Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разграничение полномочий между уровнями власти.






Основной хар-ой Фед гос-ва, между уровнями власти, является баланс отношений, между регион и меж. Важнейшей хар-ой баланса отношений является разграничение полномочий уровней власти. В федеративных гос-ах речь идет о разграничении полномочий м\у 3осн уровнями: общ, рег, местн

Принципы разграничений полномочий:

1.Иерархия уровней власти: Любое федеративное гос-во, в той или иной степени предполагает верховенство фед законодательства. Этим устанавливается иерархия уровней власти, при которой федеральный уровень выше, чем региональный. В некоторых странах Конституцией установлено, что региональные законы не соответствующие федеральным, автоматически не действуют (Австралия, Канада, Малайзия)

В Германии, Швейцарии федеральное право имеет преимущество, перед правом земель. Т.о. компетенция субъектов Ф не может быть ограничена. Т.к. это противоречит принципам гос единства. Редкие федерации, где официально говорится о суверенитете субъектов, используют формулировки ограниченного суверенитета(Швейцария, Мексика – определяет свою страну как свободную республику по вопросам внутр самоуправления) (гос-во едино)

2.Либеральный принцип: наиболее распр принцип разграничения полномочий, характерен, для старых, договорных Ф., Передают часть своих полн центру. Конституция такого гос-ва содержит перечисления полномочий центра, предполагая что все остальные полномочия изначально находятся у регионов(наиб демокр принцип) Принцип хар-н для Американских Ф, также он свойственен европейским Ф(Германия, Австрия) Эту модель у Нигерии, Пакистана, Бразилии.

3. Ведение модели совместной компетенции: Очень трудно провести четкую границу м\у компетенцией центра и субъ Ф, поскольку эти полномочия не могут пересекаться, поэтому, многие гос-ва, водят промежуточный уровень компетенции (совместная). В рамках нее, решения могут принимать и центры и регионы. (Россия 72 ст.) Совместная компетенция – решения принимают и центр и регион, регион в тех полномочиях которые устанавливает центр: организация региональной власти.

Эта модель может сочетаться с либеральным принципом, подразумевая, что в исключительном ведении регионов находятся вопросы не входящие не в федеральную, не в совместную компетенцию. (Германия, Нигерия, Пакистан, Россия, Бразилия 88г.) Ведение модели совм компетенции это новая форма современного развития законотворческого процесса в Фед гос-ве.

4. Либеральный принцип может дополняться не совместной компетенцией, а введением запретов, для регионального нормотворчества. А именно, перечень полномочий центра дополняется запретами для регионов, в остальном регионы обладают полной свободой. Обычно речь идет о лишении суб Ф признаков независимых гос-в (Америка, Франция, США, Мексика, Аргентина). Он хар-ен для менее централизованных Ф, с развитыми демографическими традициями, однако при реализации возникают проблемы. Так полномочия Центра могут быть определены в весьма широком объеме, особенно если они дополнены длинным перечнем совместных полномочий. В результате может оказаться, что на исключительную компетенцию субъектов, остается не так много полномочий (Пакистан)

5.Установочный: Когда общенациональное законодательство регламентирует все сферы включая региональную. Он чаще исп-ся в странах с менее развитыми демократическими традициями и более низкой полит стабильностью. Т.е. в Конституции прописываются все полномочия (центра, региона) Индия, Бразилия, Венесуэла. Данный принцип также исп-ся в странах, которые стремятся максимально упорядочить отношения Ц-Р (Канада) У данного принципа есть изъян, так все растущее многообразие полномочий трудно учесть и распределить м\у уровнями власти.

Есть 2 варика решения данного вопроса закон-ва. 1)постоянное внесение поправок в Конституцию, 2)гос-во стразу решает к какой компетенции отнести вопросы не вошедшие в списки.

А)в одних случаях установочный принцип дополняется контролируемой формулой, когда все полномочия, не перечисленные в К, считаются полномочиями центра, (Индия, Канада)

Б)установочный принцип может сочетаться с эл. Либерального. А все полномочия не отнесенные в Конституции к перечню полн, являются региональными (Венесуэлла)

6.Контрлиберальный: Когда гос-во определяет компетенцию регионов, оставляя все прочее себе, такая ситуация хар-на для гос-в, которые идут по пути децентрализации, но не являются федерациями.(Испания)

 

Вывод: Единой модели разграничения м\у уровнями власти не сущ-ет. Классической формулой считается либеральный принцип, который регламентирует только общерегиональную компетенцию. Гос-во с меньшей полит стабильностью предпочитает более жесткую регламентацию и установочный принцип, с разграничением полномочий. Сам принц разграничения полномочий еще не говорит о уровне децентрализации, поскольку важно понимать какие полномочия отнесены к какому уровню власти. Суще-т переходная зона в виде совместной компетенции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.