Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЛОВАРЬ. к лекционному курсу «Религии стран изучаемого региона»

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

к лекционному курсу «Религии стран изучаемого региона»

 

 

СЛОВАРНЫЕ ТЕРМИНЫ

 

Государственная религия

Государственная церковь

Клерикализм

Конфессия

Магия

Миссионерство

Мифология

Пиетизм

Пилларизация

Прозелитизм

Религиозная конверсия

Религиозная ситуация

Религиозное меньши нство

Религиозный культ

Религиозный модернизм

Религиозный плюрализм

Религиозный фундаментализм

Религия

Ривайвелизм

Сакральное

Свобода совести

Свободные церкви

Секуляризация

Теизм

Унитарианство

Харизма

Экуменизм

 

СЛОВАРЬ

ГОСУДА РСТВЕННАЯ РЕЛИ ГИЯ — вероисповедание, наделенное привилегированным положением в каком-либо государстве согласно его основным законодательным актам (указам правителей, конституции и т. п.) и имеющее значение официальной идеологии. Статус Г. Р. предполагает ее обязательность для всего населения страны, либо ― при наличии нескольких признанных в государстве вероисповеданий ― преимущество перед другими в качестве предпочтительной формы религиозной жизни. Представителем Г. Р. является господствующая в стране религиозная организация (см. Государственная церковь). Приоритет Г. Р. проявляется в поддержании ее установлений нормами права и общественной морали. Принадлежность верующих к Г. Р. отождествляется с лояльностью к государству и его верховной власти. Отказ от признания Г. Р. (по религиозным или светским мотивам) может повлечь за собой репрессивное отношение, строгость которого зависит от норм действующего законодательства и настроений в массовом сознании населения ― государственное преследование, наказания, отрицательное общественное мнение.

ГОСУДА РСТВЕННАЯ ЦЕ РКОВЬ — религиозная организация, которая имеет официальный государственный статус, согласно действующему в какой-либо стране законодательству. Термин «церковь» в данном случае применяется как обобщающий, указывающий на определенную организационную форму, отвлеченно от его доктринально-теологического значения (принятого главным образом в христианстве).

Г. Ц. представляет действующую в стране государственную религию. Глава государства обязательно принадлежит к Г. Ц. и, как правило, оставаясь светским лицом, может быть ее номинальным возглавителем (в государствах с монархическим строем). Иногда он одновременно, ― что имеет место в истории, ― является верховным служителем господствующего религиозного культа. Возможны и такие взаимоотношения светской и церковной властей, когда специальными актами устанавливаются или подчинение руководства Г. Ц. светскому правлению, или признание церковной иерархии вышестоящей инстанцией над государственной властью. При наличии Г. Ц. подавляющее большинство населения, за исключением представителей религиозных меньшинств, от рождения причисляется к церковному членству.

Статус Г. Ц. обязывает ее выполнять, наряду с религиозными, ряд государственных функций ― в областях административного регулирования (регистрация браков, рождений, смертей), народного образования, здравоохранения, социального попечения и пр. Со своей стороны, государство осуществляет полное или частичное финансирование Г. Ц., для чего может устанавливаться общий церковный налог с населения страны (в том числе касающийся исповедующих др. религии и неверующих). Принадлежащие к Г. Ц. служители религиозного культа находятся на положении государственных служащих с соответствующим правовым и материальным обеспечением. Могут создаваться специальные государственные учреждения (министерства и т. п.), ведающие имущественными и организационными (устройство приходов, назначение на церковные должности и пр.) делами Г. Ц.

В настоящее время существуют государства (Великобритания, Дания, Норвегия и др.), которые сохраняют Г. Ц., однако признают гражданские права и свободы верующих, входящих в др. религиозные организации. Происходит эволюция отношений от открытого и полного подчинения церквей государству к законодательно регламентированному сотрудничеству, со значительной автономией всех религиозных организаций в вопросах их вероисповедания.

КЛЕРИКАЛИ ЗМ (от позднелат. clericalis — церковный) — религиозно-политическая идеология и практика подчинения различных сфер жизни государства и общества контролю со стороны религиозных организаций. К. проявляется в стремлении служителей культагосподствующей или наиболее распространенной в какой-либо стране религии оказывать влияние на правительственные организации, устанавливать обязательные для населения нормы духовной жизни и общественных отношений. К. допускает как сотрудничество религиозных организаций со светской властью, так и противостояние ей. Распространенной формой К. является стремление к привилегированному статусу того или иного вероисповедания, установлению его в качестве государственной религии. В современном мире, в условиях секуляризацииобщества и при законодательном закреплении во многих странах светского характера государственного устройства, К., как правило, не имеет явного преобладания в официальной позиции религиозных организаций, но может присутствовать в качестве тенденции в социально-политическом поведении части их представителей. Отвержение К. и противодействие ему ― антиклерикализм ― не противоречат религиозной вереи нередко имеют место именно как способ ее защиты от профанации. Далеко не всякая деятельность религиозных организаций в области социально-политических отношений является проявлением К. Добровольное объединение в рядах религиозных организаций верующих граждан государства свидетельствует о высокой степени доверия к духовным достоинствам этих организаций, их моральном авторитете в общественной среде, что имеет и политическое значение (для патриотического воспитания, благотворительности и др. направлений социального служения).

КОНФЕ ССИЯ (от лат. confessio — признание, исповедание) — отдельное направление исповедания религиозной верыв какой-либо религии, признающее истинным собственное истолкование учения и культа этой религии и характеризующееся сложившейся самостоятельной организацией. Например, в христианской религии наиболее распространенными К. являются католицизм, православие, протестантизм. Понятие К. традиционно употребляется именно по отношению к религиозной сфере, поэтому встречающееся словосочетание «религиозная конфессия» не является уточняющим смысл этого понятия и может считаться избыточным (подобно «смертельному убийству»).

 

МА ГИЯ (греч. μ α γ ε ί α — ученость от др.-перс. магуш— жрец) — практика, основанная на убеждении в возможности получить конкретный желаемый результат в любой области природы и человеческой жизни путем влияния на объект с помощью специфических средств (вербальных и предметных), наделяемых волшебными свойствами. Магическая операция (заклинание, заговó р, ворожба, имитация и уподобление, манипуляция чародейными предметами и пр.) обычно совершается специализирующимися на М. посредниками (магами, колдунами, заклинателями и т. п.), хотя не исключает в каких-то случаях и личного участия заинтересованной стороны. Мотивация к М. может быть обусловлена как индивидуальной так и массовой потребностью в обретении значимого результата. Считается, что к М. побуждает представление об исчерпанности обычных способов достижения человеческих целей. М. следует различать с религиозным культом, поскольку любые ее проявления не выходят за пределы природных и человеческих состояний, не содержат веры в сверхчувственную реальность, не предполагают ритуального поклонения сверхъестественному. При этом магические установки могут соприсутствовать с религиозными и иными компонентами сознания и поведения людей, особенно — на обыденном уровне, в повседневном «жизненном мире» любого общества.

 

МИССИОНЕ РСТВО (от лат. missio — послание, поручение) — распространение вероучительных и религиозно-нравственных идей через специально подготовленных посланников (миссионеров) за рубежом или внутри страны. М. можно рассматривать как одну из комплексных форм религиозных действий. Для верующих ― участников миссионерской деятельности она является, прежде всего, религиозным долгом и важнейшей составляющей их собственного духовного роста. Отсюда ― настойчивость, искренность и в каких-то случаях даже подвижничество многих миссионеров. Наибольшей миссионерской активностью отличаются христианские конфессии, представители которых регулярно работают по всему миру.

Традиционной задачей М. является обращение иноверцев и неверующих в проповедуемую религию. При этом современное М., как правило, избегает навязывания и принудительности. Главный упор может делаться на пробуждение осознанного интереса к вероисповеданию. С этой целью осуществляется масштабное издание, распространение и изучение священных текстов проповедуемых религий. Основными сферами миссионерской активности являются религиозное обучение и воспитание, социальное попечение, образование, здравоохранение. По ряду важных позиций (работа с молодежью, благотворительность и пр.) деятельность миссионеров различных церквей близка друг к другу. Наряду с проповедованием и устроением новых религиозных общин, миссионеры содействуют развитию местных структур образования, здравоохранения и социальной помощи.

Для подготовки миссионеров создаются специальные учебные заведения — школы, колледжи, семинарии, курсы усовершенствования. Должностной и вспомогательный состав миссионерских советов, агентств и представительств устанавливается в соответствии с выполняемой деятельностью и укладом той церкви, к которой они принадлежат. Миссионерское поприще открыло возможность широкого участия женщин в различных служениях религиозных организаций. Миссионеры некоторых конфессий для новооснованных церквей подготавливают служителей из местного населения; при этом часто (особенно ― протестанты) руководствуются принципом «трех само»: самоуправление, самообеспечение, самораспространение.

Схожесть решаемых задач и условий миссионерской работы побуждает представителей различных христианских конфессий к содружеству в конкретных начинаниях, стимулируя совместные инициативы (см. Экуменизм). Однако в странах с преобладанием нехристианских религиозных традиций или там, где какая-то из христианских конфессий претендует на господствующее положение, М. другой конфессии нередко встречает противодействие. Доминирующие в религиозной жизни тех или иных стран церкви могут добиваться государственно-правовых ограничений или даже полного запрета на приезд и деятельность зарубежных миссионеров.

 

МИФОЛО ГИЯ ― 1) свод повествований о богах, героях, необычных существах и событиях; 2) форма общественного сознания (мифологическое сознание). Специфика мифологического сознания определяется восприятием и объяснением мира посредством идей и образов мифа. Статус мифа понимается по-разному, в зависимости от научных воззрений исследователей и их отношения к религии. С позиций теизма миф есть проявление деградации человека, уклонение от веры в единого Творца в сторону магизма и многобожия. Светское религиоведение обычно видит в мифологии либо одну из ранних форм религии, либо предшествовавшее религии состояние общественного сознания, элементы которого сохраняются в последующем развитии духовной жизни общества. Большинство интерпретаций исходит из признания особых отличительных свойств, присущих мифологическим представлениям о мире.

Миф (от греч. μ ύ θ ο ς ― рассказ, предание) — не есть сказка или иное заведомо вымышленное повествование. В нем воображаемое и действительное, придуманное и достоверное соединены в органичную целостность, являясь безусловной реальностью для определенного состояния сознания. В мифологическом сознании предмет и его образ, мысль о действии и само действие, часть и целое тождественны друг другу, способны к полноценному взаимозамещению. Миф не оперирует абстракциями, в нем общее (процесс, явление) всегда предстает в конкретном виде чувственно воспринимаемой персонификации. Практической реализации установок мифологического сознания служит совершение ритуала(от лат. ritus ― предписанный порядок) — специальных действий по «связи» с сакральным. С помощью ритуала человек поддерживает сформированный священной инстанцией (обычно духами или богами) порядок мироустройства и тем самым воспроизводит себя как часть этого порядка.

 

ПИЕТИ ЗМ (от лат. pietas — благочестие) — понятие, которым в протестантизме именуется склонность к обретению мистического опыта непосредственного общения с Богом (т. н. «живое благочестие»). Как особая направленность религиозного поведения и теологической мысли П. сложился на рубеже XVII–XVIII вв.

Основы теологии П. заложил Филипп Якоб Шпенер (1635–1705), противопоставивший вероучительному формализму культивирование личных взаимоотношений с Иисусом Христом и опыта общения с Духом Святым. П. не отвергает доктринальную составляющую религии. Но путь к спасению указывает в персональном переживании верующим своего «рождения свыше». Поэтому вероучительные тексты стали рассматриваться П. прежде всего с точки зрения их практической назидательной роли.

Подобная позиция с 1692 г. стала ведущей в деятельности приверженцев П. из немецкого университета в Галле. Особо среди них выделялся Август Херман Франке (1663–1727). Он организовал Ассамблею почитателей Библии, на обсуждениях которой упор делался в сторону поиска духовных и мистических смыслов текста Священного Писания. Тем самым удавалось избегать противоречий, возникающих при буквальном истолковании Библии. В концепции Франке акцентировался момент христианского обращения как кульминационной точки между внутренним кризисом («борьбой покаяния») и дарованием веры. Переход в состояние веры, по его мнению, отсекает от христианина мирские влечения и требует постоянной духовной дисциплины. В пиетистской традиции Галле было установлено дополнение внутреннего опыта веры публичным библейским проповедованием и христианским попечительством. По мнению представителей П., торжество Христа — это тысячелетнее земное царство, где править вместе с ним будет не церковная иерархия, а сообщество «верных». Дальнейшее распространение П. охватило все протестантские регионы Европы, включая территорию Дании, Норвегии и Швеции.

Нечувствительность П. к тонкостям протестантской догматики и его повышенный мистический энтузиазм, пугающий устоявшиеся церковные структуры, вызвали довольно жёсткую критику этого явления лютеранскими теологами. Позднее к этой критике добавилось осуждение П. за чрезмерную озабоченность личным спасением и пренебрежение делами общества. В то же время, признаётся благотворность влияния П. на евангельское движение и на развитие протестантского миссионерства.

 

ПИЛЛАРИЗА ЦИЯ (от англ. pillar — столб, опора; подпирать, поддерживать) — устройство общественной жизни на основе активного участия представителей религиозных объединений― миряни служителей религиозного культа― в политических, профессиональных, культурных, образовательных, спортивных, женских, молодежных и пр. организациях. При П. в структуру общественных отношений включаются групповые интересы последователей имеющихся в стране вероисповеданий. Эти интересы осуществляются также через деятельность религиозно ориентированных политических партий, профессиональных союзов, средств массовой информации, учебных заведений, спортивных клубов и т. д. Наиболее заметны явления П. ныне в ряде стран Западной и Северной Европы. Возникновение П. связывается со стремлением религиозных организацийсохранять и усиливать свое влияние в обществе в условиях секуляризации. В то же время П. можно рассматривать и как способ поддержания общественно-государственной стабильности, позволяющий различным сообществам верующих реализовывать свои социальные потребности, избегая конфронтации с др. группами населения.

 

ПРОЗЕЛИТИ ЗМ — (от греч. π ρ ο σ ή λ υ τ ο ς — пришелец, π ρ ο σ ή λ ι σ ι ς — приход) — действия, ведущие к переходу человека из одного вероисповедания в другое. Личностный характер мотивации при такой смене религиозной идентичностиделает затруднительной объективную оценку подлинных причин и последствий П. Приверженцами «покидаемой» кем-то религии П. воспринимается как умышленное стремление пропагандистов др. вероисповедания побудить человека к отказу от «истинной веры» и обратить его в свою религию. Сами верующие, совершающие переход (прозелиты), обычно убеждены в несоответствии прежнего вероисповедания их религиозным потребностям и объясняют новый выбор как осознанный и необходимый акт. Такой выбор происходит как между конфессиями в рамках одной религии, так и между разными религиями, в том числе инокультурного происхождения (см. Религиозная конверсия).

П. можно представить как процесс из нескольких составляющих: 1) осознание человеком неприемлемости для себя исходного вероисповедания; 2) поиск новой религиозной идентичности; 3) поощрительные действия со стороны представителей выбираемого религиозного направления; 4) принятие нового вероисповедания и присоединение к его организационным образованиям, сопровождаемое повышенной старательностью в следовании существующим там предписаниям и традициям.

 

РЕЛИГИО ЗНАЯ КОНВЕ́ РСИЯ (от лат. conversio — переход на другой путь) — перемена религиозной идентичностичерез отказ верующего от исходной принадлежности к наиболее распространенной местной религии и обращение в религию инокультурного происхождения. Единое научное объяснение Р. К. пока не сложилось ― исследователями предлагаются ее трактовки в диапазоне от принудительного вовлечения («промывка мозгов», «насильственная индоктринация», «обработка с помощью психотехник») до добровольного участия («кризис традиционной модели веры», «осознанное самостоятельное религиозное самоопределения индивида»). Иногда понятие Р. К. относят к переходу из одной конфессии в другую внутри общей религии, что в действительности может быть связано с феноменом прозелитизма.

Такие мировые религии как христианство и ислам не только признают, но нередко и активно поддерживают возможность их принятия в регионах с традиционным преобладанием других культур (в то же время, отвергая Р. К. по отношению к своим последователям). Буддизм и традиционные духовные системы Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм) ограниченно допускают Р. К. Преобладающее число верующих, придерживающихся этноцентричных религиозных традиций ― иудаисты, большинство индуистов, друзы, зороастрийцы, йезиды и пр., не приемлют Р. К. либо, как минимум, не одобряют это явление.

Нередко при рассмотрении Р. К. используется термин «обращение», воспринятый из религиозной лексики. Им описывается совокупность мотивов, действий и настроений (ментальных и психо-эмоциональных), присущих человеку при выборе и принятии какой-либо религии. Распространенность также имеет и термин «рекрутирование», применяемый к процессу пополнения рядов конверсионной религиозной группы. Основными подтверждениями состоявшейся Р. К. обычно считаются собственное свидетельство индивида о принятии им новой религией и признание его принадлежности к этой религии др. членами религиозной организации. В то же время, формальное удостоверение новой религиозной идентичности далеко не всегда или полностью означает существенное переустройство в мировоззрении и поведении верующего. Субъективное восприятие нового учения индивидом и его личные цели участия в деятельности религиозной организации могут не во всем соответствовать, а то и расходиться с действительным укладом вероисповедания и религиозных действийэтой организации. Выяснение реальных изменений, произошедших с новообращенным, требует обнаружения дополнительных признаков Р. К. Ими могут быть, например, реинтерпретация верующим своей биографии в свете новой религии, усвоение и свободное оперирование «каноническим языком» этой религии, отказ от признания допустимыми альтернативных объяснений и способов поведения в отношении к избранной религии.

 

РЕЛИГИО ЗНАЯ СИТУА ЦИЯ — комплекс отношений в обществе по поводу религии, существующих в конкретное время и в определенных пространственных масштабах (глобальном, региональном, одной страны, отдельной местности).

Понятие Р. С. употребляется в разнообразных контекстах ― в административной сфере, при исторических описаниях, в религиоведении, политологии. Как правило, это понятие носит обобщающий характер, охватывая совокупно внутренние (количественную и качественную) характеристики религиозной жизни общества, а также внешние факторы, влияющие на ее динамику.

Количественная характеристика Р. С. основана на статистических показателях ― численных данных о действующих религиях, конфессиях, религиозных объединениях, сведениях о религиозном составе населения (если такой учет производится). По этим показателям оценивается уровень распространения религии в исследуемой среде.

Качественная характеристика Р. С. основана на выявлении и анализе фактов сознания и поведения людей, свидетельствующих об их религиозности. По этим показателям оцениваются характеристики религиозности (степень религиозной самоидентификации, иерархия вероучительных установок в массовом религиозном сознании, место и роль религиозной мотивации в мирской жизни верующих), выясняются постоянные и переменные величины в структуре религиозных действий.

В большинстве случаев количественные и качественные показатели существуют неразрывно друг от друга, во взаимной обусловленности (например, количественные показатели частотности религиозных обрядовнепосредственно связаны с качественными показателями приоритетов в сознании верующих). В их единстве раскрываются такие аспекты Р. С. как межрелигиозные и межконфессиональные взаимоотношения, внутренние процессы в религиозных объединениях, политические позиции религиозных организаций, их притязания и реальное положение в общественно-государственной жизни, отношение к последователям др. религий и к неверующим. К внешним факторам, определяющим динамику Р. С., относятся общее политическое и экономическое положение, состояние межнациональных отношений, влияние социальных институтов, выражающих общественное мнение и массовые социокультурные предпочтения, воздействие со стороны государства и местных органов власти (политическое, правовое, хозяйственное), зарубежное участие (миссионерство, контакты с иностранными религиозными организациями и пр.).

РЕЛИГИО ЗНОЕ МЕНЬШИ НСТВО ― объединение верующих какой-либо религии, значительно уступающих по численности последователям доминирующих в стране или регионе вероисповеданий. В качестве Р. М. обычно оказывается какая-нибудь этническая группа верующих из среды исторической диаспоры или мигрантов, которая придерживается верований и обрядов инокультурного для страны проживания происхождения. В этнически однородной среде образование Р. М. чаще всего происходит вследствие религиозной конверсии или появления религиозных сект. В деятельности Р. М. реализуются духовные и социальные интересы относительно малой части населения, что нередко создает противостояние по ряду вопросов господствующим религиозным организациями светским властям. Сохранение Р. М. своей религиозной идентичностиможет сопровождаться самоограничениями территориального (локализация мест расселения), экономического (специализация на отдельных видах хозяйственной деятельности), демографического (запрет на смешанные браки), социально-политического (неприятие ряда государственных установлений) характера.

 

РЕЛИГИО ЗНЫЙ КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) — регламентированные вероучением религиозные действия, совершаемые для почитания предмета религиозной веры. Р. К. является одним из основных элементов религии. В нем реализуется ― индивидуально или коллективно, через посредника (служителей культа) или напрямую ― стремление верующих к сопричастности и общению с сакральным (священным). Р. К. однозначно устанавливает все детали и последовательность поведения верующих при совершении религиозных обрядов (упорядоченного обращения к предметам религиозной веры, сопровождающего акты религиозного почитания). Содержание Р. К. и способы его отправления различаются в зависимости от предписаний той или иной религии. При его организации используются специально предназначенные средства культа (священные книги, одеяния, утварь и пр.).

 

РЕЛИГИО ЗНЫЙ МОДЕРНИ ЗМ (фр. modernisme от moderne ― современный)— идеология и практика обновления религии в соответствии с изменениями в жизни общества.

Явления Р. М. сопутствуют эволюции всех традиционных религий. Они возникают, когда религиозные организацииутрачивают стабильность и перестают в должной мере соответствовать потребностям духовной и социальной жизни. Носители идей Р. М. обычно принадлежат к религиозно образованным мирянам и некоторым служителям религиозного культа. Главными целями любых инициатив Р. М. выступают укрепление и рост религиозности населения. Для этого могут пересматриваться отдельные положения религиозных доктрин, с отказом от каких-то постулатов и норм, непонятных современным верующим. В области догматики (основоположений вероучения, которые воспринимаются как абсолютно истинные, неизменяемые и обязательные) происходит переосмысление сакральных формулировок, их увязывание с текущей реальностью и ожидаемой перспективой. Сторонники Р. М. добиваются интеграции достигнутых обществом научных знаний в изучение и овладение религиозным наследием. Этому служат исследования по истории религий, анализ священных текстов и др. В сфере религиозных действий производится уточнение канонов (правил совершения религиозного культа и устройства религиозных организаций), их адаптация к изменившемуся образу жизни верующих. Вводятся новые формы презентации религии ― использование средств массовой информации, технических достижений, новой архитектуры, популярных видов музыки и изобразительного искусства. Повышается участие мирян в деятельности религиозных организаций. Развивается практика диалога между религиями и совместных социальных действий их последователей. Позитивный характер приобретают взаимоотношения религиозной и светской культур.

Освобождая вероисповедания от архаизмов и жертвуя «буквой» религиозной традиции, Р. М. стремится сохранить дух религии. При этом имеют место как умеренные, без покушения на догматику, так и радикальные действия Р. М. ― отвержение традиционных авторитетов, введение внедоктринальных понятий и установок, использование неканонических средств. В периоды своей активизации Р. М. встречает не менее активное противодействие со стороны консервативно настроенных религиозных кругов. В современных условиях, при всепроникающей секуляризации общества, неприятие Р. М. может исходить не только от официальных организаций традиционных религий. Нередко оно встречается и на уровне обыденного религиозного сознания, среди верующих, воспринимающих Р. М. как покушение на духовные устои их жизни (см. Религиозный фундаментализм).

 

РЕЛИГИО ЗНЫЙ ПЛЮРАЛИ ЗМ (от лат. pluralis —множественный) — состояние религиозной ситуации в обществе, при котором имеет место сосуществование множества религиозных объединенийразличных вероисповеданий, независимых друг от друга, отделенных от государства и равных перед законом. Основой Р. П. является общественное признание и юридическое закрепление права каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Р. П. обычно связывается с изменением положения религии в современном мире при масштабной секуляризации, развитии демократии и институтов гражданского общества.

Необходимым условием для Р. П. является отсутствие в стране государственной религии или неофициальной фактической монополии какой-либо религиозной организации в сфере духовной жизни граждан. Это не исключает возможности государственного вмешательства, но оно должно касаться только соблюдения законных прав, свобод и обязанностей верующих как граждан этого государства и не распространяться на их религиозный выбор. Субъектами Р. П. выступают как религиозные группы, так и верующие индивиды. Р. П. предполагает, что принципами взаимодействия между ними и их отношений ко всему обществу являются толерантность, уважение к инакомыслию, готовность к обсуждению и поиску взаимоприемлемых решений любых вопросов, касающихся религии.

Р. П. не исчерпывается свободой религиозного самоопределения. Он означает также соревновательность, конкурентные отношения между религиозными объединениями. Конкуренция существует не только между религиозными организациями, но также между ними и светскими движениями и идеологиями. Р. П. отразился на структуре религиозной среды современного общества ― усилилась тенденция к децентрализации религиозных объединений, образуются новые самоуправляющиеся независимые религиозные группы и организации, в христианских конфессиях идет феминизация служителей религиозного культа. С Р. П. связывается широкое распространение новых религиозных движений.

 

РЕЛИГИО ЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИ ЗМ (от лат. fundamentum — основа) — умонастроения и действия, вызванные убеждением, что единственным основанием (фундаментом) подлиннойрелигиозной веры является буквальное восприятие исходных истин религиозного учения (обычно имеются в виду формулировки из священных текстов какой-либо религии). От этой установки следует неприятие любых форм религиозного модернизма, требование безоговорочного и последовательного соблюдения всех предписаний, содержащихся в священных книгах. Р. Ф. является реакцией консервативной части верующих на утрату или искажение, по их мнению, базовых ценностей, без которых цели религиозного служения (спасение, благое воздаяние и др.) оказываются недостижимыми. Идеи Р. Ф. можно встретить у последователей любой религии, однако массовый характер они принимают, как правило, в периоды социальных трансформаций, когда в относительно непродолжительное время происходят кардинальные перемены во всех областях жизни.

К причинам Р. Ф. чаще всего относят упадок традиционных культур под воздействием унифицирующего процесса глобализации, подрыв духовных основ общества потребительским образом жизни современной цивилизации, развитие идеологии и практики либерализма, секуляризацию, распространение нетрадиционных религий. Утрата привычных былых ориентиров, стандартов и образцов поведения влечет за собой массовую дезадаптацию, ассоциируется с потерей спасительной перспективы и гибелью социума. Действующие религиозные организации не всегда способны оказать стабилизирующее влияние, сами демонстрируя кризисное состояние. В этих условиях Р. Ф. становится своего рода защитной реакцией обыденного религиозного сознания на угрозу потери привычных ориентиров. Рожденные в таких обстоятельствах массовые настроения легитимизируются средствами религиозной идеологии, которая с этой целью обращается к безусловно авторитетным для верующих источникам (Библия, Коран и др.).

Помимо проповедования вероучительного буквализма и борьбы с духовной деградацией, в программах фундаменталистских организаций выдвигаются религиозные требования в областях государственно-правовых и хозяйственных отношений, культуры и образования, социальной политики. Это сближает Р. Ф. с клерикализмом, хотя в конкретных ситуациях нередки претензии фундаменталистски настроенных верующих к традиционным религиозныморганизациям по поводу встречающейся их избыточной вовлеченности в мирские дела. Активизация Р. Ф. на рубеже XX и XXI в. сопровождалась усилением политического консерватизма и появлением так называемых «новых религиозных правых». Их отличает резкая критика социальных пороков, вина за которые возлагается на либерализм и безбожие, пропаганда соблюдения религиозных норм как способа защиты традиционных ценностей (труда, семьи, здоровья).

 

РЕЛИ ГИЯ (от лат. relegere — приступать заново, либо от religare — воссоединять, восстанавливать связь) — устойчивое состояние массового сознания и поведения, основанное на сочетании: 1) представлений о священномкак особой реальности, доступной только посредством веры; 2) переживаний и эмоциональных реакций, вызванных актами религиозной веры; 3) действий и объединений верующихдля почитания и связи со священным. Р. всегда проявляется в формах конкретных вероисповеданий.

 

РИВАЙВЕЛИ  ЗМ (от англ. revival — оживление, пробуждение) ― идеология религиозного пробуждения и возрождения духа апостольской церкви. Возникла в среде американских протестантов в середине XVIII в. («Великое пробуждение»), затем распространилась в протестантских странах Европы. На рубеже XIX–XX вв. Р. повлиял на возникновение и деятельность целого ряда европейских свободных церквей, сохраняет своё влияние и в позднейших идейных течениях протестантизма. Можно также говорить о присутствии настроений Р. в идеологии современного протестантского религиозного фундаментализма. Лейтмотивом Р. стал призыв против рутинизации веры, за духовное пробуждение каждого христианина. Согласно идеям Р., поскольку Иисус Христос своей жертвой искупил первородный грех, то причастные к Христу через веру также освобождаются от бремени этого греха, что открывает дорогу к спасению. Остаются только личные грехи, нравственные пороки самого человека. Но от них вполне можно очиститься постоянным обращением к Богу во всех жизненных ситуациях. Доктрине абсолютного предопределения противопоставлялась возможность ещё при жизни заслужить спасение личной верой. Покаяние и обращение приводят человека к состоянию мгновенного личного духовного переустройства — т. н. освящения или «рождения свыше» (Ин. 3: 3). Следствием становится полное освобождение от печати первородного греха и от его наследия в индивидуальной греховности. Поддерживая достигнутое состояние повседневным благочестием человек избавляется от мирских пороков и социального зла. Особое внимание Р. уделил индивидуально-чувственной стороне духовного пробуждения. Считается, что все вероучительные знания, чтение Библии и проповедование окажутся бесполезны, если нет опыта личного переживания благодати. Проповеди такого рода возвышали слушателей над повседневными заботами, вызывали повышенную эмоциональную реакцию и катартические ощущения. Пронизанные религиозными мотивами человеческие действия представали как претворение в жизнь Божественного волеизъявления. Движение «Великого пробуждения» дало новый импульс протестантским фундаменталистским исканиями «чистого и искреннего» христианства.

 

САКРА ЛЬНОЕ (от лат. sacer — находящийся вне обыденности, священный) — состояние каких-либо объектов, при котором их смысл и значение в человеческом восприятии выходят за пределы обычной повседневной жизни людей. В наиболее распространенном значении С. считаются персоны, образы, идеи, природные или созданные предметы, имеющие особую ценность для какого-то сообщества или отдельного человека, поскольку с ними связываются цен­ности, конституирующие основополагающие установки человеческого сознания и поведе­ния. Ключевой определитель С. ― это его про­тивопоставление профанному (от лат. profanus — находящийся за пределами святилища). С. и профанное можно рассматривать в оппозиции друг другу, но также и в соприсутствии, взаимопронизанности. С. полагается как «канал» для сооб­щения профанного с реально наличествующим высшим миром.

В религиозных учениях С. толкуется как независимая от людей «иная реальность», существующая вечно, априорная для человеческого сознания и вызывающая при «встрече» глубинные переживания. В отличие от природно-человеческого мира, по представлениям верующих, С. есть подлинная реальность, так как только благодаря ему сам мир и существует. Рациональная невыразимость внутренней природы С. вполне совмещается с признанием его «овеществленного» присутствия в мирской среде. Но предметность С. не тождественна «первообразу», а есть лишь свидетельство о нем. При такой интерпретации С. рассматривается как ничем не обусловленная самодостаточная сущность, хотя в сфере профанного допускается наличие посредника (духовного лидера или религиозной организации), который переводит С. в доступную человеческому восприятию форму и даже сам может стать носителем сакральности. Можно говорить об иерархичности С. в религиях ― С. как нечто, принадлежащее только богам и отчужденное от людей; С. как необходимые действия и предметы при взаимоотношениях верующих с божественной инстанцией; С. как свойство священных предметов.

Феномен С. не исчерпывается только религиозным содержанием. В дуализме С. и профанного обнаружи­вается общая характеристика социокультурных процессов более широкого плана, чем сугубо вероисповедные отношения. По­ливариантность представлений о С. относится на счет разной степени совершенства челове­ческих исканий «абсолютного». Статусы С. и профанного подвижны, их восприятие в разных сообществах не идентично и нередки «перекодировки». Обращает на себя внимание встречающаяся негативная реакция на С. ― оно не обязательно выступает предметом почитания, но может быть запретно как оскверняющее, вызывающее отвращение.

Взаимоотношения людей с нарастающим кругом сакральных величин влекут за собой ритуализацию «контактов» и установление соответствующих организационных форм. Выявление С. дает точку отсчета в упорядочении мира, его адаптации к потребностям общества. Выстраивается система ориентиров, иерархических и горизонтальных отношений. С. выступает как интегрирующее начало, через сопричастность которому люди идентифицируют себя с социальным целым. В таком объяснении на первый план выходит уже не сам по себе феномен С., а культивирующий его социум со своим комплексом концептов коллективного сознания.

При отказе от тезиса о действительной онтологичности С. его понятие выступает как сложная абстракция, рожден­ная сознанием людей и запечатлевшая духовный опыт, идейные искания и мировоззренческую эволюцию общества. Истоки С. связываются с его обусловленностью конкретными процессами, формами и результатами социокультурной человеческой деятельности. Открытие «посюсторонности» и переменчивости оснований С. позволяет пе­ревести исследовательский интерес от трансценденций к познанию научными средствами многообразия социальных, психологических, нравственных, эстетических и прочих граней человеческой жизни.

 

СВОБОДА СОВЕСТИ ― право человека совершать мировоззренческий выбор самостоятельно и без принуждения, руководствуясь своими убеждениями и разделяемыми моральными установками. Исторически и поныне основным содержанием С. С. считается религиозная свобода, т. е. право выбирать, исповедовать индивидуально или совместно с другими и распространять любую религию, либо не исповедовать никакой религии. С. С. подразумевает равенство всех религий перед законом. В тех странах мира, где признана и юридически закреплена С. С., ограничения на ее реализацию могут накладываться только в законодательном порядке и в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя этих стран, нравственности, здоровья, других прав и законных интересов населения.

 

СВОБО ДНЫЕ ЦЕ РКВИ — общее название протестантских организаций, которые находятся вне юрисдикции каких-либо иерархических структур и полностью автономны в вопросах вероучения, обрядности и внутренней жизни.

Первоначально так именовались союзы неепископальных евангелических общин в Англии конца XIX в. В последующем понятие распространилось на те протестантские церкви в Европе, которые устранили жёсткую обязательность обрядовых требований при вступлении в них новых членов. К С. Ц. относятся организации баптистов, конгрегационалистов, меннонитов, ряд объединений пресвитериан и пятидесятников. Заметное место С. Ц. занимают в конфессиональном спектре Скандинавии (крупнейшая из них — Шведский Миссионерский союз, созданный в 1878 г.).

Общим принципом принадлежности к С. Ц. является публичное указание человеком на свою веру и желание жить в соответствии с принятым христианской общиной нравственным порядком. Автоматическая идентификация с конфессией по одному лишь рождению в семье её последователей или же по этнической принадлежности человека С. Ц. не признаётся. Внешние формы устройства церквей могут различаться: от международных централизованных сообществ, до конгрегационалистской модели, когда каждая община самостоятельно представляет церковь Христову. В общинах пребывают только те, кто сохраняет состояние освящения; неверующие и нарушители церковной дисциплины исключаются.

 

СЕКУЛЯРИЗА ЦИЯ (от лат. saeculum ― эпоха, человеческий век, поколение; позднелат. saecularis — мирской, светский) — обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии. Исторически и поныне С. именуется перевод (как правило, принудительный) собственности религиозных организацийв светское (главным образом ― государственное) владение. Другое значение С. связано с добровольным выходом верующего из сословного состава служителей религиозного культа. В современной социальной мысли наиболее распространено широкое понимание С. ― как процесса, сочетающего две основных составляющих: 1) устранение контроля и вмешательства со стороны религиозных организаций в дела государства и общества; 2) освобождение сознания и поведения людей от авторитарного влияния религиозных представлений, предписаний и норм.

Общим среди исследователей С. стало признание реальности этого явления, однако его истолкование далеко не единообразно. Объясняя причины С., религиоведы чаще всего указывают на дифференциацию современного общества, в котором религия, как и любой иной социальный институт, получает специализированное значение и этим отделяется от других. Отмечается неспособность каждой конкретной религии стать универсальным объединяющим фактором в структурно сложной социальной среде. При этом обнаруживается и сохраняющаяся востребованность религиозного присутствия в обществе, реализуемая в генерировании новых и множественных форм сакрального. Отсюда следует пересмотр взгляда, ограничивающего С. только упадком религиозности. Дисфункциональность каких-либо религиозных институтоввлечет за собой не отмирание религии, а появление ее более жизнеспособных разновидностей. Таким образом, С. предстает как необходимый момент в динамике духовного саморазвития человечества, дающий импульс для корректировки религиозной жизни, более точной расстановки сакральных ориентиров.

Завершенным идейным выражением С. принято считать секуляризмкак полную эмансипацию человеческой жизни от любых проявлений религии. Такая идеология действительно наблюдается в разных обществах, однако не может считаться преобладающей. Напротив, современные исследования обращают внимание на активизацию религиозных исканий, своего рода «возвращение к сакральному», что наблюдается в самом широком диапазоне ― от глобального распространения новых религиозных движений до нарастающего присутствия в ряде регионов мира религиозного фундаментализма.

В большинстве случаев свидетельствами С. становятся массовый отход людей от активного участия в делах религиозных организаций и снижение масштабов совершаемых религиозных действий. При этом собственно религиозность не исчезает, меняются лишь ее степень и способы выражения. С другой стороны, в обществах, сохраняющих высокий уровень религиозного влияния, может присутствовать и секулярность.

Стимулами к С. становятся развитие рациональных способов объяснения мира, снижение прежних возможностей и авторитета наиболее распространенныхтрадиционных религий, потребность в новых механизмах адаптации человека к нарастающим сложностям современной жизни. С. влечет за собой реструктуризацию религиозной жизни ― утрату религиозными организациями мирских функций, отказ от безоговорочного подчинения верующих административным структурам конфессий, снижение роли формально-институциональных требований, усиление личностных мотиваций в религиозном поведении индивидов.

С. не упраздняет религиозных потребностей, а переводит их на новые пути реализации, более подходящие жизненной повседневности, мировоззренческим и нравственным исканиям верующих в постиндустриальном социуме. Секулярное общество предполагает самостоятельность выбора человеком для себя духовной традиции, без ее навязывания, по крайней мере ― рычагами государственного принуждения. Проявлением этого может стать даже отказ человека от принадлежности к какой-либо из существующих религиозных организаций, при сохранении религиозных настроений и формировании индивидуальных религиозных практик (так называемая «приватизация веры»). При демократическом устройстве современное секулярное государство предоставляет свободу любым формам организации религиозной жизни, если они не нарушают действующее законодательство. Мирское положение конфессий уравнивается средствами гражданского правового регулирования, которое в равной степени обязательно для соблюдения всеми, вне зависимости от «древности» исповедуемой веры.

 

ТЕИЗМ (от греч. θ ε ό ς ― Бог) ― обобщающее наименование вероисповеданий, признающих высшей силой, создающей мир и предопределяющей его судьбу, трансцендентного сверхъестественного Бога-творца. Самые значительные теистические религии — иудаизм, христианство, ислам.

 

УНИТАРИА НСТВО (от лат. unitas — единое, единство) ― движение в протестантизме, исповедующее веру в единоличного Бога. Ведущий мотив теологии — неприятие догмата о Троице (триединстве Бога), отчего его приверженцы часто именуются антитринитариями. Протестантская установка на непосредственное оправдание верой побуждала теологическую мысль устранять навязанные церковным авторитетом догматические толкования. И в этом смысле протестантизм принёс реактуализацию еретических для церкви антитринитарных идей арианства, модализма, несторианства и т. п. По представлениям У. единство Бога — внеипостасно. Христос — это лишь человек, наделённый от Бога пророческой миссией. В мировоззренческом плане такой подход близок к деизму (пониманию Бога как Творца, который не вмешивается после сотворения мира в жизнь своего создания). Это сделало его привлекательным для многих верующих представителей точных наук. Они нашли здесь убедительный способ совместить религиозный образ мироустройства с отказом от мистико-иррациональных объяснений конкретных состояний природы и человеческой жизни. В то же время У. оказалось приемлемо и наиболее радикальным течениям в протестантизме. Особое значение в нём получают идеи веротерпимости и религиозного плюрализма. В XX в. складываются альянсы У. с другими адогматическими христианскими движениями — Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей, Унитарианско-универсалистская ассоциация и ряд др.

 

ХАРИ ЗМА (от греч. χ ά ρ ι σ μ α — дар) — благодать в виде выдающихся дарований, по убеждению верующих, явленная из сверхъестественной инстанции. В христианстве теологическое объяснение Х. связывает ее с библейским событием в Иерусалимском храме на празднике Пятидесятницы: излиянием от Святого Духа на апостолов девяти даров — мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, разноязычия, истолкования языков (1 Кор. 12: 8–10). Признание за кем-либо сверхобычных способностей, имеющих сакральную природу, существует и в др. религиях, преимущественно ― на уровне обыденного религиозного сознания, хотя может присутствовать и как элемент вероучения. Считается, что Х. может поддерживаться постоянными особыми молитвами и религиозными обрядами, совместными усилиями религиозной группылибо непосредственным восприятием индивида. В религиозной среде обладатель Х. (харизматик) воспринимается как носитель дара общезначимых способностей, имеющих сверхъестественное происхождение. Поэтому обычно он выступает в качестве духовного лидера, а также наделяется авторитетом в социальной жизни своих приверженцев. Авторитет обладателя Х. обусловлен не социальной традицией и привычкой к послушанию, а эмоциональным воздействием на людей от силы дара харизматика. Поэтому харизматик должен постоянно поддерживать у окружающих веру в присутствие у него Х. ― производить чудесные деяния, вступать в контакт со сверхъестественным источником своего дара, убеждать сомневающихся и бороться с критиками. В большинстве исследований Х. объясняется как некое внерациональное, чувственно-эмоциональное созвучие лидера и религиозной группы, свободное от официальных условностей и формализованного общения. Отмечается, что это восприятие часто основано не столько на реальных способностях харизматика, сколько на связываемых с ним ожиданиях.

 

ЭКУМЕНИ ЗМ (от греч. ο ί κ ο υ μ έ ν η — обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства. Прежде всего, с ней связывается движение за объединение христианских церквей. Это межконфессиональное движение, хотя преобладающая роль здесь принадлежит протестантским организациям.

Организационное начало движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 в Эдинбурге Последствием ее решений стало образование Международного миссионерского совета (1921), международных обществ «Жизнь и деятельность» (1925, изучало отношение христианства к общественно-политическим и экономическим явлениям), «Вера и порядок» (1927, имело целью воссоединение разрозненных деноминаций). С 1937 в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии термин Э. В 1938 началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблее в Амстердаме (1948) учреждением Всемирного совета церквей (ВСЦ). Ныне он объединяет более 300 церквей из 100 стран мира (ок. 440 млн верующих). В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных (с 1961 Русская православная церковь) и дохалкидонских церквей. Римско-католическая церковь принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве. Регулярно проводятся всемирные конференции ВСЦ, где согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей.

Протестантская экклесиология (учение о церкви) в целом приемлет существующее организационное разделение христианских церквей. Единство понимается протестантами как согласие в принципиальных вопросах вероучения. Католицизм и православие видят в такой множественности отпадение от «истинной Церкви», под которой полагают собственные организации. Поэтому их нынешнее отношение к Э. неоднозначно. С одной стороны, необходимость единения с др. христианскими церквами не отрицается, а за рядом их доктринальных положений признается наличие истинного содержания. Для согласования проводятся, например, регулярные собеседования православных и лютеранских богословов. С другой стороны, правильным Э. считается возвращение христиан в «истинную Церковь», с осуждением и отказом от всех предыдущих заблуждений. По этой причине экуменические контакты бывают затруднены. Активнее они ведутся протестантскими церквями, многие из них на местном или региональном уровне сотрудничают с организациями православных и католиков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Репликация линейных геномов: особенности




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.