Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По В. Шефнеру. Как-то раз я спросил у одной художницы Проблема роли детства в становлении личности человека






(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная.(7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт.(9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» - это прочно затвержённая формула.(17)

А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18) Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.

(20) Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, а потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру*)

* Шефнер Вадим Сергеевич (1915-2002) - поэт, прозаик, фантаст, автор военных рассказов, философских стихов и ироническо-фантастических повестей.

 

Информация о тексте

 

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми (Почему детство взрослые традиционно называют «золотой порой»?). 1. По мере того как происходит накопление человеком жизненного опыта, те трудности, которые он преодолевал в детстве, кажутся незначительными, поэтому детство взрослым людям и представляется беззаботной, «золотой» порой.
2. Проблема роли детства в становлении личности человека (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?). 2. Детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.
3. Проблема восприятия ребёнка мастерами старой школы живописи(Почему живописцы прошлого изображали детей с серьёзными лицами?). 3. Живописцы прошлого видели в ребёнке прежде всего человека, поэтому на их полотнах у детей серьёзные взгляды.

 

Сочинение (частично использован материал с https://lehrerin.siteedit.ru/page8)

В 1973-75 годах Вадим Сергеевич Шефнер, истинный поэт и удивительный прозаик, человек редкой душевной чистоты и благородства, создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (с подзаголовком «Летопись впечатлений»), рассказывающую о детстве автора, о Ленинграде двадцатых годов.

Отрывок из этой повести, который мы прочитали, настраивает нас на совместные раздумья: почему на картинах больших живописцев прошлого такие серьёзные глаза у детей? Автор отвечает на этот вопрос так: «… жизнь у него человеческая – трудная, сложная». Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? Эти основные проблемные вопросы, важные и «вечные», требуют от каждого из нас серьёзных размышлений. Действительно, в детстве жить очень интересно, но легко ли? Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. В годы детства закладываются основы морально-нравственных качеств личности. Прав Вадим Шефнер, утверждая, что «самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики». Следовательно, проблема детства, воспитания ребёнка, познания им мира – важная и злободневная.

Детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности, - так, мне кажется можно сформулировать видение В. Шефнером поднятого им вопроса.

Эта авторская позиция мне близка и понятна, хотя я только начинаю сознательно строить «фундамент своей жизни». Что же такое детство для меня? Золотая пора или время тяжелоё учебы, освоения мира? В решении любой проблемы нет лучшего помощника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву. Вот и сейчас я обращаюсь к авторитету писателей, к книге.

В первой повести Толстого «Детство» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Как хотелось бы, чтобы эти слова мог бы сказать о своем детстве каждый человек! Но в то же время, рассказывая о детстве в знакомых нам по школьной программе главах книги, великий мыслитель показывает, как трудно проходит становлении личности. В главе «Классы» Николенька познаёт понятия «несправедливость», «неблагодарность», а в «Наталье Саввишне» сам совершает неблаговидный поступок, оскорбляя няню и очень страдает от этого.

Андрей Платонович Платонов высказывал мысль о том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами – мертвая материя. И лишь затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Его жизнь и детские впечатления тому подтверждение. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...», - признавался Платонов. В своей сказке-притче «Неизвестный цветок» Андрей Платонов справедливо заметил: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Писатель связывал особые надежды с подрастающим поколением. «Большие только предтечи, а дети – спасители Вселенной», - утверждал Андрей Платонов.

Да, кажется закончилась моя золотая пора – детство. Я вступаю во взрослую жизнь. Но все трудные уроки детских лет, все открытия, все впечатления детства и юности я перенесу во взрослую жизнь, переосмыслив их, заново оценив. И, наверное, пойму, что детство – чудесная пора, потому что «самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, а под старость, с высоты взрослых лет, эти камни» покажутся нам лёгкими, как пушинки, и мы вспомним своё золотое детство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.