Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Григорий Сковорода






 

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине. В 1738 г. он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней, с перерывами, до 1750г. В 50-60-е годы Сковорода работает домашним учителем, преподает в Харьковском коллегиуме. С 1769 г. и до конца своей жизни (9 ноября 1794 г.) Сковорода отказывался от каких-либо официальных должностей, выбрав судьбу странствующего философа.

Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.

Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.

Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.

Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.

Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.

Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

18. «Философия в Украине в XIX - – начале XXI вв.»

При рассмотрении третьего вопроса «Философия в Украине в XIX - – начале XXI вв.» важно понять, что в первой половине XIX в. в Киеве сложилась религиозно-философская школа, которая сыграла значительную роль не только в украинской, но и русской философии. Наиболее видным представителем этой школы был Памфил Данилович Юркевич (1826-1874).

Для Юркевича исходным пунктом была идея безусловного начала - бесконечного, неизмеримого, вечного. Оно является самодостаточным источником становления всяких материальных форм. Человеческая природа есть одним из конечных образований безусловного начала.

Юркевич, как и Сковорода, считал сердце центром духовной жизни человека, оно, по его мнению, определяет сущность человеческой личности. Глубина сердца и есть душа человека, которая бессмертна и вечна, а поэтому вечен и бессмертен человек.

Каждого человека Юркевич рассматривал как неповторимую личность, как целостный отдельный мир, как ценность. Он был глубоко убежден, что между людьми должна существовать не борьба, а согласие и гармония - “мир”. Мир между людьми и мир людей с Богом по Юркевичу, является основной моральной ценностью.

Следует обратить внимание на содержание еще одного направления развития философской мысли в Украине в этот период, а именно, на разработку философии украинской национальной идеи.

Это направление обосновывали члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847) - тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Они призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н. Костомаров, П. Кулиш и Т.Г. Шевченко.

Н. Костомаров (1817-1885) является автором главного идеологического документа братства «Книга бытия украинского народа». В этом сочинении содержится историософская концепция, в центре которой проблема «Украина и мир». Эта проблема обосновывается автором в духе христианской философии. Костомаров убежден, что главное содержание и направленность исторического процесса определяет народ. Изучать историю, значит познавать “народный дух”, являющийся первоосновой исторического развития.

П. Кулиш (1819-1897) видел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на человека и мир как на двойственную сущность.

В условиях преследований и запретов, установленных царским правительством на употребление украинского языка, Кулиш отстаивал взгляд на народный язык как голос сердца, непосредственное проявление душевной глубины народа, способного выразить самые тайные движения души.

Особенное место в Кирилло-Меродиевском братстве занимал Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) – поэт, художник и мыслитель. Он родился в с.Моренцы на Черкащине в семье крепостного крестьянина. С 1860 г. академик Петербургской Академии искусств.

Мировосприятию Шевченко характерен антропоцентризм, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности. Даже в христианской религии он отбрасывает все, что мешает свободному развитию человека.

Славянскую федерацию Шевченко рассматривал как один из возможных путей освобождения Украины, утверждения ее языка, культуры, истории. Идеальный мир - это мир освобожденный от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир, где господствуют братские отношения между свободными людьми.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.

Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека.

Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.

Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко (1856-1916), получивший степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях. Именно в поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, “вечным революционером”. Эта идея обусловливает в дальнейшем развитие темы “личность и народ”, в которой он пропагандировал идеал безграничной преданности народу, готовности отдать жизнь за счастье народа.

Необходимо отметить, что концепция исторического прогресса у Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат " общие законы эволюции в органической природе". Критерием технического прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а " эмансипация человеческого индивида". Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фаталистический взгляд.

Социалистический строй представлялся Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государство не должно здесь иметь места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к " всевластию керманычей".

В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце XIX-XX вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.