Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авиационной техники






Правовые основы сертификации авиационной техники устанавливаются законодательством государства. В Российской Федерации (РФ) основными законами, регулирующими деятельность в области сертификации, являются Закон РФ " О сертификации продукции и услуг" и Воздушный кодекс РФ (ВК РФ).

ВК РФ содержит определение воздушного законодательства РФ, в соответствии с которым к воздушному законодательству относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Перечень объектов и субъектов обязательной сертификации в гражданской авиации определен в статье 8 ВК РФ: " Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности".

Проведение сертификации осуществляется возмездно. Оплата производится Заявителем, представляющим объект на сертификацию.

Сертификация осуществляется специально уполномоченными органами, под которыми в соответствии с ВК РФ понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

Указами Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 439 и от 13 июня 1996 г. № 904, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367 проведение сертификации типа авиационной техники, ее производства и первоначальное одобрение летной годности экземпляров авиационной техники, с выдачей сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, поручено Межгосударственному авиационному комитету (МАК), в котором эти функции выполняются одним из его структурных подразделений - Авиарегистром МАК.

МАК является постоянно действующим исполнительным органом, уполномоченным осуществлять практическую реализацию Межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, принятого 30 декабря 1991 года в Минске. В соответствии с Соглашением подписавшие его государства (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) установили, в том числе, сферы совместного ведения и регулирования в области обеспечения безопасности полетов.

Специально уполномоченным органом в области поддержания летной годности авиационной техники является Минтранс РФ (рис. 3).

Требования к объектам сертификации и процедуры проведения сертификации содержатся в Авиационных правилах (АП), принимаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие в качестве федеральных Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 утверждено " Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил". Положением установлено, что соответствующие специально уполномоченные органы являются ответственными за разработку авиационных правил определенной тематики. При этом МАКу поручены, в том числе, разработка и совершенствование авиационных правил по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил сертификации производства авиационной техники, а также правил по нормированию воздействия авиации на окружающую среду. Положение предусматривает обязательное согласование проектов авиационных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие в качестве федеральных Министерством транспорта Российской Федерации.



             
   
 
   
 
 
 
 


Рис.2. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов на этапах разработки, производства и эксплуатации (РО – Руководство по техническому обслуживанию; РЛЭ – Руководство по летной эксплуатации)  

 
 


При сертификации в РФ авиационной техники зарубежного производства необходимым, но не достаточным условием для допуска изделия к эксплуатации в России является наличие сертификата государства, изготавливающего данную АТ. МАК выдает свой сертификат, удостоверяющий соответствие отечественным нормам, основываясь на результатах собственных дополнительных сертификационных проверок, с учетом сертификационных материалов, принятых авиационными властями государства разработчика для выдачи своего сертификата.

При наличии двустороннего соглашения процедуры сертификации могут быть существенно упрощены, т.е. объект сертификации проверяется только на соответствие дополнительным техническим условиям, вытекающим из различия отечественных и зарубежных норм.

В системе сертификации АТ и ОГА РФ подлежат обязательной сертификации:

А. Авиационная техника:

1. Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и их компоненты, являющимися объектами авиационной техники;

2. Производство и ремонт воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и их компонентов;

3. Организации, разрабатывающие авиационную технику.

Б. Объекты гражданской авиации:

1. Аэродромы международные;

2. Аэродромы категорированные;

3. Оборудование аэродромов и воздушных трасс:

- наземное оборудование спутниковых систем;

- навигационное оборудование;

- радиолокационное оборудование;

- посадочное оборудование;

- связное оборудование;

- светосигнальное оборудование;

- метеорологическое оборудование;

- оборудование контроля состояния ВПП;

- автоматизированные системы управления воздушным движением;

- аэродромные пожарные автомобили.

4. Производство оборудования аэродромов и воздушных трасс;

5. Организации, разрабатывающие объекты гражданской авиации.

Таким образом, применительно к авиационной технике объектами сертификации являются:

- воздушные суда (самолеты, вертолеты и др.);

- маршевые двигатели воздушных судов;

- вспомогательные двигатели воздушных судов;

- воздушные винты;

- компоненты авиационной техники и комплектующие изделия (КИ).

Система сертификации авиационной техники, используемая в Российской Федерации, распространяется на Разработчика АТ, тип АТ, производство АТ и экземпляр АТ (табл. 1).

При сертификации Разработчика устанавливается его соответствие требованиям Авиарегистра МАК и РАКА. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат Разработчика.

При сертификации типа АТ устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.

Таблица 1.

Объекты сертификации АТ, требования соответствия

и выдаваемые документы

  Объекты сертификации     Соответствие   Выдаваемый документ
Разработчик авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Сертификат Разработчика
  Тип авиационной техники Нормам летной годности   Сертификат типа
Производство авиационной техники Авиационным правилам Свидетельство об одобрении производства
  Экземпляр авиационной техники   Типовой конструкции Удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности)

 

При сертификации производства АТ устанавливается его соответствие применимым требованиям Авиационных правил. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат или Свидетельство об одобрении производства.

При сертификации экземпляра АТ устанавливается его соответствие сертифицированной типовой конструкции. По завершении сертификации полномочным представителем Авиарегистра МАК выдается первоначальный Сертификат летной годности (Удостоверение о годности к полетам) на экземпляр воздушного судна или оформляется эквивалентный Сертификату документ на экземпляр другой АТ.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.