутный объем, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериального давления, соотношение частоты дыхания и пульса 5. Возрастные особенности проекции отделов серд­ца на переднюю стенку грудной клетки.     Студент должен уметь: 1. Собрать анамнез жизни и заболевания с акцентом на симптомы, свойственные поражению сердечно-сосу­дистой системы (ССС). 2. Составить схему родословной. 3. Оценить тяжесть состояния больного ребенка с поражением ССС и определить признаки и степень не­достаточности кровообращения. 4. Оценить физическое развитие и влияние заболе­вания сердца на физическое развитие (у детей раннего возраста и нервно-психическое развитие).   Учебник: Мазурин В.В. Пропедевтика детских болезней М 2006г. Геппе И.А. Пропедевтика детских болезней М 2008г. Учебное пособие Практикум по пропедевтике детских болезней. Тадеева С.Х. Павловская Л.В. 2008г Юрьев В.В. Практикум по пропедевтике детских болезней. М 2003г

     

     

    III Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

     

    1. Закладка сердечно-сосудистой системы происходит на _____ неделе внутиутробного развития.

     

    2. Формирование всех отделов сердца плода заканчивается к______ внутриутробного развития.

     

    3. Основным кровообращением плода является _____

     

    4. Перечислите особенности фетального кровообращения:

     

    __
    __
    __
    __
    __
    __
    5. Перестройка системы кровообращения после рождения включает в себя следующие моменты:

    __

    __

    __

    __

    __

    6. Выберите правильный ответ

    С началом легочного дыхания кровоток через легкие возрастает в

    а) 3 раза

    б) 5 раз

    в) 7 раз

     

    7. Особенностями сердца у новорожденных детей являются:

    __

    __
    __

    __

    __

    __

    __

    __

    __

    __

     

    8. Дайте определение:

    Эмбриокардия – это …….

     

     

    9. Заполните таблицу: Возрастные особенности пульса у детей

     

    Возраст Частота пульса
    Новорожденный  
    1 год  
    5 лет  
    9-10 лет  
    12-14 лет  
    > 16 лет  

    10.Напишите ориентировочные формулы для определения систолического и диастолического АД у детей 11.Артериальное давление на ногах:

    а) выше

    б) ниже чем на руках

    (выберите правильный ответ).

     

    12.Размер просвета легочной артерии и аорты сравнивается к ____ годам.

     

     

    Тестовые задания:

    1. ПЛАЦЕНТАРНОЕ КРОВООБРАЩЕ­НИЕ НАЧИНАЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ГАЗООБМЕН ПЛОДА С:

    а) 1-2 недели гестации

    б) 2-3 недели гестации

    в) 3-4 недели гестации

    г) 4-6 недели гестации

     

     

    2. ОКСИГЕНИРОВАННАЯ В ПЛАЦЕНТЕ КРОВЬ ПОСТУПАЕТ К ПЛОДУ ЧЕРЕЗ:

    а) пупочные артерии

    б) пупочную вену

    в) пупочные вены

     

    3. В ЛЕГКИЕ ПЛОДА ПОПАДАЕТ ОТ ОБЪЕМА ВЫБРОСА КРОВИ В ЛЕГО­ЧНУЮ АРТЕРИЮ (В %):

    а) 10-15

    б) 20-40

    в) 50-60

     

    4. ВАГУСНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СЕРДЦЕ СОЗРЕВАЕТ К (ВОЗРАСТ В ГОДАХ):

    а) 1-2 6)3-4

    в) 5-6

    г) 7-10

     

     

    5. ОСОБЕННОСТЯМИ ФОРМЫ И ПО­ЛОЖЕНИЯ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ РАННЕ­ГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ:

    а) форма шаровидная

    б) форма капельная

    в) границы относительной тупости с возрастом сужаются

    г) границы относительной тупости с возрастом расширяются

    д) исходно косое положение оси серд­ца с переходом в поперечное и пово­ротом

    е) исходно поперечное положение оси сердца с переходом в косое и поворотом

     

    6. ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРА­ЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НЕ­ОБХОДИМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

    а) достаточного минутного объема циркулирующей крови

    б) достаточного ударного объема

    в) высокой потребности в кислороде

    г) достаточного тонуса сосудов

     

    7. ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:

    а) преобладанием вагусной иннервации

    б) преобладанием симпатической ин­нервации

    в) поздним развитием симпатической иннервации

    г) поздним развитием вагусной иннервации

    д) низким артериальным давлением

     

    8. ДЫХАТЕЛЬНАЯ АРИТМИЯ - ЭТО:

    а) урежение пульса на вдохе, ускоре­ние - на выдохе

    б) ускорение пульса на вдохе, уреже­ние - на выдохе

    в) аритмия, возникающая в период ре­спираторной паузы

     

    9. КОМПОНЕНТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ II ТОНА СЕРДЦА ЯВЛЯЮТСЯ:

    а) колебания закрывшихся створок атриовентрикулярных клапанов

    б) захлопывание клапанов легочной артерии и аорты

    в) колебания миокарда желудочков при их заполнении кровью

    г) колебания стенок аорты и легочной артерии

     

    10. УСИЛЕНИЕ (АКЦЕНТ) II ТОНА НА ЛЕ­ГОЧНОЙ АРТЕРИИ:

    а) всегда патология

    б) может быть вариантом нормы толь­ко в раннем возрасте

    в) может быть вариантом нормы у де­тей до 12 лет

     

    11. РАСЩЕПЛЕНИЕ II ТОНА НА ЛЕГОЧ­НОЙ АРТЕРИИ У ДЕТЕЙ:

    а) всегда патология

    б) может быть физиологическим явлением

    в) связано с неодновременным захлопыванием клапанов легочной артерии и аорты

    г) усиливается на вдохе

    д) не зависит от фаз дыхания

     

    12. ОСОБЕННОСТЯМИ КОРОНАРНОЙ СИСТЕМЫ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ РАН­НЕГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ:

    а) густая сеть сосудов с обилием ана­стомозов

    б) магистральный тип кровоснабжения миокарда

    в) рассыпной тип кровоснабжения мио­карда

     

    13. ПОСТНАТАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА (ПЕРЕМОДЕЛИРОВАНИЕ) ПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ СЕРДЦА ВКЛЮЧАЕТ:

    а) только процессы деструкции и ре­зорбции

    б) только процессы роста и дифференцировки структур формирование специализированной ткани

    в) параллельные процессы деструк­ции, резорбции и формирование спе­циализированной ткани

     

    14. БОЛЕЕ БЫСТРЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ЛЕВОГО ЖЕЛУДОЧКА У ДЕТЕЙ СВЯ­ЗАНЫ С НАРАСТАЮЩИМИ С ВОЗ­РАСТОМ:

    а) сосудистым сопротивлением в большом круге кровообращения

    б) сосудистым сопротивлением в ма­лом круге кровообращения

    в) артериальным давлением

     

    15. СОКРАТИТЕЛЬНЫЙ МИОКАРД У НО­ВОРОЖДЕННЫХ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:

    а) мышечные волокна тонкие

    б) мышечные волокна толстые

    в) ядра мелкие, их много

    г) ядра крупные, их мало

    д) хорошо развита соединительная ткань

    е) слабо развита соединительная ткань

     

    эталоны ответов:

    1. в

    2. б

    3. в

    4. б

    5. а.д

    6. в

    7. а.в

    8. в

    9. а.в

    10. б

    11. в

    12. в

    13. б

    14. б

    15. а.в


     

    Тема 9. Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.

    Целевые задачи

    Студент должен знать:   Литература
    1. Методика исследования ССС у детей. 2.Особенности звучности сердечных тонов у детей разного возраста, семиотику сердечных шумов, отличия «функциональных» шумов от органических. 3.Семиотику приобретенных и врожденных пороков сердца, признаки поражения мио-, эндо- и перикарда. 4. Синдромы сердечно-сосудистой недостаточн-сти (лево- и правожелудочковой). 5. Возрастные особенности электро- и фонокар-диограммы у детей, семиотику аритмий.   Студент должен уметь:   1.Определить характер пульса, верхушечного толч­ка, артериальное давление у детей разных возрастов. 2.Проводить осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию сердца и сосудов в возрастном аспекте.     Учебник: Мазурин В.В. Пропедевтика детских болезней М 2006г. Геппе И.А. Пропедевтика детских болезней М 2008г. Учебное пособие Практикум по пропедевтике детских болезней. Тадеева С.Х. Павловская Л.В. 2008г Юрьев В.В. Практикум по пропедевтике детских болезней. М 2003г

    Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

     

    1. Составьте схему исследования органов кровообращения у детей.

     

    2. Заполните таблицу

    Границы относительной сердечной тупости у детей в возрастном аспекте

    Возраст правая левая верхняя
    0-2 года        
      2-6 лет      
      > 6 лет        

     

    3. Локализация верхушечного толчка у детей в возрасте

    0-2 года

    2-6 лет

    > 6 лет

     

     

    4. Пальпаторно исследуется пульс на ………..

     

    5. Аритмия пульса максимально выражена у детей в возрасте………

     

     

    6. Перечислите основные точки аускультации сердца:

     

    7. Охарактеризуйте следующие группы шумов:

    органические

    фукнциональные

    акцидентальные

    экстракардиальные

     

    12. Проба по Шалкову это-

     

     

    14. В зависимости от цвета кожных покровов врожденные пороки сердца делятся на: …………

     

    15. К ВПС с обогащением кровотока малого круга кровообращения относится:

     

    16. К ВПС с обеднением кровотока малого круга кровообращения относится

     

    18. Перечислите и охарактеризуйте стадии недостаточности кровообращения:

    __

    __

    __

    __

    Тестовые задания

    1. ПАРАСТЕРНАЛЬНЫЙ «СЕРДЕЧНЫЙ ГОРБ» ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ:

    а) увеличения левых отделов сердца

    б) увеличения правых отделов сердца

    в) гиперволемии малого круга кровооб­ращения

     

    2. УСИЛЕНИЕ ВЕРХУШЕЧНОГО ТОЛЧ­КА СВЯЗАНО С:

    а) дилятацией левого желудочка

    б) дилятацией правого желудочка

    в) гипертрофией левого желудочка

    г) гипертрофией правого желудочка

     

    3. ОСЛАБЛЕНИЕ ВЕРХУШЕЧНОГО ТОЛ­ЧКА МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С:

    а) ожирением

    б) похуданием

    в) выпотным перикардитом

    г) выпотным правосторонним плевритом

    д) выпотным левосторонним плевритом

    е) миокардитом

     

    4. ПРИЧИНАМИ СМЕЩЕНИЯ ВЕРХУШЕЧ­НОГО ТОЛЧКА ВЛЕВО ЯВЛЯЮТСЯ:

    а) аортальные пороки

    б) митральный стеноз

    в) митральная недостаточность

    г) левосторонний обтурационный ателектаз

    д) правосторонний выпотной плеврит или пневмоторакс

     

    5. РАЗЛИТОЙ ВЕРХУШЕЧНЫЙ ТОЛЧОК ВОЗНИКАЕТ ПРИ:

    а) дилятации правого желудочка

    б) дилятации левого желудочка

    в) аортальных пороках

    г) митральном стенозе

    д) митральной недостаточности

     

    6. СЕРДЕЧНЫЙ ТОЛЧОК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

    а) слева от грудины

    б) чаще справа от грудины

    в) между левой срединноключичной и передней подмышечной линиями на уровне III, IV ребер

    г) на основании сердца

    д) это всегда патология

    е) чаще, это патология, но слабо выраженный бывает в норме у худых детей

     

    7. СИМПТОМ СИСТОЛИЧЕСКОГО ДРО­ЖАНИЯ («КОШАЧЬЕГО МУРЛЫКА­НЬЯ») ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ:

    а) стенозе устья аорты

    б) стенозе легочной артерии

    в) митральном стенозе

    г) дефекте межжелудочковой перегородки

    д) открытом артериальном протоке

     

    8. ПОЯВЛЕНИЕ ВЫРАЖЕННОГО СЕРДЕЧ­НОГО ТОЛЧКА У ДЕТЕЙ СВЯЗАНО С:

    а) гипертрофией и дилятацией левого желудочка

    б) гипертрофией и дилятацией правого желудочка

    в) гипертрофией и дилятацией левого предсердия

    г) препятствием току крови в аорте

    д) препятствием току крови в легочной артерии

     

    9. ЭПИГАСТРАЛЬНАЯ ПУЛЬСАЦИЯ:

    а) всегда патология

    б) чаще патология, но допускается у части здоровых детей при пульсации брюшной аорты

    в) возникает при гипертрофии и дилята­ции правого желудочка

    г) возникает при гипертрофии и дилята­ции левого желудочка

     

    10. ДЛЯ ЭПИГАСТРАЛЬНОЙ ПУЛЬСАЦИИ СЕР­ДЕЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХАРАКТЕРНО:

    а) направление пульсации сверху вниз

    б) направление пульсации снизу вверх

    в) усиление пульсации при глубоком вдохе

    г) ослабление пульсации при глубоком вдохе

    д) сочетание с выраженным сердечным толчком

     

    11. ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КРОВО­ОБРАЩЕНИЯ III СТЕПЕНИ ПО ЛЕВО-ЖЕЛУДОЧКОВОМУ ТИПУ ХАРАКТЕР­НЫ СИМПТОМЫ:

    а) форсированное дыхание

    б) диспепсический синдром

    в) предотек или отек легкого

    г) анасарка

    д) удушье, мучительный кашель

     

    12. К КЛИНИЧЕСКИМ СИМПТОМАМ ОСТ­РОЙ СОСУДИСТОЙ НЕДОСТАТОЧ­НОСТИ ОТНОСЯТСЯ:

    а) обмороки

    б) головокружение

    в) бледность кожи

    г) диффузный цианоз

    д)падение АД

    е) повышение АД

     

     

    эталоны ответов

    1. б. в
    2. в
    3. а. в. д. е
    4. а. в. г. д
    5. б. в. д
    6. а. е
    7. а. б. г. д
    8. б. д
    9. б. в
    10. а. в. д
    11. а. в. д
    12. а. б. в. д
    13. а. г. д. е
    14. а. в. г
    15. а. в. г. д
    <== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
    After you watch | Введение. С т а н д а р т о р г а н и з а ц и и




    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.