Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ВПО «Тольяттинский государственный университет»

 

Кафедра изобразительного искусства

 

 

Курсовая работа по ТИМО

«Формирование знаний, умений и навыков тематического рисования у детей 14-15 лет на примере изучения видов и типов композиции»

 

 

Выполнила: Студентка 3 курса

Группы хоб-301 Карпова Л.

Научный руководитель: Землякова Г.М.

 

Тольятти

Содержание:

Введение.

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Основные термины и законы композиции.

1.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей подросткового возраста.

1.3 Методы обучения тематическому рисованию.

II. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 календарно-тематический план уроков изо для 9 класса

2.3 Разработка плана-конспекта тематического рисования.

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

Введение.

Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов обучения изобразительному искусству. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что сегодня особой востребованностью у абитуриентов пользуются средние и высшие учебные заведения со специализацией архитектура, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одним из испытательных экзаменов в эти учебные заведения является экзамен по композиции, в области которой выпускники школ имеют не достаточно знаний. Поэтому существует острая необходимость в разработке методов обучения основам композиции, направленных на дальнейшую самореализацию школьников в жизни.

Изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Обучение в начальной школе определяется творческим развитием, а в основной школе делаются попытки сбалансировать художественное образование и эстетическое воспитание. Профильная подготовка школьников в области искусства часто остается вне поля внимания школы. А по существу именно на этом этапе формируется художественно-творческий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда.

Обучение подростков основам композиции имеет широкие перспективы для совершенствования системы образования, а в плане развития познавательной активности подростков в обучении композиции, оптимального сочетания в учебном процессе рационально-логического, интуитивно-эмоционального, духовного и личностного компонентов, разработки методологических приемов обучения.

Своеобразие методов обучения изобразительному искусству раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, моделированию, конструированию, в эксперименте с формой и материалом.

Формирование творческого метода происходит продуктивными способами и приемами моделирования объектов, где изучаемый способ деятельности материализуется. После освоения таких категорий, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, динамика, экспрессия, статика, ритм, целостность и завершенность, следуют задания на развитие интеллекта и воображения путем приемов психологической активизации на основе формально-логических операций.

Исследование психологических аспектов мышления позволяет сформулировать понятие «композиционное мышление» как аналитико-синтетическую деятельность сознания, оперирующую изобразительными формами содержательного обобщения. Специфика термина «композиционное мышление» определяется характером деятельности субъекта, ее направленностью на поиск и реализацию выразительной целостной изобразительной формы, оптимально отражающей личностное отношение к объекту познания.

Цель исследования: выявить условия и разработать годовой план обеспечивающий развитие композиционного мышления учащихся

Проблемой исследования является развитие композиционного мышления школьников

Предмет исследования – работа учителя изобразительного искусства с детьми старшего возраста

Объект исследования – учебный процесс по разделу «тематическое рисование» образовательной школы.

Задачи исследования:

1) провести анализ педагогической литературы

2) разработать средства обучения повышающее развитие композиционного мышления;

3) Разработать годовой план, направленный на развитие композиционных навыков у школьников

4) Составить подробный план-конспект урока тематического рисования

Методы- теоретический анализ.

 

 

1.1. Основные термины, законы, виды и типы композиции

Термин «композиция» пришел к нам из латинского языка и переводится как сочинение сопоставление, составление, расположение, сложение, соединение частей в единую систему в определенном порядке. Применительно к искусству под термином композиция понимается построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

В изобразительном искусстве понятие композиция рассматривается в двух аспектах.

В одном из них оно охватывает произведения искусства, выполненные с натуры, в которых художник изображает объекты, как видит, не меняя расположения предметов.

В этом смысле можно сказать, что композиция-это умение удачно найти точку и уровень зрения, наиболее выигрышно расположить в листе изображаемые предметы с учетом перспективного, светотеневого и цветового решений, с выделением главного,

таким образом, чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы, ясность восприятия замысла зрителем.

Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей, изображает их в порядке, не соответствующем натуре, или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, «составлении» картины, т. е. о создании композиции в более широком смысле слова. Здесь композиция понимается как процесс сочинения художественного произведения с использованием своеобразного комплекса средств раскрытия содержания и замысла.

Композиция как сочинение создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы». «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений» Известный советский художник Ю. И. Пименов так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника».

Таким образом, можно выделить 4 вида композиции:

• Плоскостная.

Композиция, все элементы которой не выступают над плоскостью листа. К ним относятся рисунок, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.

В данном случае все элементы располагаются в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;

• Объемно-фронтальная.

Особенность данной композиции, заключается в том, что она предусматривает компоновку рельефных элементов на плоскости. Такая композиция применяется в скульптуре и Дпи, при оформлении фасадов зданий, резьбе на поверхности мебели, в декоративных изделиях из пластичных материалов.

Таким образом, композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается барельефной перспективой;

• Объемно-пространственная

Объёмно-пространственной является композиция, составленная из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Примером такой композиция является: оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды и т.д. Она рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. В данном случае выразительность композиции зависит от угла зрения (при низко расположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности).

Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения:

• Глубинно-пространственная

Глубинно-пространственной, является композиция, создающая связь с пространством, в котором они размещены. Такая композиция применяется в интерьерах, парковых площадях, в оформлении глубоких витрин. Особенность объёмно-пространственной композиции заключается в том что она может рассматриваться со всех сторо н (элементы располагаются в разных плоскостях). Если компоновкой предусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится.

Также существуют несколько типов композиций

• замкнутая и открытая,

• симметричная и асимметричная,

• статичная и динамичная.

Замкнутой называется композиция, характеризующаяся тем, что изображение вписывается в формат таким образом, что оно замыкается само в себе, а не стремится к краям. Композиция построена так, что взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам и от периферийных элементов обратно к фокусу. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей, в этом случае целостность изображения проявляется наиболее активно.

Открытая композиция. Особенностью данной композиции является поступательное движение или скольжение по спирально расширяющейся траектории. Как правило, взгляд зрителя движется от центра к краям. Такая композиция может быть очень сложной с несколькими центрами, заполняющими пространство изображения.

Симметричной, является такая композиция, основной чертой которой является наличие симметрии. Симметрия в свою очередь характеризуется наличием оси симметрии, относительно которой строится зеркальное изображение. В таких композициях отсутствует движение, изменение, противоречие.

Ассиметричная композиция является противоположностью симметричной. Она не содержит оси или точки симметрии. Особое внимание при создании ассиметричной композиции необходимо уделять уравновешенности элементов, как непременному условию грамотного построения композиции

Статичные композиции характеризуются устойчивостью и неподвижностью. Они часто бывают симметрично устойчивы, спокойны и лишены всякого движения.

Динамичные композиции ассиметричны и чаще всего имеют явно выраженное движение. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершённость.

Чаще всего статичные композиции являются симметричными и замкнутыми, а динамичные – ассиметричными и открытыми. Это связанно с особенностями восприятия человека.

В результате творческого процесса создается авторское произведение, форма которого может быть самой разной. Это может быть архитектурное сооружение, и живописное произведение, и ювелирное украшение или театрализованное представление, песня, фильм, керамическая ваза, костюм и т.д. Но любое произведение строится по законам композиции, подчинено гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественным образом можно назвать любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат эмоционального осмысления художником, какого-то явления или процесса. При этом образ не только отражает, но и обобщает действительность. Особенность художественного образа заключается в том, что он создаёт авторский, вымышленный мир. Автор произведения стремится выбрать такие явления и изобразить их так, чтобы наиболее полно выразить свое видение.

Часто под образом понимается элемент или часть художественного целого, такой фрагмент, который обладает самостоятельностью и особым смыслом. Но он не копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное.

Художественный образ это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Именно художественный образ доставляет зрителю глубокое эстетическое наслаждение и пробуждает в нем чувство прекрасного.

На разных этапах развития человечества художественный образ применяет различные формы. Это может происходить по двум причинам: изменяется человек, изменяются и формы отражения его в искусстве. Так же художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художественные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.

В живописи для создания художественного образа используются художественные средства выражения, такие как форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов.

Форма является одним из основных способов выражения художественного образа.

По мнению Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.

Форму в свою очередь образуют: точка, линия и пятно. В зависимости от их конфигурации они образуют различную форму и по-разному воздействуют на зрителя.

Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровне, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с большим, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником.

Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».

Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план — введение к главному действию, второй план — главное действие и т. д.

Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».

В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.

Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей: образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;

воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.

Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.

Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.

Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление — тишины и неподвижности, диагональное движение — динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.

Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.

Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие — это расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.

Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.

Поэтому плохо скомпонованный рисунок, где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.

Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.

Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.

Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна — «розы» на фасадах готических соборов.

Другая особенность человеческого глаза — восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» — нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».

Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры — речи, письма, чтения.

Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, привлёкшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.

Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».

Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.

Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.

В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.

Работая над композицией н, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.

Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта — чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.

Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», — писал советский художник, член Академии художеств Ю.М. Непринцев

Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция это результат долгой творческой работы, поиска именной той необходимой схемы построения картины, которая отвечала бы поставленной цели и замыслу автора. Она подчиняется закону равновесия и создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др.

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. Знание законов композиции помогает грамотно использовать выразительные средства изобразительного и декоративно-прикладного искусства в практической работе, сокращает путь поиска решения.

 

 

1.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей подросткового возраста.

Безусловно, искусство оказывает большое влияние зрителя. На сегодняшний момент, как отмечают Венгер Л.А. и Выготский Л.С., это влияние рассматривается в трех аспектах: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия.

Произведения, созданные художником, влияют на духовность человека, развивая его

чувства, волю и познавательные процессы. Такие как внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения.

Данные положения очень важны при формировании специалиста в области искусства.

Обучение искусству, в том числе и изобразительному, требует особого подхода и организации, а также системности и непрерывности. И, безусловно, оно должно быть составлено на психологических особенностях личности ребенка.

Сложность развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей ребенка.

На сегодняшний момент в исследовании данной проблемы определены три основные группы таких факторов.

В первую из групп входят факторы, включающие природные задатки и индивидуальные особенности, отвечающие за формирование творческой личности.

Вторая объединяет все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей ребенка. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Разработка данной проблемы имеет большое значение для образования детей подросткового возраста, так как именно этот период является благоприятным для формирования творческих способностей как устойчивой характеристики личности. Это подтверждают экспериментальные исследования, которые выявили «всплеск» проявления творчества именно в старшем возрасте (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич). Проблема развития творческих способностей в старших классах стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самовыражению и эмоциональной активности. Проявления способностей стимулируют и усиливают ситуации столкновения подростка с множеством сложных, порой противоречивых обстоятельств.

Для детей старшего возраста личностные качества приобретают особую важность, поэтому главной особенность данного возраста становится желание быть непохожим, неповторимым. Также для подростка важны ситуации, связанные с напряжением и риском. В этот период заметное развитие получают волевые качества личности и усиление различий между школьниками. В старших классах изобразительная деятельность не носит массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное значение. Конечно, не все ученики проявляют интерес к художественной деятельности, но существует и другая часть подростков, которых наоборот привлекает творчество. Такие дети требуют особого внимания учителя ИЗО, поскольку 9 класс период профориентации детей. Педагогу необходимо развивать таких школьников интерес к творческим специальностям.

На уроках изо подросток сталкивается с определенными трудностями творческого характера. В старших классах большой процент составляют самостоятельные задания творческого характера, такие как: создание объёмной композиции, рисование на темы, иллюстрирование или теоретическое исследование в области искусства. Все эти задания требуют использования знаний, умений и навыков, накопленных ранее.

 

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток.

Среда, конечно, не создает, а проявляет талант, она оказывает большое влияние на формирование креативности. Требования общества, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким потенциалом. Наследственность же влияет намного меньше.

Как считают ученые, мышление и восприятие являются одними из важных психологических процессов, регулирующих творческую деятельность. Пономарев Я.А. и Комарова Т.Е сделали вывод, что деятельность человека можно разделить на 2 основных вида: производящую и репродуктивную. Репродуктивной, является деятельность, при которой не создается ничего нового. Основой такой деятельности является повторение пройденного материала.

Творческой деятельностью является деятельность, при которой создаются новые образы. Творческий процесс является одним из наиболее важных условий существования в нашей повседневной жизни.

Дети и творчество – понятия практически неразделимы. Ребенок инстинктивно тянется к прекрасному, и очень редко выбирает себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытается рисовать. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью

Чаще всего дети создают рисунки по представлению или памяти. Такого рода деятельность развивает детское воображение. В процессе рисования представления школьников о свойствах и качествах предметов пополняются и уточняют. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук, моторика пальцев. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией или любой другой творческой деятельностью подросток учатся работать с разными материалами (бумага, краски, глина, мелки и др.) знакомятся с их свойствами и особенностями, приобретают навыки работы с ними.

Творчество школьника один самых важных элементов формирования его собственного самосознания и самопонимания. Ребенок словно перестраивает мир под себя и таким образом, постигает его. Он учится постигать красоту этого мира и видеть

«белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

В своем рисунке ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть отрицательные эмоции или поделиться со зрителем положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка. Особенно важен такой анализ в период подросткового возраста, поскольку эмоциональное состояние детей старшего возраста не стабильно. Выявление проблем ребенка личностного, психологического характера поможет вовремя помочь школьнику.

Дети старшего возраста с удовольствием изучают приемы работы с новыми материалами и инструментами. Основная задача обучения рисованию подростков – помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и научить приемам рисования. Одновременно осуществляется основная задача изо – формирование знаний, умений и навыком изобразительной деятельности доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Как считает Выготского Л.С., объём знания, способность долгое время сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом возрастает.

Но наряду с этим внимание становится избирательным и зависящим от направленности интересов. Нередко подростки жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на каком-то одном занятии и постоянную скуку. Ученые называют, неразвитость внимания, неумение концентрироваться, переключаться и отвлекаться от раздражителей одной из главных причин низкой успеваемости детей. Это же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта неразрывно связано с формированием творческих способностей, предусматривающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный один из важнейших компонентов творчества. В творческой деятельности преобладает так называемое дивергентное мышление, согласно которому на один и тот же вопрос может быть несколько правильный или неправильных ответов. В отличие от конвергентного мышления, которое ориентируется на единственно правильное решение проблемы.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной

Я – концепции. Известно, что дети с низкой самооценкой часто не способны к реализации своих способностей, поэтому очень важно чтобы педагог оказывал помощь подростку в развитии позитивного представления о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к каждому из учеников и поощрения их деятельности. Кроме этого, в подростковом возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет ребенку более позитивно воспринимать краски мира.

Таким образом, в процессе формирования художественных способностей педагог затрагивает развитие личности ребенка. Поэтому важно учитывать особенности подростка, его образное мышление, художественное воспитание, желание заниматься одним из видов изобразительной деятельности. Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с изобразительным искусством. Такой синтез творческой деятельности характерен для подросткового возраста, но и остается не изученным.

На уроках изо в старших классах необходимо привлечь внимание подростков к изобразительной деятельности, разным формам и видам деятельности, к примеру, проектирование, конструирование, макетирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

К концу подросткового возраста школьник уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т. д.

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации.

Для творческого процесса необходимо опираться на имеющиеся знания, иметь в памяти необходимый материал, чтобы свободно им оперировать. Помимо того, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительною установку.

Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения. В период подросткового возраста изменяется не только тип восприятия рисунка (он становится все более детально прорисованным), но и живописное восприятие. Живопись школьников теряет свою контрастность и переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.

Другой психологический процесс, неразрывно связанный с творческим процессом является воображение. Оно свойственно любому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно ярко воображение выражено в детстве и в подростковом возрасте, но он постепенно утрачивает свою силу и яркость. Большинство авторов считают что, этот процесс связан с тем что, в период обучения в школе функция воображения утрачивает свою значимость и не развивается. Проще говоря, чтобы запоминать правила и новую информацию воображение и фантазия не требуются. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

В изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение.

Более того, как отмечает Л. С. Выготский, творческий процесс воображения находится в связи с богатством и разнообразием накопленного опыта ребенка: чем богаче опыт, тем больше база, которым располагает воображение. Учитывая данную информацию можно сделать вывод, что необходимо расширить опыт подростка, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

Значительную роль в развитии художественных способностей подростков играют регуляторные процессы, к которым относятся чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции.

Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

Подводя итоги,

 

1.3. Методы обучения тематическому рисованию

Успех воспитания во многом зависит от того, какие методы использует учитель, чтобы донести до школьников информацию, сформировать у них знания, умения и навыки и развить способности.

Методы обучения это система действий педагога, организующего познавательною деятельность учеников, направленную на усвоение нового. [24, с.139].

Под приемами обучения принято понимать отдельные способы, которыми пользуется преподаватель в обучении своему предмету.

Методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют 3 метода: наглядные; словесные; практические.

Это традиционная классификация, некоторые авторы, такие как Лернер И.Я., Скаткин М.Н. разработали новую классификацию, основанную на источнике получения знаний:

o информативно-рецептивный;

o репродуктивный;

o исследовательский;

o эвристический;

o метод проблемного материала.

Информационно-рецептивный метод включает следующие приемы:

o рассматривание;

o наблюдение;

o экскурсия;

o образец воспитателя;

o показ воспитателя.

Основными приемами обучения тематическому рисованию, как отмечают В.С Кузин и Н.Н. Ростовцев, являются словесные методы и приемы обучения. Следует отметить, что к словесным методам и приемам относятся: беседа, рассказ, лекция, указания преподавателя в начале урока, пояснения в ходе занятия и др.

Как правило, занятия по изобразительной деятельности, начинаются с вводной беседы преподавателя с учениками, цель которой настроить детей на работу и вызвать в их памяти яркие образы, связанные с темой урока.[36, с.68].

Особенно велика роль беседы на занятиях, где детям предстоит рисовать на основе представления (по собственному замыслу или на тему) пользуясь наглядными пособиями. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной.

Во время беседы учитель обращает внимание на то, что необходимо знать ребенку для выполнения работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д.

Если впечатления от беседы у учеников были эмоционально богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, то такой беседы будет вполне достаточно для выполнения задания без дополнительных объяснений. Для уточнения представлений или ознакомления детей с новыми приемами изображения педагогу в процессе беседы или после нее, необходимо показать нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания школьникам продемонстрировать прием работы.

Беседа не должна быть слишком длинной, 3-5 минут достаточно для того, чтобы представления и эмоции детей оживились. [39, с.48].

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает особой наглядностью. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли и воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов по представлению [17, с.29]. Занятие можно начать с короткого стихотворения или отрывка из художественных произведений, которое оживит в памяти школьников ранее воспринимаемые образы. В некоторых случаях словесный образ необходимо дополнить показом натуры или приемов изображения.

При рисовании на темы или иллюстрировании литературных произведений, применение других приемов обучения в начале занятия могут помешать работе воображения ребенка, поэтому применение их нецелесообразно. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет. Педагогу следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение) [6, с.154]. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого. Даже если образ очень конкретен и ярок, ребенку многое необходимо додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.

Педагог сопровождает указаниями и пояснениями все наглядные приемы, но они могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии [32, с.26].

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

o прием автора;

o работа на черновиках;

o выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод обучения направлен на активизацию самостоятельности ученика на занятии. Т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. В данном случае педагог предлагает ученику выполнить всю работу самостоятельно.

Метод проблемного изложения широко используется в обучении старших школьников. На уроках тематического рисования педагог применяет различные методы и приемы обучения [12, с.19]. По мнению Выготского Л.С., в конце урока необходимо помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Для этого используются следующие специальные методы обучения изобразительному искусству, такие как пояснение, совет, напоминание и т.д. [15, с.52].

Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание учащихся, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Оно делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с педагогическим рисунком, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Напоминание помогает обратить внимание детей на наиболее важные или сложные моменты в новой информации. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Этот прием помогает детям вовремя начать рисунок, спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Отдельно стоит выделить такой метод обучения изобразительному искусству, как художественное слово и музыку, которые широко применяются. Дети с удовольствием рисуют под музыку.

Словесные методы обучения ИЗО на уроках изобразительного искусства неотделимы от наглядных и практических [26, с.87].

Таким образом,

 

Использование данных приемов в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Они вызывают интерес к теме, содержанию изображения, помогают привлечь внимание к детским работам.

 

 

1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Структура, содержание и дидактические основы учебных изданий. /Университетская книга, 2000, № 11.

2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества/А.В. Антонов. - Киев: Вища школа, 1998.

3. Акрушенко А.В., Каратьян Т.В., Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология/ А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: «Эксмо», 2008.

4. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994.

6. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

7. Веселков Ф.С., Нинущев К.К. Методическое пособие по написанию научно-исследовательских работ. – СПб, 1998.

8. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.

9. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1999.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Псих.очерк. Кн. для учителя. 3-е изд.- М.: П., 1992.

11. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекции, - М.: П., 2005.

12. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 1999.

14. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М, 1984.

15. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский – государственный педагогический институт. – Саранск, 2000.

16. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа», М, - 2000.

17. Залевская А.Г., Саенко Л.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2004.

18. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования / Т.С.Комарова. - М.: Просвещение, 1976.

19. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995.

20. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества– М, 1998.

21. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во «Речь», 2002.

22. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3-е издание, переработано и дополнено. – М.: П. 1998.

23. Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: Уч. пос. для студ. высш. уч. завед.- М.: изд.центр «Академия», 2004.

24. Лук А.Н. Психология творчества/А.Н. Лук. - М.: Наука, 1998.

25. Левин В.А. Воспитание творчества – Томск: Пеленг, 1993.

26. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М: Просвещение, 1976.

27. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Уч. пос. для студ. вузов, обучающихся по специальности 0308000 «Изобразительное искусство». - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

28. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления/М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

29. Основные современные концепции творчества / Под редакцией Богоявленской Д.Б. – ДГМ, 1997.

30. Панксёнов Г.И.. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб.пос. для студ.высш.учеб.завед. - М: Издательский центр «Академия», 2007.

31. Пономарев Я.А. Психология творчества/Я.А. Пономарев. М.: Изд-во «Наука», 1996.

32. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1998.

33. Педагогика профессионального образования/ Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др./ Под ред. В.А.Сластёнина.- М.: П., 2004.

34. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.– М.: П., 2006. (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).

35. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно графического факультетов педагогических институтов. – 3-е издание, дополнено и переработано. – М.: АГАР, 2000.

36. Сластёнин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: учеб.пос. для студ.высш.учеб.завед..: Издательский центр «Академия», 2008.

37. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 класса: в 4 ч. – Обнинск, Титул, 1996.

38. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб.пос. для студ.высш.учеб.завед. в 2-х томах.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

39. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Диагностика и активизация творческих способностей/Ю.Л. Старенченко. СПб.: «Питер», 2003.

40. Троицкая Н.Б.Нестандартные уроки и творческие занятия: учеб.-метод. пос.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

41. Шаповаленко В.И. Возрастная психология/В.И. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исходные данные для выполнения расчетов | Бизнес-процесс продажи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.