Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанности Уполномоченного по правам человека






 

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

1) вести личный прием граждан;

2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.

 

 

Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ

" Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

(с изменениями от 16 октября 2006 г., 10 июня 2008 г.)

Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на

должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -

Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и

уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными

лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе,

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию

законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в

соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по

вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен

каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской

Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством

Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного

права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и

свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории

Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности

Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5.

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации

может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской

Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте

Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта

Российской Федерации.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

должности Уполномоченного

Статья 6.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином

Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод

человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в

Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и

депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в

Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

Статья 8.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной

Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность

Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении

Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального

конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов

от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего

содержания: " Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно

исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после

назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента

принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь

назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут

прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более

чем на два срока подряд.

Статья 11.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом

Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,

научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические

цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не

позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока

Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и

Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной

или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан,

арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а

также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено

федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность

Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на

принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая

должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной

меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание

Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении

Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного

времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится

постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый

Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со

дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке,

установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного

Статья 15.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и

находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

гражданства (далее - заявители).

Статья 16.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия

(бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями,

принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской

Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к

рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня

нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их

нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение

существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению

заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его

жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах

принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания

не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих

прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или

должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный

орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия

(бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в

принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью

защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства

защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

в пределах своей компетенции.

Статья 22.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых

обжалуются.

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного

самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные

объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного

самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и

материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая

судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными

органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных

исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе

рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных

правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с

прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении

уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом

безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных

на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами

начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную,

коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по

гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с

выполнением его обязанностей.

Статья 25.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному

органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия

(бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам,

подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан

принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным

конституционным законом.

Статья 27.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он

усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении

жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе

рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного

согласия.

Статья 29.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или

действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или

должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в

установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении

дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении

должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную

силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления

судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также

присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение

конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению

в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом

3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 30.

1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого

являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления,

государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется

полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта

Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов

Уполномоченного.

Статья 31.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,

обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и

должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к

обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об

изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и

законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что

решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются

на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном

законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если

законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32.

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией

Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской

комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для

проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии

непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат

Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об

утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о

проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также

непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских

слушаниях.

Статья 33.

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей

деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную

Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации

Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному

опубликованию в " Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут

быть опубликованы по решению Уполномоченного в " Российской газете" и в других изданиях.

Статья 34.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять

Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую

для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены

Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не

установлен иной срок.

Статья 35.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо,

получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в

месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить

Уполномоченному.

Статья 36.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение,

неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным

конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной

форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36.1.

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными

комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия

реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах

принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного

контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том,

что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном

составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.

Глава IV. Аппарат Уполномоченного

Статья 37.

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное,

научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности

Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом

юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим

наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 38.

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата

осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства,

необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для

осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является

государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми

палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими

информационными и справочными материалами, официально распространяемыми

Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,

Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации,

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской

Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также

другими информационными и справочными материалами.

Статья 39.

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его

структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное

расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный

издает распоряжения.

Статья 40.

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой

труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются

применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих

государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата

Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной

государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 41.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться

экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод

человека и гражданина.

Глава V. Заключительные положения

Статья 42.

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 43.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального

конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на

должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального

конституционного закона.

Статья 44.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его

официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин

Москва, Кремль

26 февраля 1997 года

N 1-ФКЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

26 августа 2010 года N 620-ЗО

«Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области»

 

Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, порядок его назначения на должность, прекращения полномочий, его компетенцию и условия деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (далее - Уполномоченный по правам человека) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом " Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Челябинской области в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами, организациями, находящимися на территории Челябинской области.

2. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции каких-либо органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

3. Должность Уполномоченного по правам человека является государственной должностью Челябинской области.

Гарантии независимости Уполномоченного по правам человека, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Челябинской области для должностных лиц, замещающих государственные должности Челябинской области.

4. Местом нахождения Уполномоченного по правам человека является город Челябинск.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека

 

1. Уполномоченный по правам человека в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

2. Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

 

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного по правам человека

 

1. Деятельность Уполномоченного по правам человека осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Уполномоченный по правам человека осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека и субъектах Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

3. Уполномоченный по правам человека не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина, без их письменного согласия.

 

Статья 4. Основные задачи Уполномоченного по правам человека

 

Основными задачами Уполномоченного по правам человека являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведению их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) осуществление правового просвещения граждан Челябинской области по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

4) содействие органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в создании системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, осуществление мониторинга соблюдения прав, свобод и законных интересов детей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации;

5) содействие органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области в создании условий для развития институтов гражданского общества;

6) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области прав и свобод человека и гражданина и содействие его развитию;

7) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

 

Статья 5. Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека

 

На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Челябинской области не менее пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование, не имеющий неснятой или непогашенной судимости.

 

Статья 6. Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека

 

1. Уполномоченный по правам человека назначается на должность Законодательным Собранием Челябинской области (далее - Законодательное Собрание). Решение Законодательного Собрания о назначении Уполномоченного по правам человека принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания, которое подлежит официальному опубликованию.

Кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека вносится в Законодательное Собрание Губернатором Челябинской области (далее - Губернатор области) с учетом рекомендаций депутатов Законодательного Собрания, членов Общественной палаты Челябинской области.

2. Кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека вносится в Законодательное Собрание не позднее 30 календарных дней до дня истечения срока полномочий Уполномоченного по правам человека или в течение 30 календарных дней со дня принятия постановления Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека.

3. К предложению о внесении кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека представляются следующие документы:

1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Законодательное Собрание для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства, номер контактного телефона;

2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата;

3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы Челябинской области;

4) автобиография кандидата;

5) копия документа о высшем профессиональном образовании кандидата.

4. Уполномоченный по правам человека назначается на должность сроком на пять лет.

Назначение на должность Уполномоченного по правам человека производится Законодательным Собранием не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.

5. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания, а также его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного по правам человека более чем на два срока подряд.

 

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного по правам человека

 

1. Уполномоченный по правам человека вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: " Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Челябинской области, справедливостью и голосом совести".

Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания не позднее 60 дней со дня назначения Уполномоченного по правам человека на должность.

2. Уполномоченный по правам человека имеет служебное удостоверение установленного образца, которое выдается в соответствии с Положением об удостоверении Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (приложение 1).

 

Статья 8. Условия осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека

 

1. Уполномоченный по правам человека не может быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, замещать иные государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный по правам человека обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 40 дней со дня назначения на должность.

 

Статья 9. Прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека

 

1. Полномочия Уполномоченного по правам человека прекращаются с момента вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного по правам человека.

2. Полномочия Уполномоченного по правам человека прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления Уполномоченного по правам человека о сложении своих полномочий;

2) несоблюдения ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством или законодательством Челябинской области для лиц, замещающих государственные должности Челябинской области;

3) нарушения требований статьи 8 настоящего Закона;

4) утраты Уполномоченным по правам человека гражданства Российской Федерации или выезда его за территорию Челябинской области на постоянное место жительства;

5) неспособности Уполномоченного по правам человека по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного по правам человека либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного по правам человека либо о признании его недееспособным;

7) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного по правам человека безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

8) смерти Уполномоченного по правам человека.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен не позднее двух месяцев со дня освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека принимается Законодательным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

 

Глава III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Статья 10. Права Уполномоченного по правам человека

 

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач:

1) проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) запрашивает и получает от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей;

3) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина предлагает Законодательному Собранию заслушать по поводу обнаруженных нарушений указанных прав и свобод должностных лиц соответствующих органов;

5) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания, Губернатора области и Правительства Челябинской области (далее - Правительство области) вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

6) направляет в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

7) вносит в органы государственной власти Челябинской области предложения по совершенствованию государственных образовательных стандартов и учебных программ основного общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования государственных образовательных учреждений Челябинской области;

8) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Челябинской области в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

9) присутствует на заседаниях Законодательного Собрания, его комитетов, Правительства области и иных органов исполнительной власти Челябинской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в случаях рассмотрения ими вопросов в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

10) по своей инициативе направляет специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Законодательное Собрание и Губернатору области;

11) самостоятельно или с привлечением экспертов и специалистов проводит исследования в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

12) издает материалы, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина, размещает их на своем официальном сайте;

13) участвует в развитии институтов медиации (посредничества).

 

Статья 11. Обязанности Уполномоченного по правам человека

 

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

1) вести личный прием граждан;

2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.

 

Статья 12. Гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека

 

Уполномоченный по правам человека пользуется следующими гарантиями для осуществления своей деятельности:

1) безотлагательно должен быть принят по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, руководителями организаций, находящихся на территории Челябинской области;

2) беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области и организации, находящиеся на территории Челябинской области.

 

Статья 13. Рассмотрение обращений Уполномоченного по правам человека

 

1. Должностные лица органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, обязаны в течение 30 календарных дней предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного по правам человека, необходимые для осуществления его полномочий.

2. Заключения и рекомендации Уполномоченного по правам человека направляются в соответствующие органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного по правам человека направляются им в соответствующие федеральные органы государственной власти и их территориальные подразделения.

3. Органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностные лица, руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, получившие заключения, рекомендации и другие обращения Уполномоченного по правам человека обязаны рассмотреть их в течение 30 календарных дней и уведомить об этом Уполномоченного по правам человека в письменной форме.

4. Уполномоченный по правам человека имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении заключений, рекомендаций и других обращений, указанных в части 3 настоящей статьи. О времени и месте проведения заседания Уполномоченный по правам человека должен быть извещен не позднее чем за три дня до даты проведения соответствующего заседания.

5. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями Уполномоченный по правам человека вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и (или) в федеральные органы государственной власти, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов.

 

Статья 14. Основания для рассмотрения дел о нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченным по правам человека

 

Основанием для рассмотрения Уполномоченным по правам человека дел о нарушении прав и свобод человека и гражданина являются поступившие к нему жалобы (заявления) и ставшие ему известными факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области.

 

Статья 15. Подача жалобы (заявления) Уполномоченному по правам человека

 

1. Жалоба (заявление) может быть подана (подано) гражданином, проживающим на территории Челябинской области, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории Челябинской области (далее - заявитель), полагающими, что их права и свободы были нарушены органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области или их должностными лицами.

2. Жалоба (заявление) должна (должно) содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа или должностного лица, действия (бездействие) или решения которого обжалуются, изложение существа действий (бездействия) или решений, нарушающих, по мнению заявителя, его права. При обжаловании заявителем ранее в судебном или административном порядке действий (бездействия) или решений органа или должностного лица к жалобе (заявлению) должны прилагаться копии решений, принятых по его жалобе (заявлению).

Жалобы (заявления) направляются Уполномоченному по правам человека в письменном виде не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Указанный срок по решению Уполномоченного по правам человека может быть восстановлен в случаях, имеющих особое общественное значение, либо если он пропущен по уважительной причине.

3. Уполномоченный по правам человека не принимает поступившую к нему жалобу (заявление), если заявителем ранее не были приняты меры по обжалованию действий (бездействия) или решений органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностных лиц, которые привели к нарушение прав и свобод заявителя.

 

Статья 16. Рассмотрение Уполномоченным по правам человека жалобы (заявления)

 

1. Получив жалобу (заявление), Уполномоченный по правам человека:

1) принимает жалобу (заявление) к рассмотрению;

2) разъясняет заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) при необходимости передает жалобу (заявление) в орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы (заявления) по существу;

4) отказывает в принятии жалобы (заявления) к рассмотрению с указанием причин отказа в случае, если нарушены требования статьи 15 настоящего Закона.

Если жалоба (заявление) соответствует требованиям статьи 15 настоящего Закона, Уполномоченный по правам человека в течение пяти календарных дней со дня поступления жалобы (заявления) извещает об этом орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностное лицо, действия (бездействие) или решения которых обжалуются.

Уполномоченный по правам человека вправе не раскрывать фамилию лица, обратившегося к нему с жалобой (заявлением).

2. Орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностное лицо, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, вправе дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Заявитель должен быть ознакомлен с представленными объяснениями.

В случае представления объяснений Уполномоченный по правам человека при принятии решения по делу учитывает их наряду с другой собранной по делу информацией.

3. Уполномоченный по правам человека обязан информировать заявителя о ходе рассмотрения жалобы (заявления) и сообщать ему о принятых мерах.

 

Статья 17. Формы реагирования Уполномоченного по правам человека на нарушения прав и свобод человека и гражданина

 

1. В случае установления нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека направляет в орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностному лицу, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение. Копия заключения может быть направлена вышестоящему должностному лицу.

Заключение должно содержать аргументированное мнение Уполномоченного по правам человека о наличии в действиях (бездействии) или решениях орг






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.