Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и структура элективных курсов






Элективные курсы являются важным компонентом профильного обучения в старших классах (на их долю приходится 20% часов в учебном плане) и выполняют различные задачи. Можно выделить следующие основные функции элективных курсов.

Во-первых, они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартном профильном уровне. Например, элективный курс «Математические методы в химии» поддерживает изучение профильного предмета «Химия».

Во-вторых, некоторые из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курс «Химия в сельском хозяйстве» в естественнонаучном профиле.

В-третьих, элективные курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности. Это, например, курс «Основы инженерно-технологической деятельности».

В-четвёртых, элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерное моделирование химических процессов» или «История химии», «Методы естественнонаучного исследования», «Организация научно-исследовательской деятельности», «Основы технического творчества».

В-пятых, элективный курс может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

В-шестых, элективные курсы могут выполнять роль «надстройки», т.е. происходит дополнение содержания профильного курса. Такой дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин. Например, курс «Основы термодинамики», «Химия окислительно-восстановительных реакций».

В настоящее время в педагогической практике только отрабатывается методика организации и проведения элективных курсов. Определен алгоритм разработки программы элективного курса и основные требования к ней.

При разработке программы элективного курса необходимо:

· проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;

· определить, чем содержание базового курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса (содержание элективного курса представлено вскользь, односторонне, неглубоко, вообще не рассматривается);

· определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;

· разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить количество часов на каждый из них;

· выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами, реактивами и т.д., составить список литературы для учителя и учащихся;

· выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса, если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе;

· продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;

· определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса;

· продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.

Программа элективного курса включает в себя следующие структурные элементы [8]:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку с определением актуальности разработки программы, целей и задач курса.

3. Требования к уровню учебных достижений учащихся.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание тем учебного курса.

6. Описание практических занятий.

7. Содержание и форма контроля уровня учебных достижений.

8. Учебно-методическое обеспечение курса.

9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и ученика.

Титульный лист содержит:

1. Наименование муниципального органа управления образованием и образовательного учреждения.

2. Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты, номера приказа, должности, фамилии, имени и отчества руководителя образовательного учреждения).

3. Название элективного курса, для изучения которого написана программа.

4. Указание параллели (ступени), на которой изучается данный элективный курс.

5. Фамилию, имя, отчество разработчика программы с указанием должности и квалификационной категории.

6. Название города, района, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

Утверждение программ элективных курсов относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на программу. Учебные программы элективных курсов могут обсуждаться на методических советах и методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения учебной программы приказом руководителя образовательного учреждения.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

· кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного курса, его функции и специфику для решения общих целей образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения;

· обосновать актуальность разработанной программы элективного курса, описать его концепцию и основные идеи. В ней необходимо указать причины, в силу которых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся;

· сформулировать цели и задачи элективного курса;

· дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, описать средства их достижения;

· обосновать отбор содержания и общей логики последовательности его изучения и общую характеристику учебного процесса (методы, формы и средства обучения);

· дать методические рекомендации по освоению содержания данного курса;

· определить логические связи данного курса с систематическими (базовыми) курсами;

· выявить ресурсное обеспечение курса.

Как показала практика, наиболее сложным для педагогов является определение целевого ориентира курса и описание его результативности. В то же время следует принимать во внимание, что формулирование целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. Цели учебного предмета определяются исходя из конечных целей образовательной программы учреждения, сформулированных на основе требований к уровню подготовки учащихся. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений, творческий опыт.

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке программы элективного курса необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

· дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате освоения содержания курса, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

· описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества;

· возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не следует допускать включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности ученика (например, «познакомить...», «рассказать...», сообщить...» и тому подобные).

Задачи курса обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в программе курса может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню учебных достижений. В этих требованиях, как правило, отражаются:

· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

· конечная система или комплекс знаний;

· перечень умений и навыков (способов деятельности);

· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески осваивая курс.

Требования к уровню освоения курса формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать, с одной стороны, требованиям к качеству образования в идеологии ГОС (НРК), а с другой – требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

В учебно-тематическом плане должны быть отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество учебных часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план удобно представлять в форме таблицы.

Таблица 1. Примерная форма учебно-тематическогo планирования

№ п/п Тема Кол-во часов В том числе на: Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
лекции лабораторно-практические работы контрольные работы
1.            
2.            
  Итого:          

Приведенные в таблице организационные формы обучения имеют примерный характер. Они определяется особенностями класса, спецификой самого элективного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественнонаучного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

При описании содержания тем программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

· основные изучаемые вопросы;

· практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

· планируемые результаты обучения;

· обозначение межпредметных связей с другими учебными дисциплинами; фиксирование уровня интеграции обучения;

· формы и вопросы контроля.

Соотношение между теоретическими и практическими разделами курса варьируется в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования, специфики курса и других).

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описании отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль уровня достижений является важнейшим этапом образовательного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Реализация механизма оценки уровня учебных достижений предполагает корреляцию с требованиями к ним, приведенными в пояснительной записке.

К системе контроля уровня учебных достижений предъявляются определенные требования:

· средства контроля должны соответствовать целям и задачам курса, уровню сложности учебного материала и позволять оценивать (педагогу и обучающемуся) степень достижения планируемого результата;

· периодичность осуществления контроля (тематического, промежуточного, рубежного) должна быть известна учащимся;

· анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки (тестовые задания, контрольные работы, зачеты, отчеты об экскурсиях, защита исследовательских проектов и другие);

· формы и методы контроля должны определяться спецификой изучаемого курса и возрастными особенностями учащихся, допускать возможность самоконтроля.

Программа элективного курса является частью учебно-методического комплекта, который представляет собой совокупность учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих образовательный процесс. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:

· учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы);

· учебно-теоретические (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);

· учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматий);

· учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ);

· учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);

· учебно-наглядные (альбомы, атласы);

· учебно-библиографические пособия.

Учебно-методические комплекты, обеспечивающие реализацию программы, должны представлять собой не разрозненные, а целостные системы. Учитель, разрабатывающий программу курса должен определить, насколько выбранный им комплект способен обеспечить достижение целей и задач. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самые интересные программы, не обеспеченные учебно-методическим комплектом, вызывают трудности у учеников. В случае отсутствия учебно-методического комплекта, перед автором программы возникает проблема разработки своего собственного.

Необходимые учебники и учебные пособия должны быть в достаточном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся.

Учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по определённому курсу, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения.

Рекомендуемая литература по учебному курсу подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания учащихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов учебной программы. Он включает издания, расширяющие знания учащихся по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Примеры библиографического описания:

• книга одного или более авторов:

Петров Н.И., Николаев А.А. Современные педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2003. – 411 с.

• статья из сборника или периодического издания:

Симонов В.П., Черненко Е.Г Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 19-26.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.