Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы в среде прямого воздействия






При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики окружающей среды тесно взаимосвязаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия (рисунок 6.1).

 
 

 


Характеристики и факторы внешней среды организации

 

М. Мескон, М. Хедоури, Ф. Альберт считают основными факторами в среде прямого воздействия: поставщиков, законы и государственные органы, потребителей и конкурентов.

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. На входы системы поступают материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих представление указанных ресурсов, - наглядный пример воздействия окружающей среды на успешную деятельность организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Если организации ведут дела с одним поставщиком, то они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Наглядный пример – обеспечение электроэнергией. Все организации получают электроэнергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергообеспечение слишком дорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует электроэнергию.

Материалы. Некоторые организации зависят от своевременного или непрерывного притока материалов. Например, машиностроительные предприятия; организации, распределяющие товары (дистрибьюторы), торговые дома. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций.

Японские фирмы, для которых материалы – входы, считают, то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса, должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия руководителя с в высшей степени взаимосвязанными поставщиками. В других странах обеспечение производственного процесса осуществляется за счет альтернативных поставщиков или поддержанием значительного объема запасов. Однако запасы связывают финансовые ресурсы, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между финансовыми ресурсами и поставщиками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для успешного функционирования и развития предприятиям нужны не только поставщики материалов, но и капитал. Среди потенциальных инвесторов могут быть банки и другие кредитные учреждения, акционерные общества и частные лица. Как правило, чем лучше дела у предприятия, тем выше его возможности договориться с кредиторами и инвесторами получить или вложить нужный объем средств. Отечественные предприятия в настоящее время испытывают значительные трудности с получением средств. Это является одной из причин сложностей развития малого бизнеса в нашей стране.

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой требуемых специальностей и квалификации необходимо для выполнения задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности функционирования и развития предприятия. Без людей, способных оптимально, рационально, производительно, результативно, эффективно использовать сложную технологию, капитал, материалы и энергоресурсы, организации обречены на прекращение своей деятельности. Развитие российских предприятий в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов.

Особой заботой современной организации должны стать отбор и поддержка талантливых менеджеров. Джорд Стейнер в своем исследовании предложил руководителям ряда фирм США проранжировать по степени важности для них 71 фактор за последние пять лет. Среди факторов были общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство, готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. Поддержка талантливых управляющих – это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

Подписывая договор с профсоюзом, предприятие, по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов – еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов.

Законы и государственные органы. Многие законы, в том числе трудовое законодательство, и государственные учреждения также влияют на организацию. В рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. каждая организация имеет определенный правовой статус и именно это определяет, как организация может вести дела и какие налоги должна платить. Число и сложность законов, непосредственно посвященных коммерческой деятельности, значительно возрастает. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов и даже полного прекращения бизнеса.

Состояние законодательства характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. К сожалению, объем бумажной работы, необходимый для того, чтобы соответствовать действующему законодательству, стал большим.

Организация обязана соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, обязательные к исполнению.

Неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других.

Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления.

Потребители. Нельзя не согласиться с точкой зрения Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для предпринимательства очевидно.

Некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в друкеровском смысле. Правительство Российской Федерации существует только для обслуживания потребностей российских граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей, которых нужно «купить», завладеть их голосами.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно.

Конкуренты. Это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержатся на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Если некогда мощное предприятие еще могло справится с конкурентами, используя против них нечестные методы, то сегодня руководители вынуждены реагировать на нововведения по иному – превращая свою организацию в еще более новаторскую и эффективную, чем все прочие в данной отрасли.

Важно учитывать, что потребители являются не единственным объектом соперничества предприятий. Последние могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения, знания, опыт, навыки, необходимые для производства или освоения той или иной технологии, системы («ноу-хау»).

От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с починенными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.