Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 10 страница






113. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 20 КоАП РФ). Ст 20.1. Мелкое хулиганство - С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание - в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, - на срок до пятнадцати суток. Ст 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Ст 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики - Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно. Ст20.4. Нарушение требований пожарной безопасности- Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ; нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых " ракушек" для хранения автомобилей и т.п. Ст 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения- Объектами нарушения требований режима чрезвычайного положения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.Объективная сторона состава правонарушения характеризуется широким кругом противоправных деяний, что объясняется разнообразием требований режима чрезвычайного положения. Субъектом ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут выступать как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.С субъективной стороны нарушение требований режима чрезвычайного положения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. В части неисполнения некоторых требований - только в форме умышленной вины, а в отношении других - в форме неосторожности. Например, только умышленная вина характерна для нарушения требований о приостановлении деятельности политической партии, при отказе от предъявления для проверки документа, удостоверяющего личность. Ст 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие. С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности. Ст 20.7. Нарушение правил гражданской обороны - Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны. Субъект правонарушения - должностное лицо. С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности. Ст 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Субъект правонарушения - юридическое лицо, должностное лицо, а предусмотренного также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста). С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2). Ст 20.9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризует действие, связанное с установкой вышеуказанных приспособлений.Субъект правонарушения - гражданин, достигший 16-летнего возраста.С субъективной стороны совершение данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. Ст 20.10. Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризуют действия по незаконному изготовлению, продаже и передаче пневматического оружия.Субъект правонарушения - гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо и юридическое лицо.Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2). Ст 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие, связанное с нарушением установленных сроков регистрации (перерегистрации) и постановки на учет оружия.Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи - лицо, достигшее 18-летнего возраста, а по ч. 2 - должностное лицо.С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Ст 20.12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризует действие, связанное с пересылкой оружия, нарушением соответствующих правил использования, перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему.Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 13 Федерального закона " Об оружии"), а также юридическое лицо. Ст 20.13. Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризует действие, выраженное в стрельбе из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 13 Федерального закона " Об оружии"), а также юридическое лицо. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины. Ст 20.14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризует действие, связанное с выпуском несертифицированной продукции и оборотом оружия и патронов к нему без являющегося основанием для такого оборота сертификата соответствия. Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 13 Федерального закона " Об оружии"), а также юридическое лицо. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Ст20.15. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии - Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризует действие, выраженное в продаже указанного гражданского оружия самообороны без соответствующей лицензии. Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 13 указанного выше Федерального закона), а также юридическое лицо. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Ст 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1-3 данной статьи, характеризует осуществление либо организация частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии). Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также должностное лицо - руководитель организации (учреждения) либо юридическое лицо. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется умышленной формой вины. Ст20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Ст 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций- Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.Объективную сторону правонарушения характеризуют непосредственные действия по организации блокирования транспортных коммуникаций либо активное участие в таких действиях, сопровождаемое, как правило, недопущением передвижения транспортных средств или иных объектов транспорта. Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.С субъективной стороны нарушение, совершенное физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины. Ст20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) - Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественной безопасности.Объективная сторона указанных правонарушений выражается в нарушении особого режима, установленного в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), путем осуществления соответствующих действий или бездействия.Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются граждане, достигшие 16-летнего возраста. Ст 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах- Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных: а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте; б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.); в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах.Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. С субъективной стороны состав рассматриваемых правонарушений образуют виновного. Ст 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения- Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного. Ст 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах- Объектами рассматриваемого правонарушения являются отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также в сфере обеспечения здоровья, прав и интересов несовершеннолетних.Объективная сторона правонарушения близка к объективной стороне административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.20 и 20.21 Кодекса.Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с Семейным кодексом РФ и ст. 25.3 настоящего Кодекса являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего.Субъективная сторона состава комментируемого правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Ст 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации - Объектом правонарушения являются отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, а также право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ. Объектом посягательства может быть также право граждан и организаций на неприкосновенность информации с ограниченным доступом (врачебная, коммерческая тайна, тайна усыновления и т.д.). Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, выражающимися в нарушении условий, предусмотренных лицензией, а также правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств для негласного получения информации (ч. 1 ст. 20.23); в нарушении порядка разработки, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также порядка сертификации, регистрации и учета вышеуказанных специальных технических средств (ч. 2 данной статьи). Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть должностные и приравненные к ним по ответственности лица (руководители, другие работники, осуществляющие управленческие функции, индивидуальные предприниматели), а по ч. 2 - кроме перечисленных лиц, и граждане. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом. Ст 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности - Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия, связанные с использованием в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями. Субъект данного правонарушения - физическое лицо, имеющее право осуществлять частную детективную либо охранную деятельность. С субъективной стороны правонарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом (руководителем), характеризуется умышленной формой вины. Ст 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста- Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо (как физическое, так и юридическое), подвергнутое административному наказанию в виде штрафа. Субъектом правонарушения, предсумотренного ч. 2 данной статьи, является гражданин, отбывающий административный арест. Ст 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора- Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности и общества, в том числе охраны жизни и здоровья людей, создания условий для нормального функционирования средств жизнеобеспечения населения.Объективная сторона правонарушения по ч. 1 состоит в самовольном прекращении или оставлении места работы в качестве средства разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом.Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи состоит в действиях и призывах по организации самовольного оставления места работы. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является работник, заключивший соответствующий трудовой договор (контракт), или военнослужащий, обязанные в силу норм ТК РФ и других федеральных законов выполнять возложенные на них обязанности. Специальный субъект по ч. 2 - организатор соответствующих действий (например, представитель органа профсоюзной организации).Субъективная сторона правонарушения представляет, как правило, вину в форме умысла, но может быть оценена и как неосторожность. Ст20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции- Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности.Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1-3 данной статьи, выражается в нарушении определенных положений правового режима контртеррористической операции, установленного Федеральным законом " О противодействии терроризму" путем совершения соответствующих действий или бездействия.Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, выражается в нарушении условий освещения контртеррористической операции, установленных законодательством о средствах массовой информации. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 " О средствах массовой информации" (с изм. и доп.) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения указанной операции определяется руководителем операции.Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 настоящей статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица, а ч. 2 - только граждане. Ст20.28. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности- Объективную сторону данного правонарушения составляют действия физических лиц по организации деятельности объединений, в отношении которых действуют имеющие законную силу решения о приостановлении их деятельности, а также участие иных граждан в такой деятельности.Субъекты правонарушения - физические лица: организатор деятельности соответствующего объединения, а также иные граждане, участвующие в такой деятельности. С субъективной стороны форма вины организаторов - прямой умысел, вины иного лица - как правило, умысел, но возможны и противоправные действия такого лица по неосторожности (например, гражданин не знал о факте приостановления деятельности общественного или религиозного объединения ). Ст 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов- Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАП РФ). Ст 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет - административное правонарушение, посягающее на порядок управления. Должностное лицо, его совершившее, может причинить вред проведению призыва и комплектованию воинских частей. Субъектами ответственности по данной статье Кодекса являются должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за военно-учетную работу, руководители учебных заведений, работники отделов кадров предприятий, учреждений, организаций. Ст 21.2. Не оповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет- Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть только руководители или другие должностные лица организаций. Ст 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете- С объективной стороны рассматриваемое правонарушение является бездействием должностного лица, на которое возложены обязанности, связанные с содействием обеспечению воинского учета по месту жительства граждан.С субъективной стороны невыполнение установленной законом обязанности характеризуется умыслом или неосторожностью.Субъектами ответственности по данной статье являются начальники и другие должностные лица ЖЭО, а также ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов. Ст 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете- С объективной стороны административное правонарушение характеризуется бездействием должностных лиц. С субъективной стороны - виной в форме умысла либо неосторожности.Субъектами ответственности по данной статье могут быть только должностные лица соответственно учреждений медико-социальной экспертизы и ЗАГСа, а также руководители предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, руководители учебных заведений, другие должностные лица, пользующиеся правом найма и увольнения, начальники отделов кадров, иные ответственные за ведение воинского учета должностные лица, на которых приказом руководителя возложены обязанности по воинскому учету. Ст 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету- Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного предоставления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. 328 и 339 УК РФ).Субъект административной ответственности - специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (например, в силу забывчивости). Ст 21.6. Уклонение от медицинского обследования- Субъект административной ответственности - специальный: призывники, а также лица, подлежащие первичной постановке на учет.С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно (например, при сознательном уклонении от медицинского обследования или намеренном игнорировании правил воинского учета и т. п.). Ст 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета- Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, связанные с необходимостью соблюдения установленного порядка управления.Объективная сторона правонарушения заключается как в действиях, так и в бездействии и проявляется в виде порчи учетно-воинских документов либо в их небрежном хранении, повлекшем утрату. С субъективной стороны порча учетно-воинских документов характеризуется умыслом, а небрежное хранение - неосторожностью. Субъект ответственности - специальный: это военнообязанные и призывники, т.е. те, кому выданы учетно-воинские документы.

115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система. В научной и учебной литературе говорится об административном процессе как властной деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в рамках административно-процессуальной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел (принятие инструкции, призыв на военную службу, наложение штрафа). Такой подход базировался главным образом на том, что административный процесс регулируется административным правом. Но подобное мнение спорно. Дело в том, что деятельность публичной администрации очень разнообразна. Она принимает нормативные акты, причем объем административного правотворчества значительно превосходит объем законотворчества. Нормативных административных актов издается намного больше, чем принимается законов. Публичная администрация, как и суды, занимается юрисдикционной деятельностью: решает споры, применяет меры принуждения и, в частности, привлекает к административной ответственности. Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей: 1) это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти 2)властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей 3)важнейшим результатом административной деятельности является административный акт 4)властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами. 5) административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности. Принципы административного процесса выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в це­лом ряде процессуальных норм, в которые включаются гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Конститу­ции РФ, законодательства о судебной системе РФ позволяет выделить следующий состав принципов административного процесса: принцип отправле­ния правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закон (п. 1 ст. 120 Конститу­ции РФ), принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; прин­цип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип государ­ственного языка судопроизводства. Принцип осуществления правосудия только судом- имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской РФ, в которой за­писано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». Суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третей­ские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты пра­ва выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончатель­ное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица при­нимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законнос­ти в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Правосудие – специальный вид государ­ственной деятельности и осуществляется только судьями, наде­ленными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом. Принцип независимости судей- провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и феде­ральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Судьи рассматривают и разрешают административные дела в услови­ях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вме­шательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответ­ственность. Независимость судей обеспечивается целым рядом конституци­онных гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ), конкретизирован­ных в нормах законодательства о судебной системе РФ. Вопросы, возникающие при рассмотрении дел судом в колле­гиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председа­тельствующий в заседании голосует последним. Судья, не соглас­ный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение. Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Равенство в процессуальных правах организаций не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчинен­ности, географических факторов и иных обстоятельств. Принцип государственного языка. В силу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции являются федеральными судами, по­этому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке. Судопроизводство по административным делам ведется на русском языке – государственном языке РФ или на государственном языке республики, входящей в состав РФ, на территории которой находится соответствую­щий суд. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на кото­ром ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объясне­ния и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, прино­сить жалобы на родном языке или на любом свободно выбран­ном языке общения.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, — бе­зусловное основание к отмене судебного решения. Принцип гласности. В административном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда. Открытое разбирательство оказывает положитель­ное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влия­ет на соблюдение ими норм процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обо­снованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия. Принцип законности. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. за­кону. Принцип законности провозглашен в качестве основного прин­ципа в РФ. Человек, его права и свободы, го­ворится в ст. 2 Конституции РФ, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина — обязанность государства. Принцип законности по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального регулятивного) права и совершать процессуальные действия, во исполнение норм административного процесса. Принцип диспозитивности - заключается в возможности участвующих в деле лиц и в первую очередь сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Этот принцип определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую. В соот­ветствии с принципом диспозитивности возбуждение дела, определение предмета и основания иска, обжалование ре­шения, обращение его к исполнению зависят от волеизъявления стороны (истца). Начало диспозитивности пронизывает все административное судопроизводство от возникновения конкретного дела до исполнительного производства. Заключение миро­вого соглашения определяется волей обеих сторон, а признание иска зависит от позиции ответчика. Стороны сами выбирают спо­собы защиты. Суд без обращения к нему с иском (заявлением) заинтересованных лиц не возбуждает дела. Принцип состязательности. Истоки принципа состязательности находятся в противоположности материально-правовых интере­сов сторон в административном процессе. Если принцип диспозитив­ности определяет возможности сторон и других лиц, участвую­щих в деле, по распоряжению объектом спора и движением про­цесса, то принцип состязательности определяет их возможности и обязанности по доказыванию оснований заявленных требова­ний и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции. Условием реализации принципа состяза­тельности выступает процессуальное равноправие сторон, поскольку состязаться в отстаивании своих субъективных прав и охраняемых законом интересов стороны могут лишь в одинаковых правовых условиях с использованием равных процессуальных средств. Принцип процессуального равноправия сторон. В основе этого принципа лежат экономические и правовые начала, которые ста­вят участников судебного процесса в равное положение. Дан­ное состояние в сфере регулятивных отношений в свою очередь положено в основу равноправия сторон в административном процессе. Суть данного принципа выражается в установленных процес­суальным законом равных возможностях сторон на защиту своих прав и интересов. Предоставляя одной стороне конкретные про­цессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и дру­гую сторону. Принцип сочетания устности и письменности. Административный процесс строится на сочетании двух начал: устности и письменности. Традиционно преобладающее значение в этом сочетании придает­ся устности, хотя известно, что сторонам, суду и другим участни­кам процесса приходится закреплять свои отношения и совершать процессуальные действия в письменной форме. В административном процессе закреплены нормы, обя­зывающие суд, стороны, других участников процесса совершать процессуальные действия в устной форме, т.е. фиксирующие принцип устности. Так, заседание суда ведется в устной форме. Председательству­ющий в заседании суда в устной форме открывает заседание, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению; секретарь судеб­ного заседания проверяет явку участников процесса; суд устно разъясняет сторонам и другим лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Объяснения лиц, участвую­щих в деле, заключения экспертов заслушиваются. Вопросы всем участникам процесса задаются также в устной форме и протоко­лируются. Принцип непосредственности. Этот принцип определяет способы восприятия судом доказательств по делу. В силу данного принципа суд должен основывать свое решение по делу исключительно на доказательствах, проверенных и исследованных в заседании суда. Суд обязан всемерно стремиться к тому, чтобы сведения о необхо­димых для разрешения спора фактах были получены из первоис­точников, хотя копии документов или выписки из них не исклю­чаются. Если для дела имеет значение лишь часть документа, представляется надлежащим образом заверенная выписка из него. Подлинные документы предъявляются, когда обстоятельства дела согласно законодательству должны быть удостоверены только та­кими документами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.