Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокол № 4 от 10.02.2005






ЭКОЛОГИЯ

 

Программа, методические указания и контрольные задания

по курсу «Экология» для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

 

 

Составители В. Н. Допшак

О.О. Кудерская

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 6 от 03.02.2005

 

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

направления 250400

Протокол № 4 от 10.02.2005

 

Электронная копия находится в

библиотеке главного корпуса

ГУ КузГТУ

 

 

Кемерово 2005

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми ор­ганизмами и средой обитания. Глобальное антропогенное воздействие человеческой цивилизации на биосферу на всех уровнях значительно повысило роль экологии на современном этапе развития общества. Ре­ализация человеком данных научно-технического прогресса только для удовлетворения своих всë возрастающих благ привела к глобальному загрязнению окружающей среды, разрушению природных комплексов, истощению природных ресурсов. Но общество не может бесконечно развиваться по экспоненциальному закону, и на ограниченном пространстве оно не может идти против законов природы. Только при налаживании регулирования отношений между человеком и при­родой возможно установление равновесия. Первостепенное значение приобретает экологическое воспитание общества.

Курс экологии служит для формирования у студентов способности воспринимать природу со всей сложностью механизмов, законов ее развития; ее внутренних взаимодействий между компонентами; развития экологического мышления на базе полученных научных зна­ний и умения определять, решать экологические проблемы с учетом конкретных условий.

Курс экологии для заочной формы обучения студентов предус­матривает лекционные, практические (семинарские) занятия в объеме учебного плана по специальности и самостоятельную подготовку с выполнением контрольной, реферативной работы с предоставлением ее для защиты.

 

2. ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Основы экологии.

1. Предмет и история становления науки экология.

2. Экологические системы и условия их существования. Экологические факторы. Их воздействие на живые организмы.

3. Понятие о биосфере и ноосфере.

4. «Живое вещество» и биогеохимические циклы; круговорот веществ в природе.

5. Роль энергии в зарождении и существовании живых организмов на планете. Основные законы природы.

Тема 2. Антропогенное воздействие общества на биосферу.

1. Ресурсный цикл. Классификация природных ресурсов.

2. Источники загрязнения экологических систем.

3. Классификация загрязнителей биосферы.

4. Последствия от глобальных воздействий на экологические сис­темы.

5. Факторы воздействия на здоровье человека.

Тема 3. Концепции регулирования отношений современного об­щества и природы.

1. Рациональное пользование природными ресурсами (вода, воз­дух, полезные ископаемые, почва, флора, фауна).

2. Создание мало- и безотходных технологических процессов.

3. Использование вторичных материальных ресурсов.

4. Достижение научно-технической революции в решении эколо­гических проблем.

Тема 4. Нормативно-правовое законодательство в области охра­ны природной среды.

1. Роль экологического законодательства в регулировании отно­шений между человеком и природой.

2. Основные законы и подзаконные акты в охране природы.

3. Стандартизация и охрана окружающей природной среды.

4. Природоохранные органы Российской Федерации.

5. Международное сотрудничество в области охраны природной среды.

Тема 5. Экономические аспекты в охране окружающей среды.

1. Понятие и формы ущерба окружающей среды, возникшего в результате деятельности человека.

2. Плата за вредное воздействие на окружающую среду. Опреде­ление масштабов загрязнения.

3. Плата за пользование природными ресурсами

4. Экономические методы оценки экологического правонарушения.

5. Экономическая оценка фактически осуществляемых природоохранных мероприятий.

Семинар

Оценка экологической безопасности предприятий.

1. Определение степени экологической безопасности предприя­тия.

2. Установление платы за вредное воздействие на окружающую среду.

3. Методические указания.

Список рекомендуемой литературы

1. ГОСТ 17.0.0.04–90. Система стандартов в области охраны при­роды и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения. Введ. 30.01.90. – М.: Изд-во стандартов, 2000. – 20 с.

2. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. – М.: Гидрометеоиздат, 2000. – 93 с.

3. Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий. – М.: Госкомприрода, 2002. – 41 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите обязательные для предприятий природоохран­ные документы и нормативы.

2. Основные положения «Порядка определения платы и ее пре­дельных размеров за выбросы с предприятия».

3. Назначение экологического паспорта предприятия. Его основ­ные разделы.

4. Что такое ПДВ на предприятиях? Его назначение.

5. Требования, предъявляемые к предприятию, по ведению природоохранной деятельности.

 

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ПО КУРСУ ЭКОЛОГИЯ

(на зачет)

1. Содержание, основные понятия и этапы развития экологии как науки.

2. Что такое экологические системы, факторы и биосфера?

3. Условия динамической устойчивости биосферы.

4. Атмосфера – одна из составляющих биосферы. Механизм ее образования.

5. Биогеохимические циклы с точки зрения учения В.И. Вернадского.

6. Основные причины попадания загрязняющих веществ в природную среду. Классификация загрязнителей.

7. Влияние антропогенных факторов на круговорот химических элементов.

8. Источники и масштабы загрязнения биосферы.

9. Антропогенное воздействие транспорта на окружающую, при­родную среду и пути снижения вредного воздействия.

10. Значение воды для человека и его производственной деятель­ности.

11. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье челове­ка.

12. Что такое ресурсный цикл, «природные ресурсы» и их клас­сификация?

13. Пути повышения эффективности использования полезных ископаемых. Нетрадиционные источники и процессы получения энер­гии.

14. Рациональное использование растительных, животных и рек­реационных ресурсов.

15. Пути рационального использования водных, лесных и атмосферно-климатических ресурсов.

16. Нормативно-правовые основы в области охраны окружаю­щей природной среды.

17. Основные специальные природоохранные органы РФ.

18. Экономические аспекты при охране окружающей среды.

19. Порядок установления ПДК вредных веществ. Факторы, влияющие на ее значение. Понятие ПДВ и ВСВ.

20. Понятие и состав нормативов качества окружающей среды.

21. Основные пути снижения антропогенного воздействия человека на природную среду.

22. Значение мало- и безотходных технологий для решений экологических проблем.

(на экзамен)

 

1. Содержание и этапы развития экологии.

2. Что такое экологические системы, факторы и биосфера?

3. Основные понятия экологии.

4. Устойчивость экологических систем.

5. Атмосфера как одна из составляющих биосферы. Механизм ее образования.

6. Основные этапы гидрологического цикла.

7. Биогеохимические циклы экологических систем с точки зрения учения В.И. Вернадского.

8. Условия динамического равновесия биосферы.

9. Понятия антропогенные факторы и ноосфера.

10. «Живое вещество» и его роль в биотическом круговороте.

11. Круговорот химических элементов в природе. Влияние антропогенных факторов на них.

12. Основные причины загрязнения природной среды. Классификация загрязнения.

13. Масштабы и источники загрязнения природной среды.

14. Антропогенное воздействие автотранспорта на природную среду.

15. Водный баланс гидросферы и значение воды для человека.

16. Что такое ресурсный цикл и последствия от его осуществления?

17. Понятие «природные ресурсы» и их классификация.

18. Особенности воздействия радиоактивных веществ и тяжелых металлов на живые организмы.

19. Основные пути снижения антропогенного воздействия на природную среду.

20. Пути рационального использования водных и атмосферно-климатических ресурсов.

21. Рациональное использование лесных и почвенных ресурсов.

22. Пути ресурсосберегающего использования растительных, животных и рекреационных ресурсов.

23. Повышение эффективности использования месторождений полезных ископаемых.

24. Нетрадиционные, экологически безопасные источники и процессы получения энергии.

25. В чем сущность метода безотходной технологии в области охраны природной среды? Роль вторичных материальных ресурсов в решении этой проблемы.

26. Нормативно-правовые основы в области охраны природной среды. Отличие законов от подзаконных актов.

27. Основной закон РФ об охране природной среды.

28. Основные специальные природоохранные органы РФ.

29. Установление ПДК вредных веществ, факторы влияющие на ее

значение.

30. Понятие и состав нормативов качества окружающей среды.

31. Экономические основы в области охраны природной среды.

32. Озон и его роль на планете.

33. Понятие «парниковый эффект».

34. «Кислотные дожди», фотохимический смог.

35. Что такое экологическая пирамида и ее виды?

36. Круговорот углерода в природе и факторы, влияющие на него.

37. Пути снижения выбросов от автотранспорта.

38. Источники загрязнения биосферы радиоактивными веществами.

39. Охарактеризовать понятие «среда» и ее виды.

40. Роль энергетики в загрязнении биосферы

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

По курсу экология предусмотрена самостоятельная работа сту­дентов, заключающаяся в написании контрольной, реферативной рабо­ты на экологическую тему с последующей ее защитой и работой с лите­ратурой для подготовки ответов на контрольные вопросы по курсу.

4.1. Выбор тематики контрольной работы

Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом в соответствии с его желанием, интересами, способностями и с согласия преподавателя, ведущего данный курс. Тема работы выбирается из общего списка, представленного в конце методических указаний. В исключительных случаях, когда у студентов есть материал и наработ­ки по какой-либо экологической проблеме, разрешается выбор сво­бодной темы, но также после ее согласования с преподавателем. Для облегчения выбора темы контрольной работы после названия каждой темы предлагаются пояснение и перечень аспектов, которые должны быть раскрыты при написании работы. Возможно несколько вариантов написания работы:

• выбор и описание точек зрения различных авторов на решение выбранной проблемы. Обязательно указание ссылок на литера­турные источники;

• выбор и обобщение информации из различных источников по выбранной тематике с поиском общих критериев и личной практической оценкой подобранного материала, среди мно­жества позиций студентом выбирается наиболее объективная и обосновывается;

• глубокое изучение научно-технической литературы по постав­ленной проблеме с предоставлением объективных выводов и заключений.

 

4.2. Работа с литературными источниками

Требуемая для написания контрольной работы научно-техническая литература не исключает использование других дополнительных источников, включая и периодическую печать. Следует пользоваться научной, теоретической и технической литературой, а не научно-популярной.

Считается, что самостоятельная работа выполнена качественно, если при ее написании использовалось не менее трех литературных источников, а текст изложен в сжатой форме с идеями, мыслями студентов, имеющими связь с разрабатываемой темой.

4.3. Структура контрольной работы

Контрольная работа должна содержать обязательно следующие разделы: содержание, введение, основную часть, состоящую из глав, заключение или выводы, список используемой литературы.

Введение должно содержать цель и задачи, раскрываемые в вы­бранной теме, возможные пути их решения и предлагаемые результа­ты.

В основной части раскрывается содержание вопроса, представля­ются материалы и факты из литературных источников с творческим, практическим подходом к ним. Высказываются и предлагаются новые идеи, предложения, гипотезы для решения проблем по выбранной теме.

Заключение должно содержать обобщающие выводы, положения по переработанной теме.

Анализ литературы должен сопровождаться ссылками на источники, которые вписываются по ходу текста (в квадратных скобках). Список используемой литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с существующими правилами.

 

4.4. Оформление контрольной работы

 

Контрольная работа оформляется в соответствии с едиными требованиями для такого типа самостоятельных работ на формате А4. Работа готовит­ся в единственном экземпляре в рукописном, машинописном вариантах или может быть набрана на компьютере. Готовая работа сдается преподавателю, ведущему курс, для предварительной проверки. Если работа выполнена в соответствии с вышеописанными требованиями, она защищается и остается на кафедре.

Контрольная работа содержит титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. Титульный лист должен содержать: название министерства, название университета, название кафедры, название темы самостоятельной работы, ФИО студента, ФИО преподавателя – руководителя работы, город и год написания.

Общий объем рукописной работы должен составлять не менее 20 страниц с обязательной их нумерацией. Должны быть выполнены все графические требования к оформлению страниц, графиков, диаграмм.

Вся работа должна быть аккуратно сшита или переплетена.

 

4.5. Тематика контрольных работ

 

История становления экологической науки

Дать характеристику основным представлениям об экологии, истории возникновения науки экология, основным разделам экологии, процессу формирования понятия «экология».

Современная экология в системе наук

Раскрыть представления об экологии как науке. Предмет ее изу­чения, ее специфические особенности, ее роль в современном мире, связь экологии с другими науками.

Экология и эволюция

Дать общее представление об эволюции природы, раскрыть ха­рактер взаимосвязи экологии и эволюции на сочетании сукцессионных стадий, необходимых для выживания живых организмов, влияние че­ловеческого общества на эти процессы.

 

Организация экологических систем

 

Понятие об экосистемах; структура, функционирование экосистем с точки зрения различных дисциплин; взаимосвязь системы и ее отдельных составляющих; понятие об экологических факторах; основ­ные экологические системы; устойчивость экосистем и от чего она за­висит.

Биосфера – экосистема высокого порядка

Включает понятие о биосфере; ее структура; границы биосферы; понятие о биомах, биотопах; основные условия существования биосферы и от чего они зависят; круговороты веществ в природе; энергетика биосферы.

 

Развитие биосферы и космические факторы

Раскрыть понятие космических факторов, их многообразие, формы их воздействия на биосферу, периодичность возникновения процессов в космосе и цикличность в природной среде; взаимосвязь экологии и космических явлений; космическая сущность жизни.

Живая материя планеты

Выполнить обобщение теорий возникновения жизни на Земле, подходов к изучению симметрии в неживой и живой природе и о пла­нетарных биохимических циклах, биосферная концепция В.И. Вернад­ского; раскрыть понятие «живое вещество».

Факторы глобальных воздействий на биосферу

Представить классификацию экологических факторов, раскрыть особенности воздействия естественных и антропогенных факторов на биосферу, влияние различных факторов на устойчивость экосистем.

Среда обитания – материальная система природы

Необходимо представить расшифровку термина «среда», раскрыть механизм организации материальных систем, устойчивость и равнове­сие систем, показать роль круговоротов в развитии геосистем.


Экология и социальные проблемы

Показать зависимость между социальным развитием общества, социальными проблемами человека и экологией; раскрыть социальные аспекты экологии.

Экологическая этика современного человека

Определить значение человеческой морали, нравственности в от­ношении между природой и обществом; экологическое самосознание человека, его экологическое воспитание.

Энергетика живых организмов

Раскрыть роль энергетики для существования жизни на Земле; энергетический обмен организмов со средой обитания; биоэнергетика и экологические проблемы биоэнергетики.

Современное общество и его воздействие на биосферу

Охарактеризовать деятельность человеческого общества во взаимоотношении с природой; обосно­вать проблему выживания в современных условиях; оценить экологическую угрозу обществу; дать оценку роли и места человека в современном мире; определить причины изменения состояния окружающей среды человеком.

Научно-технический прогресс и экологические аспекты

Раскрыть проблему: НТР – инструмент роста благосостояния че­ловеческого общества, интенсификации производства и источник роста антропогенного воздействия на окружающую среду; рассмот­реть возможность реализации результатов НТР с целью снижения влияния общества на экосистемы.

Демографические проблемы человеческого общества

Дать описание проблем народонаселения; раскрыть понятия: де­мографические проблемы, демографический взрыв, возможности био­сферы в этом аспекте; демографические прогнозы и перспективы. Данная тема может охватывать как планету в целом, так и отдельные регионы.

Международное значение экологических проблем

Рассмотреть аспекты международного сотрудничества, обосно­вать общность экологических проблем человечества; деятельность международных организаций и формы сотрудничества между страна­ми; международная стратегия в экологии и охране окружающей среды.

Роль нормативно-правовой системы во взаимодействии общества и природы

Определить значимость нормативно-правовой базы для регули­рования механизма влияния общества на природную среду; обосно­вать необходимость разработки нормативов качества окружающей среды и законодательных документов, обеспечивающих снижение вреда, наносимого окружающей среде.

Основные источники антропогенного воздействия на природу

Охарактеризовать классификацию источников вредного воз­действия на окружающую среду, созданных человеком в результате своей деятельности; определить особенности тех или иных источников загрязнения.

Проблемы перехода биосферы в ноосферу

Сформулировать понятие ноосферы, историю возникновения этого понятия, основные аспекты перехода в ноосферу, роль человече­ского разума и предпосылки создания ноосферы, процесс создания ноосферы.

Антропогенное воздействие на атмосферу

В теме раскрыть проблему загрязнения атмосферы, масштабы, основные источники; отметить особенности поведения загрязнителей в воздухе («парниковый» эффект, кислотные дожди и т.д.); пути сни­жения вредного воздействия. Возможны варианты подготовки данной темы по проблеме в целом на планете или применительно к какому-либо региону.

Климат и человек

Рассмотреть механизм формирования климатических факторов, от чего зависит их величина; влияние климата на человеческий орга­низм; изменение климатических факторов и последствия в результате деятельности человека; поведение человека в измененных условиях.

Озон и жизнь на планете

Дать характеристику озону как химическому элементу; механизм его образования в природе; роль озона в жизни живых организмов; объяснить факторы, влияющие на изменение концентрации озона.

Природа и последствия загрязнения гидросферы

 

Рассмотреть роль воды в жизни живых организмов; ресурсы воды на планете; ее источники; описать источники и масштабы загрязнения воды; последствия загрязнения и пути снижения антропогенного воздействия на гидросферу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.