Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации преподавателю.






 

Практические занятия призваны углубить знания студентов по наиболее значимым темам курса. Как правило, они проходят после обязательно проведенной студентом самостоятельной работы: прочтения текста произведения, необходимой учебной и исследовательской литературы, осмысления заранее предложенных к практическому занятию вопросов, которые выделяют наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе.

Предлагаемые планы практических занятий обычно открываются постановкой общих вопросов, связанных с определением тех или иных литературных родов и жанров, их роли в художественном контексте эпохи, установлении преемственных связей с традицией. Затем рассматриваются конкретные тексты в целях выявления их художественной специфики, вклада в развитие и обогащение традиции. В ходе анализа текста затрагиваются проблемы сюжета, композиции, конфликта, системы персонажей. Заключительная часть практического занятия призвана показать значение и актуальность изучаемого произведения конца XX века – начала XXI века.

К плану каждого занятия прилагается список исследовательской литературы, рекомендуемый для подготовки поставленных вопросов.

Формы и методы контроля знаний

Контроль знаний студентов традиционно осуществляет преподаватель. Эффективным и в то же время оперативным средством проверки и самопроверки знаний студентов являются тесты. Включенные в тест вопросы носят разнообразный характер: это и проверка знаний из истории литературного процесса, и сведений биографического характера, и понимания содержания и формы художественного произведения, и прояснения вопроса о переводе произведения и рецепции явления в отечественной культуре.

Формой итогового контроля является зачёт в 8 семестре. Приведенный вариант вопросов к зачёту по всему курсу поможет студенту при самостоятельной подготовке сориентироваться в обширном материале, акцентировать внимание на наиболее существенном. Вопросы носят разный характер: одни имеют общий, теоретический характер, а другие предполагают рассмотрение конкретного литературного явления или же связаны с анализом конкретного произведения эпического, драматического или лирического жанра.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (учебного курса)

Обязательная литература

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, др.) Количество в библиотеке
1. Зарубежная литература: XX век: практикум / Н. П. Михальская [и др.]; [под общ. ред. Н. П. Михальской]. - М.: Дрофа, 2007. - 271 с. - (Высш. пед. образование). - ISBN 978-5-358-01630-9: 144-00 практикум  
2. Лелявская М. Г. История зарубежной литературы: контр.-измер. материалы для напр. " Филология": учеб. метод. пособие / М. Г. Лелявская, Б. В. Тюркин; ТГУ; Гуманит. ин-т; каф. " Рус. яз. и лит.". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 155 с. - Библиогр.: с. 154. учебно-методическое пособие  
3. Луков В. А. История лите-ратуры: Зарубежная литерату-ра от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов / В. А. Луков. - 3-е изд., испр. и доп.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 511 с. - (Высш. проф. образование). - Библиогр.: с. 490-492. - Имен. указ.: с. 493-507. - ISBN 5-7695-3534-2: 255-00. учебное пособие  

 

 

Согласовано

 

Директор научной библиотеки_________________ А.М. Асаева

(подпись) (И.О. Фамилия)

«___»________20___г.

МП

 

Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия и др.)

· фонд научной библиотеки ТГУ:

 

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Количество в библиотеке
4. Александров Н. Д. Тет-а-тет. Беседы с европейскими писателями. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2010. – 416 с. научно-популярное издание  
5. Андреюшкина Т. Н. Немецкий сонет: поэтика жанра: монография / Т. Н. Андреюшки-на. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 192 с. - Библиогр.: с. 168-192. - ISBN 978-5-8259-0416-0: 42-22. монография  
6. Виар Доминик. Литература подозрения: проблемы современного романа / пер. с фр. // Иностранная литература. 2012. - № 11. – С. 257 – 271. статья  
7. Алексис Лакруа, Лоран Малка. Сохранила ли Франция былую литературную мощ? / пер. с фр. // Иностранная литература. 2012. - № 11. – С. 257 – 271. статья  
8. Зарубежная литература [Эле-ктронный ресурс]: тексты. - [Б. м.]: [б. и.], [б.г.]. - 100-00. электронный ресурс 1 электронный ресурс
9. Зарубежная литература. XX век: учебник для вузов / Н. П. Михальская [и др.]; [под общ. ред. Н. П. Михальской]. - Гриф МО. - М.: Дрофа, 2003. - 463 с. - (Высш. пед. образование). - ISBN 5-7107-6012-9: 150-00 учебник  
10. История зарубежной литературы XX века: учеб. / МГУ; Фак. журналистики; под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2003. - 544 с. - Библиогр. в конце гл. - Указ. имен и назв.: с. 515-535. - Указ. понятий: с. 536-538. - ISBN 5-98032-107-2: 76-36 учебник  

 

· другие фонды:

 

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Место хранения (методический кабинет кафедры, городские библиотеки и др.)
11. Адельгейм И. Е.Постмодер-низм как «посттравматический опыт» в польской прозе 90-ых годов // Вопросы литературы. 2001. - №6. – Ноябрь – Декабрь. – С. 172 – 197. статья метод. кабинет кафедры
12. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах / сост., автор вст. ст. и примеч. С.М. Пинаев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 768 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
13. Бегбедер Ф. Лучшие книги ХХ века. Последняя опись перед распродажей: эссе / пер. с фр. И. Я. Волевич. – М.: FreeFly, 2006. – 190 с. эссе метод. кабинет кафедры
14. Белобратов А. В.Австрийская литература 1990-х гг.: в ожидании шедевра // Постмо-дернизм. Что дальше? – М.: Юнион, 2006. статья метод. кабинет кафедры
15. Бренер Ж.Моя история совре-менной французской литерату-ры / предисл., пер. с фр., комм. О. В. Тимашевой / Ж. Бренер. – М.: Высш. шк., 1994. – 352 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
16. Вдовиченко Л. Р., Никифоров В. Н. Всемирная литература: пособие для учителя. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1995. – 286 с. учебное пособие метод. кабинет кафедры
17. Волгин И. Трагедия ошибок (Достоевский и его двойник): о романе Д. М. Кутзее «Осень в Петербурге» // ИЛ. 1999. - №1. – С. 236 – 239. статья метод. кабинет кафедры
18. Главная обязанность писателя – заботиться о гигиене языка: беседа с польскими писателями П. Хюлле и А. Либерой // ИЛ. 2005. - №8. – С. 287 – 299. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
19. Григорьева Т. П.Красотой Японии рождённый: в 2 т. / Т. П. Григорьева. – М.: Альфа-М, 2005. – Т.1. – 360 с., Т.2. – 416 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
20. Гусев Ю. П. Знак Освенцима. О творчестве Имре Кертеса, лауреата Нобелевской премии по литературе // Вопросы литературы. 2003. - №3. – Май – Июнь. – С. 124 – 151. статья метод. кабинет кафедры
21. Давидсон А. Что это? Предостережение миру? (о ро-мане Д. М. Кутзее «Бесчестье») // ИЛ. 2001. – №12. С. 229 – 237. статья метод. кабинет кафедры
22. Данилов С. Ю. История Канады / С. Ю. Данилов. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 256 с. статья метод. кабинет кафедры
23. Долин А. А. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах: в 4 т. / А. А. Долин. – СПб.: Гиперион, 2007 монография метод. кабинет кафедры
24. Зарубежные писатели: биоби-блиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 3003. биобиблиографические описания метод. кабинет кафедры
25. Иванова Е. Л. Измерение мира. О чём писали немецкоязычные литературные издания осенью 2005 – зимой 2006 гг. // ИЛ. 2006. № 7. – 195 – 202. статья метод. кабинет кафедры
26. Итоги литературного развития в ХХ в.: проблемно-тематическое освещение. Центральная и Юго-Восточная Европа.– М.: Индрик, 2006. – 336 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
27. Кормильцев И. В. Поколение ИКС: последнее поколение? // ИЛ. 1998. - №3. – С. 226 – 234. статья метод. кабинет кафедры
28. Коэльоза 90 минут / автор составитель Е. В. Лиственная. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 96 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
29. Кубарева Н. П.Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н. П. Кубарева. – М.: Московский Лицей, 2002. – 208 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
30. Кузнецов С. Ю. Певцы неизвестного поколения // ИЛ. 1998. - №3. – 97 – 107. статья метод. кабинет кафедры
31. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. Ин-т научн. инф-ции по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб. энциклопедия метод. кабинет кафедры
32. Литературы Азии и Африки. Опыт ХХ века: материалы конференции, состоявшейся в ИМЛИ РАН 27 – 28 февраля 1997 г. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 191 с. научные статьи метод. кабинет кафедры
33. Ловеренья-Ганьер К. История французской литературы: Краткий курс / пер. с фр.; под ред. Д. Берже. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 464 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
34. Любимова А. Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке: содержание и поэтологические аспекты: учебное пособие по спецкурсу / А. Ф. Любимова. – Пермь: Пермский ун-т, 2001. – 91 с. учебное пособие метод. кабинет кафедры
35. Мулярчик А. Романистка Т. Моррисон // Т. Моррисон. Джаз: роман. – М.: Панорама, 2000. – 464 с. – С. 452 – 460. статья метод. кабинет кафедры
36. Мэн В. «Чувствую, что попал к старым друзьям»: [интервью] / запись беседы и вст. С. Тороп-цева // ИЛ. 2005. – № 4. – С. 265 – 268. статья метод. кабинет кафедры
37. «Мюнхенская свобода» и другие пьесы. Немецкоязычная драма 2-ой пол. ХХ столетия / сост., предисл. и пер. с нем. В. Ф. Колязина. – М.: НЛО, 2004. – 365 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
38. Нартов К. М., Лекомцева Н. В. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: книга для учителя. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 336 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
39. Нестеров А. В. Радуга критичес-кого притяжения. О чём пишут англоязычные критики: осень-зима 2005 года // ИЛ. 2006. № 3. – С. 234 – 244. статья метод. кабинет кафедры
40. Ногез Д. Уэльбек как он есть / пер. с фр. А. Финогеновой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
41. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа.– М.: НЛО, 2005. – 784 с.: ил. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
  Персон М. Современная шведская литература: научно-фантастическое эссе / пер. со шведск. Е. Серебро // ИЛ. 2007. - № 3. – С. 297 – 300. статья метод. кабинет кафедры
43. Постмодернизм: энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с. энциклопедия метод. кабинет кафедры
44. Сёдерблум С. Заметки о новой шведской литературе / пер. со шведского М. Людковской и А. Поливановой // ИЛ. 2007. - № 3. – С. 289 – 296. статья библиотека Автограда, отдел искусств
45. Силакова С. В. Поколение дворников и (кс) сторожей // ИЛ. 1998. - №3. – С. 220 – 225. статья метод. кабинет кафедры
46. Скорнякова М. Театр нобелев-ского лауреата // Современная драматургия. 1998. - № 2 (апрель – июнь). – С. 130 – 134. статья метод. кабинет кафедры
47. Спэкерен Кетрин ван. Американская литература: краткая история. – М.: Информационное агентство США, 1995. – 135 с. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
48. Стулов Ю. В. 100 писателей США / Т. Струкова. – МН.: Выш. шк., 1998. – 334 с.: ил. научно-популярное издание метод. кабинет кафедры
49. Тюркин Б. В. Образ ребёнка в творчестве современного датского писателя П. Хёга // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 2. – М.: Изд-во МПГУ, 2004. – С. 365 – 368. статья метод. кабинет кафедры
50. Тюркин Б. В. Типологические черты героев-«чудовищ» в стилизациях ХХ века (на примере произведений П.У. Энквиста, П. Зюскинда и П. Акройда) // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 196 – 198. статья метод. кабинет кафедры
51. Тюркин Б. В. «Четыре сказки о Курте» Э. Лу как книга для детей и взрослых // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 11. – М.: Изд-во МПГУ, 2006. – С. 139 – 142. статья метод. кабинет кафедры
52. Тюркин Б. В. Эволюция архетипа Пятницы в мировой литературе ХХ столетия (на примере романов М. Турнье и Д.М. Кутзее) // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 1. – М.: Изд-во МПГУ, 2005. – С. 131 – 135. статья метод. кабинет кафедры
53. Хольцман А., Герциг Х.Ивритская новелла начала ХХ века: учебник: в 2 ч. / А. Хольцман, Х. Герциг. – Израиль: Изд-во Открытого ун-та, 2003. учебник метод. кабинет кафедры
54. Хьюитт К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» // ИЛ. 1998. - №1 (январь). – С. 264 – 269. статья метод. кабинет кафедры
55. Чугунов Д. А. Немецкая литература 1990-х годов: ситуация «поворота» / Д. А. Чугунов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 288 с. монография метод. кабинет кафедры
56. Чхартишвили Г. Ш. Но нет Востока и Запада нет: // Иностранная литература. 1996. - № 9. – С. 254 статья метод. кабинет кафедры
57. Шенар А. Война и мир в современной израильской литературе // Вопросы литературы. 1998. - №2. – Март – Апрель. – С. 153 – 171. статья метод. кабинет кафедры
58. Штайн В. Хронология мировой цивилизации: в 2 т. / пер. с нем.; отв. редактор Е. Лакирева; худ. П. Маслов. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2003. энциклопедия метод. кабинет кафедры
59. Шульпяков Г. «В моём Стамбуле всегда идёт снег»: Интервью с О. Памуком // ИЛ. 2004. - №3. – С. 100 – 107 статья метод. кабинет кафедры
60. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. энциклопедия метод. кабинет кафедры
61. Ярыгина Н. С. Художественный мир романа О. Памука «Меня зовут Красный» // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 221 – 230. статья метод. кабинет кафедры
62. Beesley S., Joughin S. History 20-th century literature. – London: Hamlyn, 2001. – 192 p. учебник метод. кабинет кафедры

 

Художественные тексты для обязательного чтения на 8 семестр:

 

1. Алессандро Барикко (Италия). Романы по выбору: «Шелк» (ИЛ, 1999, № 6), «1990. Легенда о пианисте».

2. Хуан Марсе (Испания). Роман «Чары Шанхая».

3. Фредерик Бегбедер (Франция). Романы по выбору: «99 франков», «Windows on the World» (ИЛ, 2004, №9), «Романтический эгоист» (ИЛ, 2006, №2).

4. Жан-Мари Гюстав Леклезио (Франция). Романы по выбору: «Золотая рыбка», «Блуждающая звезда» или «Диего и Фрида» (ИЛ, 2000, № 9).

5. Амели Нотомб (Бельгия). Повести по выбору: «Антихриста» (ИЛ, 2004, № 10), «Дрожь и оцепенение» (другой перевод «Страх и трепет»), «Любовный саботаж» (ИЛ, 2006, № 3).

6. Эрленд Лу (Норвегия). Книги по выбору: «Во власти женщины», «Наивно. Супер», «Допплер» (ИЛ, 2005, № 11), «У»; «Четыре сказки о Курте».

7. Карл - Йоганн Вальгрен (Швеция). Роман «Личное дело игрока Рубашова».

8. Питер Акройд (Англия). Романы по выбору: «Процесс Элизабет Кри» (ИЛ, 1997, № 5), «Повесть о Платоне» (ИЛ, 2001, № 9), «Лондонские сочинители».

9. Кадзуо Исигуро (Англия). Роман «Не отпускай меня» (ИЛ, 2006, № 7).

10. Бернхард Шлинк (Германия). Роман «Чтец»; рассказы.

11. Уве Тимм (Германия). Романы по выбору: «На примере брата» (ИЛ, 2004, № 11), «Открытие колбасы «карри»».

12. Криста Вольф (Германия). Роман «Медея. Голоса» (ИЛ, 1997, № 1).

13. Кристиан Крахт (Швейцария). Романы по выбору: «Империя», «Я буду здесь, на солнце и в тени»; книга «Карта мира».

14. Вислава Шимборская (Польша). Сб. стихов «Двоеточие» (ИЛ, 2006, № 6).

15. Михал Вивег (Чехия). Романы по выбору: «Лучшие годы – псу под хвост» (ИЛ, 1997, № 4), «Летописцы отцовской любви» (ИЛ, 2000, № 6), «Игра на вылет» (ИЛ, 2007, № 1).

16. Амос Оз (Израиль). Роман «Повесть о любви и тьме»; рассказ «Путь ветра».

17. Иэн Макьюэн (Англия). Романы по выбору: «Чизл-Бич» (ИЛ, 2008, № 7), «Искупление».

18. Орхан Памук (Турция). Роман «Меня зовут Красный» (ИЛ, 2001, № 9).

19. Банана Ёсимото (Япония). Роман «NP».

20. Современная японская поэзия: Мотото Митиура, Мати Тавара, Юкари Кодзима, Сюити Сакаи, Момоко Курода, Хироси Хомура, Амари Оки, Сэй Имаи, Юмико Катаяма, Митио Накахара. Анализ стихотворений молодых авторов – приверженцев одного жанра (хайку или танка) – по выбору (ИЛ, 2003, № 10).

21. Тони Моррисон (США). Романы по выбору: «Возлюбленная» (ИЛ, 1994, № 12), «Джаз», «Любовь» (ИЛ, 2005, № 9), «Жалость».

22. Майкл Каннингем (США). Романы по выбору: «Дом на краю света» (ИЛ, 1997, № 8-9), «Часы» (ИЛ, 2000, № 9), «Избранные дни».

23. Дуглас Коупленд (Канада). Романы по выбору: «Поколение Икс» (ИЛ, 1998, № 3), «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме».

24. Элис Манро (Канада). Сборник рассказов «Беглянка».

25. Паоло Коэльо (Бразилия). Романы «Алхимик», «Вероника решает умереть».

26. Джон Максвелл Кутзее (Австралия). Романы по выбору: «Осень в Петербурге» (ИЛ, 1999, № 1), «Бесчестье» («ИЛ», 2001, № 1), «Молодость» (ИЛ, 2005, №№ 10, 12).

Художественные тексты для дополнительного чтения:

 

1. Антонио Табукки (Италия). Романы по выбору: «Утверждает Перейра», «Сны о снах» (ИЛ, 2003, № 12).

2. Никколо Амманити (Италия). Роман «Я не боюсь».

3. Бернардо Ачага (Испания). Роман «Сын аккордеониста»; рассказы (ИЛ, 2004, №10).

4. Хавьер Мариас (Испания). Рассказы по выбору (ИЛ, 2008, № 6).

5. Дидье ван Ковелер (Франция). Роман «Запредельная жизнь» (ИЛ, 2000, № 2).

6. Мишель Уэльбек (Франция – Швейцария). Романы: «Элементарные частицы» (ИЛ, 2000, № 10), «Платформа» (ИЛ, 2002, № 11), «Лансароте».

7. Узи Вайль (Израиль). Рассказ «Это не Хамас, это Смерть, мать твою…» (ИЛ, 2004, № 9).

8. Чжан Джун (Китай – Англия). Роман «Дикие лебеди, или Три дочери Китая» (ИЛ, 2005, № 9).

9. Питер Хёг (Дания). Романы по выбору: «Смилла и ее чувство снега», «Женщина и обезьяна».

10. Кристоф Рансмаер (Австралия). Романы по выбору: «Ужасы льдов и мрака», «Последний мир», «Болезнь Китахары».

11. Агота Кристоф (Швейцария). Роман «Вчера» (ИЛ, 1998, № 9).

12. Питер Кэри (Австралия – США). Роман «Истинная история шайки Келли».

13. Милорад Павич (Сербия). Пьесы по выбору: «Кровать для троих» (ИЛ, 2003, № 3), «Вечность и еще один день»; романы по выбору: «Хазарский словарь», «По ту сторону ветра».

14. Дерек Уолкотт (Вест-Индия: Тринидад-и-Тобаго). Лирика («ИЛ», 1997, №12; «ИЛ», 2006, №2); пьеса «День поминовения» (ИЛ, 1993, №3).

15. Стивен Митчелл (США). Сказка для взрослых «Принц и лягушка».

16. Джеффри Евгенидес (США). Романы: «Девственницы-самоубийцы», «Средний пол».

17. Янн Мартел (Канада). Роман «Жизнь Пи».

18. Хорхе Вольпи (Мексика). Роман «В поисках Клингзора» (ИЛ, 2005, № 7-8).

19. Марсело Фигерас (Аргентина). Роман «Камчатка».

20. Ван Мэн (Китай). Повесть «Мертвеющие корни самшита» (ИЛ, 2004, № 5).

21. Мо Янь (Китай). Роман «Большая грудь, широкий зад».

22. Харуки Мураками (Япония). Романы: «Охота на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс».

Практические занятия

 

Практическое занятие № 1: Итальянская литература ХХ – XXI веков.

1. Общая характеристика итальянской литературы рубежа XX – XXI веков.

2. Поэтика романов А. Барикко (анализ одного из романов по выбору) *:

· жанровое своеобразие;

· роль бинарной метафоры «голос – взгляд» (или «слово – образ»);

· сюжетно-композиционное строение;

· образная система и роль автора в художественном тексте романов;

· языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать любое произведение автора: «Шёлк», «Море – океан», «1900», «Гомер. Илиада».

Доклады: «А. Табукки – новеллист (на примере рассказов из сб. «Маленькие незначительные недоразумения» [ИЛ, 1991, № 5])», «Тема войны в романе А. Барикко “Гомер. Илиада”», «Своеобразие переводов прозы А. Барикко».

 

Литература:

1. Барикко, А. Другая красота. Заметки о войне // А. Барикко. Гомер. Илиада. – М.: Иностранка, 2007. – 164 – 172.

2. Барикко, А. От автора Благодарность // А. Барикко. Такая история. – М.: Иностранка, 2007. – 321 – 328.

3. Киреева, Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учебный комплекс для студентов-филологов. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.

4. Скорнякова, М. Театр нобелевского лауреата // Современная драматургия. 1998. - № 2 (апрель – июнь). – С. 130 – 134.

Практическое занятие № 2: Творческое наследие Питера Акройда.

1. От критика до мастера современной прозы: биография писателя.

2. Мастерство Акройда – биографа (на материале одного таких произведений, как «Завещание Оскара Уайльда», «Повесть о Платоне», «Лондон»).

3. Своеобразие поэтики романного жанра в творчестве писателя *:

· пространственно-временная характеристика;

· игра как главное условие сюжетно-композиционного строения;

· основные мотивы и символы;

· жанровое своеобразие;

· языковые и стилистические эксперименты писателя.

* Для ответа на третий вопрос опираться на одно из прочитанных произведений («Дом доктора Ди», «Процесс Элизабет Кри», «Лондонские сочинители»).

Доклады: «Лондон в творчестве П. Акройда», «Тема библиотеки как модели Вселенной. Генезис этой темы у П. Акройда», «Интертекстуальность в романах П. Акройда».

 

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» // Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин и др.; под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270, [2] с. – С. 257 – 267.

Дополнительная литература:

2. Зверев, А. Питер Акройд // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература: ч. 2. XIX-XX вв. / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 354.

3. Зверев, А. Вступительная статья // ИЛ. 1993. - № 11.

4. Тюркин, Б.В. Типологические черты героев-«чудовищ» в стилизациях ХХ века (на примере произведений П.У. Энквиста, П. Зюскинда и П. Акройда) // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 196 – 198.

 

Практическое занятие № 3: Проза Тони Моррисон – одна из вершин литературы США рубежа ХХ – XXI веков.

1. Биография писательницы.

2. Тони Моррисон как представитель афро-американской литературы США: традиции и новаторство художественного метода.

3. Поэтика романов Т. Моррисон (анализ одного из романов по выбору)*:

· жанровое своеобразие;

· мифология и символика;

· сюжетно-композиционное строение;

· образная система и роль автора в художественном тексте романов;

· языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать один из романов автора: «Возлюбленная» (ИЛ, 1994, № 12), «Джаз», «Любовь» (ИЛ, 2005, №9), «Жалость».

 

Доклады: «Библейские аллюзии и реминисценции в романах Т. Моррисон», «Отражение африканской мифологии в сюжетном строении прозы Т. Моррисон».

 

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Ващенко, А.В. Т. Моррисон // История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 363 – 371.

Дополнительная литература:

2. Мулярчик, А. Романистка Т. Моррисон // Т. Моррисон. Джаз: роман. – М.: Панорама, 2000. – 464 с. – (Серия «Библиотека лауреатов Нобелевской премии»). – С. 452 – 460.

3. Т. Моррисон // Сто писателей ХХ века / пер. с нем. А. Верникова. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – С. 130 – 131.

 

Практическое занятие № 4: Особенности прозы писателей африканского континента и Австралии. Дж. М. Кутзее.

1. Африка и Австралия – особое литературное поле мирового культурного пространства: ведущие писатели и своеобразие их художественной манеры.

2. Творческий путь одного из писателей ЮАР и Австралии Д.М. Кутзее.

3. Место образов главных героев и автора бессмертного романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в эстетических взглядах писателя. Нобелевская речь Д.М. Кутзее.

4. Поэтика романов Д.М. Кутзее (анализ одного из романов по выбору)*:

· Жанровое своеобразие;

· Особенности хронотопа;

· Сюжетно-композиционное строение;

· Образная система и нарратология в художественном тексте романов;

· Символика, аллюзии и реминисценции;

· Языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать следующие произведения автора: «Бесчестье», «Молодость» (ИЛ, 2005, № 10 – С. 3-29; № 12 – С. 115-190), «Медленный человек».

 

Доклады: «Русская тема в романе “Осень в Петербурге” Д.М. Кутзее», «Новое прочтение известных литературных образов Робинзона Крузо и Пятницы в романе Д.М. Кутзее “Мистер Фо”».

 

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Африка // История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 279 – 481.

Дополнительная литература:

2. Кутзее, Дж. М. Он и его слуга: Нобелевская лекция / пер. с ан. С. Ильина // ИЛ, 2004, № 5. – С. 242 – 247.

3. Волгин. И. Трагедия ошибок (Достоевский и его двойник) // ИЛ, 1999, № 1. – С. 236 – 239 (здесь же текст романа «Осень в Петербурге»).

4. Давидсон, А. Что это? Предостережение миру? (о романе Кутзее «Бесчестье») // ИЛ, 2001, № 12. – С. 229 – 237 (сам роман в ИЛ, 2001, № 1).

5. Никифоров, В.Н. Джон Кутзее // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч.: ч. 1: А – Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997. – С. 408 – 409.

6. Тюркин, Б.В. Эволюция архетипа Пятницы в мировой литературе ХХ столетия (на примере романов М. Турнье и Д.М. Кутзее) // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 1. – М.: Изд-во МПГУ, 2005. – С. 131 – 135.

 

Практическое занятие № 5: Своеобразие прозы Орхана Памука.

 

1. Проза О. Памука как феномен турецкой литературы рубежа XX – XXI веков. Биография писателя.

2. Жанровое своеобразие романа О. Памука «Меня зовут Красный».

3. Проблематика романа в сопоставлении мироощущения Востока и Запада. Исторический колорит книги.

4. Образная система книги. Особенности раскрытия женских образов книги.

5. Символика романа, смысл названия и их роль в отражении главной идеи книги.

 

Доклады: «Жанр политического романа в творчестве О. Памука («Снег»)», «Роман “Чёрная книга” и влияние западной литературной традиции на творчество О. Памука».

Литература:

1. Памук, О. Стамбул: Город воспоминаний: Биография / пер. с турецкого М. Шарова и Т. Меликова. – М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2006. – 504 с.: ил.

2. Шульпяков, Г. «В моём Стамбуле всегда идёт снег»: интервью с О. Памуком // ИЛ, 2004, № 3. – С. 100 – 107.

3. Ярыгина Н.С. Художественный мир романа О. Памука «Меня зовут Красный» // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 221 – 230.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.