Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-ориентированный подход к учащимся в пед. процессе.






Традиционно организованный пед. процесс тяготеет к авторитаризму, т.е. в нём доминирует власть воспитателя, а воспитанник остаётся в положении подчинённости и зависимости. Таким и вырастает – пассивным исполнителем, равнодушным к тому, что и как он делает. Схема: «требование – восприятие – действие».

Проследим, как дальше развивается процесс авторитарного воспитания. Человек растёт безынициативным, подавленным, несвободным. На каком-то этапе он видит, что взрослым справляться с ним становится всё труднее, и он начинает отбирать у взрослых то, что ему недодали. Так проявляется неуважение к взрослым, отчуждение от них и высшая степень проявления хамства и нахальства. Возникнув один раз и не получив наказания, это растёт как снежный ком. Взрослые пожинают горькие плоды неуважительного воспитания. Прав был А.С.Макаренко: правильное воспитание – наша спокойная старость, а неправильное – горе и слёзы.

Необходим иной подход для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решения личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистический личностно ориентированный подход.

Личностно ориентированный подход – это такой подход, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса; это организация педагогического процесса на основе глубокого уважения личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику педагогического процесса. Строится на трех П: понимание, признание, принятие.

Пониманиепроникновение во внутренний мир ребёнка. Понимание детей затруднено по той простой причине, что мы уже взрослые, а они ещё дети. Профессиональная обязанность учителя – возвращаться в детство. Тогда ему будет понятно, почему ученик ведёт себя так, а не иначе. Соблюдение принципа требует целостного восприятия ребёнка, а не отдельных черт.

Признание – право ребёнка быть самим собой. Это примирение взрослых с его индивидуальностью, его взглядами, оценками и позицией. Какими бы они ни были, их уважают, считаются с ними. Признаём – значит верим в самосовершенствование.

Принятие – безусловное, т.е. без каких-либо предварительных условий, положительное отношение к ребёнку. Принятие – это не просто положительная оценка, это признание того, что ребёнок принят со всеми его недостатками, он имеет право быть таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Конечно, легче всего принять ребёнка, у которого достоинства превосходят недостатки. Но, читаем у Ф.Достоевского: полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит. В основе принятия ребёнка – любовь. Путь любви к ученику лежит через справедливость.

Особенности ЛО педагогики:

* сердцевиной является свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы ребёнок сам пришёл к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

* в этом процессе должны согласованно взаимодействовать воспитатель и воспитанник, поскольку именно взрослый выступает посредником между культурой и подрастающей личностью. Для большей эффективности процесса взрослый должен сделать ребёнка своим соратником, единомышленником.

* педагог должен приспосабливаться к процессу развития, но никак не вмешиваться в его течение. Вмешаться в небольшой степени можно только тогда, когда воспитатель видит, что развитие ребёнка носит попустительский характер.

* традиционно ещё многие наши учителя не только в младших классах, но и в старших относятся к ученику без должного уважения. Возможно, это специфика нашего менталитета, но всё нужно менять, если мы хотим, чтобы ребёнок воспринимал и принимал себя серьёзно. Скажите, кто из учителей серьёзно и уважительно называет первоклассников на «Вы»? А ведь, по большому счёту, так и должно быть, если мы хотим стоять не над ним, а рядом с ним, заручившись их доверием. Только тогда они смогут понять и поверить, что это всерьёз и навсегда.

* ребёнок будет тянуться только туда, где его любят и уважают, а не наказывают и оскорбляют.

 

ЗАДАНИЕ: 1. Выделите значение личностно-ориентированного воспитания.

2. Какие качества будут развиваться у ребенка при реализации данного подхода?

3. Сформулируйте основные требования в реализации личностно-ориентированного подхода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.