Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страновый риск России и его изменение в 1992 — 2000 гг.






Низкая привлекательность страны для иностранных инвесто­ров обусловлена большими рисками, которые для широкого кру­га кредиторов и инвесторов более существенны, чем вполне веро­ятные высокие прибыли. Оценку предпринимательских и финан­совых рисков осуществляют многочисленные рейтинговые агент­ства. Среди них наиболее авторитетным является журнал «Евро-мани» (Euromoney), который два раза в год, весной и осенью, публикует рейтинги стран по страновым рискам.

Страновый риск представляет собой синтетический показатель восприятия международным сообществом конкретной страны с точки зрения осуществления в ней предпринимательской деятель­ности. Для их расчета используются девять частных показателей, для которых экспертно определен вес в итоговом показателе: 1. Экономическая характеристика с весом 25%; 2. Политичес­кий риск — 25%; 3. Долговой индикатор — 10%; 4. Невыполне­ние долговых обязательств или реструктуризация — 10%; 5. Кре­дитный рейтинг — 10%; 6. Доступ к банковским финансам — 5%; 7. Доступ к краткосрочным финансам — 5%; 8. Доступ к рынкам капитала — 5%; 9. Процент скидки при форфейтинге — 5%.

В сентябре 1992 г. журнал «Euromoney» по величине страно-вых рисков поставил Россию на 129 место из 169 стран. Риски были связаны с кризисным состоянием экономики, расстроенны­ми финансами, политической конфронтацией. Кроме того, в 1992 г. были отменены льготы иностранным инвесторам, предус­мотренные союзным Законом об иностранных инвестициях. В мар­те 1994 - 1995 гг. Россия находилась на 136-141 местах из 181 страны. Места стран СНГ в мировом рейтинге по страновым рис­кам приведены в таблице 12.

Осенью 1995 г. по рейтингу страновых рисков Россия была на 142 месте. Такое восприятие России мировым инвестиционным сообществом можно проиллюстрировать высказыванием Маршал­ла Голдмана, который полагал, что ее «...экономика находится в состоянии постоянного кризиса без ясных перспектив выхода из него»21.

Перелом в инвестиционном имидже России произошел во второй половине 1996 г. Осенью 1996 г. она поднялась на 86 место — рекордный уровень за десятилетие реформ. Необходимо отметить, что активизации иностранных инвесторов на россий-

•------------------------- i,

21 Коммерсантъ-daily. 1997.20.02. •■ }^р, ц,.: ..^^,: Ф iftv'.-ty.Pi


 




Таблица 12

Места стран СНГ в мировом рейтинге по страновым рискам в 1992 — 2000 гг., определяемым «Euromoney»

 

Страны 1992 сент. 1994 сент. 1996 сент. 1997 сент. 1998 сент. сент. 2001 март
Армения              
Азербайджан              
Беларусь              
Грузия              
Казахстан              
Киргизия              
Молдова              
Россия              
Таджикистан              
Туркменистан              
Украина              
Узбекистан              

Источник: Euromoney. 1992 - 2000. Sept.; 2001. March.

ском рынке в 1996 г. не помешал бюджетный кризис и кризис неплатежей, а также усиление спада в производственной сфере. В марте 1997 г. Россия опустилась на 91 место. В результате финансового кризиса рейтинг России резко' понизился до 129 места, но к осени 2000 г. практически вернулся на предкризис­ный уровень. Сегодня Россия по уровню странового риска зани­мает место в середине списка из 185 стран, по которым проводит­ся оценка. Такое ее положение обусловлено, прежде всего, сохра­няющимся представлением о высоких политических рисках в России и неблагополучном состоянии ее экономики.

Принципиальные изменения в структуре инвестиций в 1992 -2000 гг. отражали разные уровни рисков для инвестиций в госу­дарственные и корпоративные ценные бумаги и для прямых ин­вестиций. Меньшие риски вложений в ценные бумаги в 1996 -1998 гг. (до кризиса) были обусловлены их краткосрочным и вы­соколиквидным характером, государственными гарантиями по го­сударственным ценным бумагам, отсутствием до 1997 г. налого­обложения доходов по ценным бумагам и сравнительно низким его уровнем, введенным в 1997 г. — 15%.

С учетом высоких рисков прямые инвестиции и связанные с


ними кредиты направлялись и по-прежнему направляются, прежде всего, в некапиталоемкие проекты с высокой ожидаемой прибы­лью. Речь идет о проектах, нацеленных на:

1. Использование «ноу-хау» в виде информационного продук­та (знания о внешних рынках, оценка недвижимости, разработка бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований, финан­совый инжиниринг и т.д.);

2. Использование отсутствия конкуренции на рынке качествен­ных товаров и услуг (ресторанный, гостиничный бизнес, медицин­ский, торговый и туристический сервис, производство продоволь­ствия, предметов санитарии и гигиены, строительных материалов, бытовой техники и т.д.);

3. Посредническую деятельность в сфере внешней торговли и привлечения инвестиций на российский рынок ценных бумаг и реализации российских ценных бумаг на мировом фондовом рынке.

Другой полюс притяжения денежных средств связан с экспорт­ными производствами, деятельность которых определяется состо­янием соответствующих мировых товарных рынков.

Уровень страновых рисков и объем иностранных инвестиций довольно тесно коррелируют друг с другом. Так, по величине пря­мых иностранных инвестиций на душу населения Россия, — 128 долл. накопленных за 1990 - 1999 гг. инвестиций на жителя, до­вольно сильно уступает странам Центрально-Восточной Европы. У Венгрии, Словении, Чехии и Эстонии этот показатель превосхо­дил 1500 долл., у Польши и Хорватии был выше 700 долл. По рейтингу странового риска страны ЦВЕ находятся между 32 мес­том — Венгрия и 83 местом — Румыния.

По абсолютным объемам ПИИ Россия стоит на уровне Чехии, уступая Польше и Венгрии. Отставание России от стран ЦВЕ объяс­няется такими известными причинами, как более весомые и быс­трые успехи в достижении макроэкономической стабилизации, значительно больший период открытия для иностранных инвес­тиций (у Венгрии, например, с 1972 г.), более развитая инфраструк­тура. Большинство стран региона активно участвуют в процессах европейской интеграции. Кроме того, в прошлом это наиболее развитая часть социалистического мира. Все они либо соседству­ют, либо располагаются вблизи от стран ЕС, а Польша, Чехия, Вен­грия и Словения образуют с ними единый территориальный мас­сив. Географическая близость оказывает большое влияние на инвестиционную активность. Основными инвесторами для Эсто-


нии являются Швеция и Финляндия, для Словении — Австрия и
Германия, для Болгарии — Греция, для Польши — Германия.
Бурный рост иностранных инвестиций в Польше в 1996 - 1999 гг.
в значительной мере связан с активизацией германского капита­
ла после того, как он в значительной мере освоил Восточные зем­
ли. Соседство обусловливает культурную близость, что обеспечи­
вает быструю адаптацию капитала в принимающих странах. За­
конодательные системы в ЦВЕ все сильнее унифицируются с ана-.
логичными системами в ЕС. '

Заметно выше по рейтингу находятся соседние: Китай — 46 и Турция — 69 места. Китай сильно опережает Россию не только по абсолютным объемам инвестиций (примерно в 10 раз), но и в расчете на одного жителя.

По величине странового риска положение России лучше, чем у большинства стран СНГ (таблица 12). Но она уступает Казах­стану и Азербайджану, которые одновременно заметно превосхо­дят Россию по прямым иностранным инвестициям на одного жителя. Остальные страны СНГ характеризуются высокими ин­вестиционными рисками и минимальными объемами иностран­ных инвестиций. Накопленный объем прямых инвестиций на душу населения в этих странах на начало 1999 г. не превышал 50 долл. Это наиболее удаленные от потенциальных инвестицион­ных доноров государства. В своем большинстве они географичес­ки обособлены от мировых рынков, не располагают достаточным кадровым потенциалом, имеют небольшие по емкости нацио­нальные рынки. Среди стран переходной экономики они харак­теризуются самым низким уровнем жизни и наименее развитой рыночной инфраструктурой. Кроме того, все эти страны либо не достигли удовлетворительной внутренней стабильности, либо рас­полагаются вблизи очагов вооруженных конфликтов.

В развитых странах переходной экономики иностранные ин­вестиции имеют широкую сферу приложения и направляются в разные секторы экономики, исходя из величины ожидаемой при­были. Инвестирование происходит путем приобретения пакетов акций, покупки предприятий в целом, финансирования проектов на основе инвестиционных контрактов. В менее развитых стра­нах методы привлечения капитала существенно иные. Важным средством привлечения крупных инвестиций являются соглаше­ния о разделе продукции при освоении природных ресурсов и продажа полностью или частично государственных промышлен­ных предприятий, передача предприятий и месторождений по-


лезных ископаемых в концессию или трастовое управление, пре­доставление налоговых и таможенных льгот.

Россия по характеру проводимой политики в отношении ино­странных инвестиций может быть отнесена к группе развитых стран с относительно стабильной экономикой. Но несоответствие этой политики реальным экономическим условиям, сложившимся в стране в 1992 - 1998 гг., привело к тому, что явный прогресс на мировых рынках ссудного капитала и мировых фондовых рынках сочетался со стагнацией на рынке прямых инвестиций. Это отра­жает специфику хода российских реформ, когда бурное развитие финансового сектора сочеталось с хроническим спадом в произ­водственном секторе, приватизация предприятий и развитие фон­дового рынка не дополнялись созданием рынка недвижимости и правовым обеспечением залога, сравнительно высокая динамика экспортных связей сопровождалась сжатием внутреннего рынка. В этих условиях иностранные вклады усилили противоречия меж­ду отдельными сегментами российской экономики, в частности, меж­ду финансами и производством, обрабатывающими отраслями и отраслями, производящими топливо, сырье, материалы.

Таким образом, улучшение положения в рейтинге тождественно повышению инвестиционной привлекательности. Это тем более важно, что на мировом рынке прямых и портфельных инвести­ций наблюдается конкуренция как между принимающими стра­нами, так и между компаниями стран-инвесторов на территории стран-реципиентов за наиболее доходные места помещения капи­талов. В связи с этим, а также наблюдающимся инвестиционным «голодом», большое значение имеет создание конкурентной ин­ституциональной среды.

Сегодня федеральный центр для усиления притока иностран­ных инвестиций в реальный сектор делает ставку на стабильную налоговую систему при общем снижении уровня налогообложе­ния. Значительные возможности для оптимизации налогообло­жения создают соглашения об избежании двойного налогообло­жения. Россия на начало 2001 г. имела такие соглашения с 35 странами мира.

Существенную роль в привлечении масштабных инвестиций Должно сыграть усовершенствование Закона «О соглашениях о Разделе продукции», который принципиально важен для инвес­торов, поскольку налоги в рамках предмета Закона переносятся из административного права в договорное. При этом обеспечива­йся налоговая стабильность на весь период действия соглаше-


ния. Но для этого необходимо активизировать законодательное ут­верждение участков недр и месторождений, пользование которы­ми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

В современных условиях для повышения инвестиционной кон­курентоспособности большое значение имеет переход России на мировую систему бухгалтерского учета. Имеющиеся большие раз­личия в российском и западном бухучете создают проблемы в оценках реальной стоимости предприятия, финансово-экономи­ческой эффективности реализуемых и намечаемых проектов.

По оценкам компании Pricewaterhouse & Coopers, Россия из-за непрозрачности деятельности своих компаний ежегодно недо­бирает около 10 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций22.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие странового риска, его расчет. Рейтинг России в 1992 -2000 гг.

2. Динамика инвестиций по структуре вложений в 1992 - 2000 гг.

3. Влияние хода российских экономических реформ на объем иностранных инвестиций в Россию.

4. Определить меры для увеличения притока иностранных ин­вестиций.

2.5. Основные итоги внешнеэкономической либерализации

К важным позитивным результатам либерализации внешне­экономической деятельности России следует отнести ее вхожде­ние в глобальную экономику. Либерализация открыла для Рос­сии возможности широкого выхода на мировой финансовый ры­нок. Первостепенную роль для России в этом отношении играет МВФ. За 1992 - 1998 гг. Россия получила от фонда около 20 млрд. долл. в рамках трех программ финансовой помощи: сис­темной трансформации (STF), реабилитации платежного баланса (SBA) и расширенного кредитования для преодоления кризиса и решения структурных проблем (EFF).

Сотрудничество с МВФ имеет особую роль для России, посколь­ку на него ориентируются остальные кредиторы. Среди них рез­ко выделяется Мировой банк реконструкции и развития, общий портфель заимствований у которого составил около 10 млрд. долл. Кредиты МБ имели как бюджетозамещающий, так инвестицион-

22 Ведомости. 2001.25.04.,,,,,.,,. mii^,.... ^.„.,


ный характер. МБ кредитует отдельные проекты, в частности, в ТЭК. Здесь особо следует отметить угольный займ в 500 млн. долл., который направляется на реструктуризацию угольной про­мышленности. Кредиты ЕБРР, общим объемом около 3 млрд. долл., направляются на конкретные проекты, связанные с созда­нием рыночной инфраструктуры, поддержкой малого бизнеса, ре­ализацией отдельных коммерческих проектов. Особенностью кре­дитов, предоставляемых этими международными финансовыми организациями, являются льготные условия возврата по времени и величине ставок.

Важным прорывом в диверсификации внешних источников бюджетного финансирования в 1996 - 1998 гг. стало размещение на внешних рынках государственных ценных бумаг. В ноябре

1996 г. Россия осуществила первое размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. долл. сроком на 5 лет под 9, 25% годовых. В

1997 г. Россия за счет размещения евробондов выручила 4 млрд. долл., в том числе 3, 2 млрд. долл. федеральные и 0, 8 млрд. долл. региональные органы власти. Перенос центра тяжести в полити­ке государственного заимствования на внешние источники объяс­нялся тем, что последние в тот период были заметно дешевле внут­ренних.

Нагрузку на бюджет в части долговых обязательств существен­но облегчило заключение Россией в начале 2000 г. соглашения с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации задолжен­ности, унаследованной от СССР. С Парижским клубом такие пе­реговоры еще ведутся.

Кроме того, в сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Дол­ги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из об­щей суммы задолженности в 140 млрд. долл. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300-500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками.

Вместе с тем, если для западных финансовых институтов зай­мы для России это, хотя и рискованное, но весьма прибыльное с точки зрения долгосрочных интересов помещение капитала, то Для России это вынужденное мероприятие, связанное с многолет­ними и крупномасштабными выплатами долгов из бюджета. Кре­диты и займы при этом не гарантируют осуществление жела­тельных структурных изменений в российской экономике и, со­ответственно, ее специализации в мировой экономике.

Gt; -


i В связи с этим к принципиальным неудачам российской ли­берализации следует отнести то, что внешнеэкономические связи не смогли создать стабильные финансовые условия развития стра­ны. Либерализация внешнеэкономической деятельности не со­здала предпосылок для роста доходности российской экономики, но обусловила возможности широких заимствований за рубежом, которые стали частью российского бюджетного процесса. Посту­пающие извне финансовые ресурсы в основном «проедались» по социальным статьям бюджета и в крайне слабой мере участвуют в технологической модернизации экономики, которая могла бы повысить ее доходность.

Главные финансовые ресурсы России связаны с экспортом. Но в экспортной базе резко преобладают топливно-сырьевые товары, что делает финансовое положение страны сильно зависимым от конъюнктуры на мировых рынках. За 1992 - 2000 гг. не удалось изменить структуру участия России в международном разделе­нии труда.

Сложность этой структурной задачи заключается в том, что для ее решения требуются масштабные инвестиции. Однако за 1992 - 1999 гг. Россия превратилась в нетто-экспортера капита­ла. Суммарный вывоз капитала из страны в этот период оценива­ется в 150-200 млрд. долл. Общая сумма долга увеличилась с унаследованных от советского периода 103, 5 млрд. долл. до 158, 0 млрд. долл. на конец 1999 г.23. Накопленные за годы реформ прямые иностранные инвестиции оказались в 2, 5 раза меньше прироста внешнего долга. Нетто-экспорт капитала в решающей мере обусловлен высокими рисками предпринимательской дея­тельности в России. Они обусловлены нестабильным финансовым положением, фискальными приоритетами федеральных и регио­нальных властей, слабостью законодательства, защищающего интересы инвесторов, неразвитостью рынка недвижимости, кри­минализацией экономики и т.д. Значительную часть рисков со­здают также свойства российского пространства, и, в частности, его протяженность, периферийность, экономическая разрежен­ность, слабая коммуникационная проницаемость.

Приращению финансовых ресурсов до августовского кризиса 1998 г. не способствовала валютная и таможенная политика фе­дерального центра. Укрепление рубля путем завышения его кур­са относительно доллара делало убыточным экспорт многих това-

^Хейфец БЛ. Кредитная история России. От Екатерины II до Пу­тина. УРСС. - М., 2001. - С. 99.


ров. Кроме того, это облегчало проникновение на российский ры­
нок импортных товаров. В результате этого сокращались произ­
водство для внутреннего рынка и поступления в бюджеты всех
уровней. ■ >

Ошибочность политики «курсового якоря» для российской ин­фляции, имевшей в значительной мере структурную природу, под­твердило оживление российской экономики после четырехкрат­ной девальвации рубля в результате финансового кризиса 1998 г. Девальвация рубля показала, что при глубинном (внутриматери-ковом) размещении экспортного производства его доходность при прочих равных условиях сохраняется, когда текущий валютный курс рубля более чем в 1, 5 раза превышает паритет покупательной способности рубля относительно доллара. В 1992 г. это превыше­ние в среднем составило 9, 4 раза, в 1993 г. — 4, в 1994 г. — 2, 4, в 1995 г. — 1, 75, в 1996 г. — 1, 42, 1997 г. — 1, 35, в 1998 г. — 1, 70, в 1999 г. — 2, 5324.

До 1998 г. большие потери федерального бюджета были так­же связаны с беспорядочной политикой предоставления разного рода льгот участникам внешнеэкономической деятельности. Так, за 1992 - 1993 гг. федеральными органами власти было принято около 60 документов, дающих различные таможенные и валют­ные льготы. По оценке аналитического центра Совета Федерации, потери бюджета только от таможенных льгот (без импортных НДС и акцизов) составили в 1992 г. 2, 1 трлн. руб., в 1993 г. — 2 трлн. руб., в 1994 г. — 11 трлн. руб., при фактических поступлениях в бюджет, соответственно, 0, 4; 2, 5 и 7 трлн. руб.25. Предоставлен­ными льготами смог воспользоваться преимущественно торговый и финансовый капитал. В 1995 и 1996 гг. большинство льгот было ликвидировано, но на смену им быстро начали распростра­няться налоговые освобождения.

В 1992 - 1997 гг. политика «валютного коридора» сочеталась с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках и бурной криминализацией внешнеторговой сферы (контрабанда, ложный экспорт, импорт, транзит, манипуляции с внешнеторго­выми ценами и т.д.), большими объемами бартерных операций, что в сумме обернулось устойчивым сокращением бюджетных доходов.

24 Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000,
IV квартал. Рабочий центр экономических реформ. Российско-Европей­
ский центр экономической политики. — М., 2001. — С. 119.;.

25 Коммерсантъ-daily. 1995.09.02.: > чс


 



5-4411




                         
 
   
     
   
 
 
     
     
 
       
 

После кризиса 1998 г. и девальвации рубля политика принци­пиально изменилась: активизировалась борьба со льготами, стал ужесточаться таможенный и валютный контроль, стал использо­ваться плавающий курс на проэкспортном уровне. В 1999 г. на­чался подъем цен на энергоносители, металлы, лесопродукцию. С экспортом, как показали расчеты ученых Института экономики РАН, в решающей мере (на 86, 6%) связан рост промышленного производства в России с октября 1998 г. по январь 2000 г.26. По­вышение доходов экспортного и импортозамещающего произ­водств существенно улучшило бюджетное положение страны. Валютные резервы России на середину 2001 г. достигли 35 млрд. долл. против 12 млрд. в начале 1999 г. Валютные резервы позво­ляют ЦБ РФ уверенно контролировать курс рубля. Кроме того, современное бюджетное положение страны позволяет обходиться без внешних заимствований.

Вместе с тем обслуживание задолженности превратилось в наиболее острую бюджетную проблему страны. В 1995 г. на об­служивание внешнего долга шло 5, 1% расходной части бюджета, а в 2000 г. — 18, 3%. Уровень накопленного долга в 1999 г. в 15, 6 раза превысил расходы бюджета27.

•На финансовую стабильность страны сильное влияние оказы­вают не только внешняя конъюнктура и объемы внешней задол­женности. В значительной мере на нее влияет разделение эконо­мики страны на экстравертный и интровертный секторы, произо­шедшее в результате внешнеэкономической либерализации. К первому относятся отрасли и производства, широко включенные во внешнеэкономические связи: экспортное производство, трей­деры, фирмы и физические лица, осуществляющие импортные операции, розничная торговля, реализующая импортные товары, филиалы ТНК, развернувшие производства с ориентацией на внут-рироссийский рынок, обслуживающие виды деятельности (банки, транспорт, складские услуги). В нем занято 20-25% экономичес­ки активного населения. Этот сектор с точки зрения доходов вы­играл от открытия российской экономики. В нем создаются рос­сийские финансовые ресурсы.

Но большая часть экономики и экономически активного насе­ления, связанных с обрабатывающей промышленностью, сельс­ким хозяйством, строительством, замыкается на сузившийся внут-

26 Райская Н. и др. Мифы экономического роста// Ведомости.

2000.04.04.

27 Хейфец БЛ. Кредитная история России. От Екатерины II до
Путина. УРСС. — М., 2001. — С. 109....................... •


ренний рынок. Интровертный (импортозамещающий) сектор либо ничего не выиграл от либерализации, либо понес серьезные поте­ри в виде усложнения сбыта продукции и услуг, а также сравни­тельного понижения цен на производимую продукцию при край­не ограниченной поддержке со стороны государства. Интроверт­ный сектор располагает значительно меньшими финансовыми ресурсами, и его оживление началось в результате удешевления рубля. Разделение экономики страны на два таких сектора нахо­дит свое отражение в социальной и региональной поляризации.

В целом такое деление экономики на два сектора довольно условно, поскольку под влиянием изменений конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках, а также параметров осуществля­емой макроэкономической политики и прежде всего, валютного курса, постоянно меняется соотношение между этими секторами. Поэтому правильнее рассматривать это деление через призму кон­курентоспособности продукции и финансовых условий деятель­ности.

Проэкспортный курс закрепляет такое деление, а через него консервирует поляризацию населения и предприятий по уровню доходов. Дешевый относительно доллара рубль затрудняет им­порт инвестиционных товаров, необходимых для модернизации импортозамещающих предприятий. С этим разделением связа­ны общие высокие риски предпринимательской деятельности в России, с которыми связан отток капитала из страны в объеме 20-25 млрд. долл. ежегодно. Вывоз капитала в такой ситуации можно рассматривать как способ отмыва криминальных денег и как путь понижения системного риска для компаний28. В свою очередь, легальный и нелегальный вывоз капитала прямо влияет на состояние платежного баланса страны, ее валютные резервы, инвестиционную активность, а через это на макроэкономические показатели. Вывоз капитала, таким образом, воспроизводит рис­ки, от которых он бежит.

Динамика финансов такова, что вывоз капитала и его крими­нализация означают прямой вычет из доходной части бюджета, а приток иностранного капитала (до 1999 г.) оборачивается бюд­жетными выплатами по обслуживанию внешних и внутренних заимствований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.