Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки американского опыта для стран третьего мира и бывшего соцлагеря




Американский опыт чрезвычайно важен для пытающихся перейти к капитализму стран третьего мира и бывшего соцлагеря. В превращении Соединенных Штатов в самую мощную и самую обильную капиталами рыночную экономику мира центральную роль сыграло признание законности внелегальных прав собственности, их интеграция в общенациональную систему частной собственности. Как подчеркивает Гордон Вуд, в тот период «в обществе и в культуре происходило нечто чрезвычайно важное, высвобождающее стремления и энергию рядовых американцев так, как никогда прежде»157.

Это «чрезвычайно важное» нечто представляло собой революционное изменение в области легализации прав собственности. Американцы, не всегда охотно или целенаправленно, постепенно легитимировали созданные беднейшими своими согражданами внелегальные нормы и отношения собственности и включили их в национальный свод законов о собственности. В начале XIX в. информация о собственности и соответствующих законах была разрозненной и бессвязной. На каждой ферме, в каждом горнодобывающем предприятии или в городском поселении информация о собственности фиксировалась в регистрационных журналах (прообраз современных бухгалтерских Главных книг), хранилась в составе личных документов, в окружных архивах или в памяти собственников, их соседей и близких. Так же как сегодня в развивающихся и бывших социалистических странах, большая часть этой информации имела только местное значение и только там и могла быть получена. Хотя весьма вероятно, что американские официальные лица и не стремились к этому результату, но, разрабатывая такие федеральные правовые нормы, как закон о преимущественном праве на покупку и горные законы, они создали механизм интеграции всей разрозненной и отрывочной информации в рамках новой общенациональной системы частной собственности.

Решение этой задачи не было ни легким, ни быстрым делом, да и без насилия не обошлось. Но американский опыт чрезвычайно схож с тем, что происходит сегодня в странах третьего мира и в бывших социалистических странах: действующий закон не поспевает за размахом и мощью народной инициативы, и правительство утратило контроль над ситуацией. В результате народы, живущие за кругом западной цивилизации, оказались сегодня в мире парадоксов, довольно похожем на тот, что описан историком Дж. Эдвардом Уайтом: «Когда старатель покидал свою лачугу и приступал к работе, он использовал новейшую по тем временам промышленную технологию. Когда фермер выбирался из своей крытой дерном землянки, он, как правило, использовал самую современную сельскохозяйственную технику» . Люди третьего мира также живут и работают в развалюхах и бараках, начиненных телевизионной техникой и электронными калькуляторами. Они также организуют клубы претендентов на собственность. И правительства этих стран также начали предоставлять им преимущественные права на собственность.



Но они до сих пор не располагают эффективно работающей системой прав собственности, которая бы дала им возможность использовать свои активы для создания капитала. Благодаря законам о преимущественном праве на приобретение собственное ти, о праве на землю и т.п., американцы выстроили совершенно новую концепцию собственности, «акцентирующую ее динами ческие аспекты и связь с экономическим ростом» и заместившую прежнюю концепцию, «которая подчеркивала статичный характер собственности и ее способность защищать от чрезмерно быстрых изменений»159. Американская собственность перестали быть средством сохранения прежнего экономического порядка и стала мощным инструментом создания нового. Результатом было расширение рынков и появление капитала, необходимого для ускорения экономического роста. В этом и состояло «чрезвычайно важное» изменение, которое до сих пор движет экономическим ростом Соединенных Штатов.

В итоге уроки полной легализации частной собственности в США заключаются не в технических деталях, а в направленности изменений политических и правовых установок. Принимая законы, дающие полноценное место в жизни внелегальным группам населения, американские политики выразили революционную идею, что правовые институты имеют будущее и право на выживание, только если они отвечают общественным нуждам160. Американская правовая система черпает свою энергию в опыте рядовых американцев и созданных ими внелегальных установлениях при одновременном отказе от тех догм английского обычного права, которые никак не соответствовали проблемам, актуальным для Соединенных Штатов. В ходе длительного и напряженного процесса интеграции внелегальных прав собственности американские законодатели и юристы создали новую систему собственности, гораздо более благоприятную для продуктивной и динамичной рыночной экономики. Этот революционный процесс был порожден нормативными требованиями рядовых граждан, отвечая на которые правительства создали систематизированную и эффективно работающую структуру частной собственности.



Отсюда вовсе не следует, что развивающиеся и бывшие социалистические страны должны рабски копировать опыт США. В нем было много отрицательных моментов, которых надо тщательно избегать. Но, как мы уже видели, в нем есть и много поучительного. Главный урок в том, что делать вид, будто внелегальных установлений не существует, или пытаться их запретить, не предлагая альтернативной стратегии интеграции их в рамки законного сектора хозяйства, — это бесплодная затея, особенно в странах третьего мира, где, как мы показали в главе 2, внелегаль-ный сектор дает хлеб и приют подавляющему большинству населения и где в объектах недвижимости омертвлен капитал стоимостью в триллионы долларов.

Пытаясь осуществить революцию в сфере собственности, страны третьего мира и бывшего соцлагеря неизбежно будут исходить из собственных проблем, препятствий и перспектив. Нам приходится успевать за революционными изменениями в сфере коммуникаций, информационных технологий, приспосабливаться к быстрой урбанизации. Но базовая проблема повсюду одна и та же. Сегодня во многих развивающихся и бывших социалистических странах законы о собственности перестали отвечать потребностям и запросам большинства населения. Как может претендовать на легитимность правовая система, если за ее пределами остается 80% населения? Необходимо изменить эту постыдную ситуацию. Американской опыт показывает, что это триединая задача: необходимо выяснить, что собой представляют реальные отношения собственности, интегрировать их в рамках легального закона и выдвинуть политическую стратегию, способную обеспечить успешность реформ. В следующей главе мы рассмотрим, каким образом правительства могут решать эти задачи.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал