Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные угрозы в сфере приграничного сотрудничества






 

· отток населения из стратегически важных и малонаселённых приграничных территорий

· угроза возникновения и проявления национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории

· возможное проникновение террористических элементов на территорию РФ

· наркотрафик из сопредельных государств, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья, трансграничная преступность

· растущая нелегальная миграция

· этническая и культурная ассимиляция, утрата общероссийской идентичности жителями приграничья

· риск нанесения урона окружающей среде.

Целый ряд проблем требует решения на региональном уровне. К их числу относятся недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией, отсутствие базы данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциале регионов, налаженного обмена данными о конъюнктуре рын-ков и ценах.

Поэтому необходимо на уровне парламентов государств —членов экономического сообщества разработать типовые нормативно-правовые акты: о правовом статусе приграничных территорий, о совместном природопользовании (водные ресурсы, нефть, газ, уголь), о налоговом режиме приграничных территорий, об упрощенном порядке транзитного транспортного обслуживания, об объектах приграничной торговли. Решение этих задач должно стать приоритетным направлением развития приграничных районов России и стран СНГ на ближайшую перспективу.

 
Как было показано выше, регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.   Условия для развития приграничного сотрудничества   1) Опыт показывает, что региональное сотрудничество тем полнее и эффективнее, чем выше и однороднее уровень социально-экономического развития, однотипности правовых систем, взаимной близости и соседства стран участниц, чем больше сходства в условиях экономической деятельности. При неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ. 2) Если границы между соседними странами неконфликтны, это, несомненно, благоприятствует их сотрудничеству. Но особый импульс придают ему соответствующие межгосударственные соглашения и предоставляемые в их рамках взаимные преференции, создающие более льготные условия для взаимодействия. 3) Важными инструментами решения проблем на приграничной территории могут стать: создание органов по приграничному сотрудничеству, заключение межрегиональных и межмуниципальных Соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики Российской Федерации, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий Российской Федерации. Необходимо отметить, что важнейшее место среди механизмов стимулирования развития приграничной территории может занять приграничная торговля, порядок организации и осуществления которой разрабатывается заинтересованными ведомствами 4) Развитие и укрепление нормативно-правовой базы международного сотрудничества с сопредельными государствами по различным направлениям приграничного сотрудничества; создание согласованного правового поля для развития межрегиональных и приграничных связей в пределах СНГ; достижения совместимости законодательства РФ и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества. 5) Последовательное завершение международно-правового оформления государственной границы РФ. 6) Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, привлекательностью ставок местных налогов, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Таким образом, кроме экономических вопросов необходимо заниматься созданием условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию РФ, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д. 7) Обеспечение поддержки органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества. 8) Совершенствование миграционного, налогового, таможенного, уголовного законодательства. 9) Необходимо учитывать, что среди регионов приграничного пояса благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях и на коммуникациях, обеспечивающих международное регионального сотрудничество, а для регионов, занимающих тупиковое положение, необходимые специальные меры поддержки, которые могут быть представлены в виде федеральных, региональных и отраслевых программ. 10) В качестве меры для поддержания определённого уровня приграничной торговли может также являться применение безвизового режима взаимных посещений для однодневного туризма.   Совокупность данных условий способствует укреплению экономических, социальных, культурных, административных и иных связей РФ и субъектов РФ с сопредельными государствами и повышению жизненного уровня населения приграничных территорий, в том числе — сопредельных государств. Таким образом, следует заблаговременно думать о разработке и введении мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного, иммиграционного, экологического, фитосанитарного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, нарушающих цивилизованные принципы взаимодействия. Осуществлять иные принципы и механизмы реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечивающие национальные интересы и национальную безопасность на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. Необходимо преодолеть общее недопонимание стратегической роли приграничья в определении будущей судьбы России. Приграничное сотрудничество — это путь экономического развития российских регионов, возможно, один из путей сохранения РФ в нынешнем её масштабе. Задача федерального центра состоит не в том, чтобы знать все местные условия и проблемы, но в том, чтобы обеспечить достаточный уровень безопасности и предоставить субъектам федерации и муниципальным образованиям максимальные полномочия и возможные политико-правовые и торгово-экономические инструменты для решения проблем приграничной территории Российской Федерации. Субъекты федерации, в свою очередь, при осуществлении своей деятельности должны руководствуясь едиными общегосударственными принципами, которые предполагают поступательное развитие российских регионов, повышение жизненного уровня их населения, установление, поддержание и развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами, при одновременном осуществлении коммуникации с другими регионами РФ, направленном на всемерное укрепление Российской Федерации. Мрегиональное и приграничное сотрудничество — важный фактор развития межгосударственного сотрудничества государств — участников СНГ, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти государств может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов РФ и СНГ.
 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.