Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Большие крысы






Народная песня «Большие крысы» из княжества Вэй времени династии Чжоу представляет собой сатиру на князя, непомерная алчность которого опустошает поля, словно нашествие крыс. Из «Книги песен».

Наши крысы, наши крысы,
Не грызите наше просо.
Мы живем у вас три года,
А забот от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше,
В земли счастья мы пойдем.
В землях счастья, в землях счастья
Там жилище мы найдем.
Наши крысы, наши крысы,
Не грызите вы пшеницу.
Мы живем у вас три года,
Добрых дел от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше,
В место счастья мы уйдем,
В месте счастья, в месте счастья
Правду мы себе найдем.
Наши крысы, наши крысы.
Не грызите вы посевы.
Мы живем у вас три года,
А наград от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше,
В страны счастья мы пойдем.
В странах счастья, в странах счастья
От кого рыдать начнем?!

Перев. Л. Д. Позднеевой

 

№ 83. ИЗ «ТРАКТАТА О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ»

Древнейший трактат о военном искусстве в Китае приписывается полководцу Суньцзы (VI в. до н. э.). Приводимые выдержки содержат правила ведения войны.

...Суньцзы сказал: правило ведения войны таково:
Если у тебя тысяча легких колесниц и тысяча тяжелых, сто тысяч солдат, если провиант надо отправлять за тысячу миль, то расходы внутренние и внешние, издержки на прием гостей, материал для лака и клея, снаряжение колесниц и вооружения — все это составит тысячу золотых в день...
... Поэтому на войне слыхали об успехе при быстроте, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности, даже при искусности ее ведения.
... Тот, кто умеет вести войну, два раза рекрутского набора не производит, три раза провиант не грузит; снаряжение берет из своего государства, провиант же берет у противника...
...Силы в поле подрываются, средства иссякают внутри государства, в домах пусто; имущество народа уменьшается на семь десятых, имущество князя — боевые колесницы поломаны, кони изнурены, шлемы, панцыри, луки и стрелы, рогатины и малые щиты, пики и большие щиты, волы и повозки — все это уменьшается на шесть десятых.
Поэтому умный полководец старается кормиться за счет противника. При этом один фунт пищи противника соответствует двадцати фунтам своей; один пуд отрубей и соломы противника соответствует двадцати пудам своих.
... Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войско. Самое худшее — осаждать крепости. По правилам осады крепостей такая осада должна производиться лишь будучи неизбежной.
Подготовка больших щитов, осадных колесниц, заготовка снаряжения требуют три месяца; однако полководец, не будучи в состоянии преодолеть свое нетерпение, посылает своих солдат на приступ, словно муравьев, при этом одна треть офицеров и солдат оказывается убитыми, а крепость не взятой. Таковы гибельные последствия осады.
... Действий в сражении всего только два — правильный бой и маневр, но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, подобно тому как у круга нет конца.
...Мощь — это как бы натягивание лука, рассчитанность удара, как бы спуск стрелы.
...При грабеже селений разделяют свое войско на части; при захвате земель занимают своими частями выгодные пункты.
...Когда говорят, другие не слышат, поэтому изготовляют гонги и барабаны. Когда смотрят, друг друга не видят, поэтому и изготовляют знамена и значки. Гонги, барабаны, знамена и значки соединяют воедино глаза и уши своих солдат...
...Грабя тучные поля, имей в достатке продовольствие для своей армии, тщательно заботься о своих солдатах, не утомляй их, сплачивай их дух и соединяй их силу. Передвигая войска, действуй согласно своим расчетам и планам.
Суньцзы сказал: огневое нападение бывает пяти видов: первое, когда сжигают людей; второе, когда сжигают запасы; третье, когда сжигают обозы; четвертое, когда сжигают склады; пятое, когда сжигают отряды.
... Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы... Гнев может опять превратиться в радость, злоба опять может превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее...
...Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем умозаключения, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей.
Поэтому использование шпионов бывает пяти видов: бывают шпионы местные, шпионы внутренние, шпионы обратные, шпионы смерти, шпионы жизни. Местных шпионов набирают из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов набирают из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов набирают из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни это те, кто возвращаются с донесением. Пользование шпионами — существеннейшее на войне; это та опора, полагаясь на которую, действует армия.

Перев. Н. И. Конрада.

 

№ 84. ИЗ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТРАКТАТА ДРЕВНЕГО КИТАЯ «ГУАНЬЦЗЫ»

Политико-экономический трактат древнего Китая «Гуаньцзы» приписывается традицией Гуань-Чжуну, изд. «Гуаньцзы», Шанхай, 1915.

...Строить столицу государства нужно если не у подножия высокой горы, то над течением широкой реки. Она должна быть высока, но чтобы не приближать засуху, чтобы воды было достаточно. Она должна быть низка, но чтобы не приближать наводнение, чтобы каналы предохраняли от затопления. Привлекая на помощь естественные условия, нужно развить выгоды местности, чтобы не было нужным вымеривать угломером и линейкой внутренние и внешние укрепления города и выравнивать дороги ватерпасом и веревкой...
...Династия — закон справедливости. Это значит, что ранги установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты и справедливость может стать законом. Если закон не соответствует истине, нельзя управлять без установления закона. Поэтому все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды. А если дела не выполняются и страна остается без выгоды, сделать так, чтобы не было знатных. Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже, справедливость знатности и подлости. Это и называется учением...
... Рынок является регулятором всех товаров. Поэтому если все товары дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет умеренным. Поэтому все дела появляются благодаря заботе, завершаются упорным трудом, гибнут из-за презрения к ним... Поэтому и говорится:... люди, связанные с рынком, могут знать, отчего бывает порядок или беспорядок, отчего товаров бывает много или мало, хотя они сами и не могут сделать так, чтобы было много или мало. Это и называется учением...
...Князь Хуань (1) спросил: как сделать, чтобы народ жил в определенном месте и чтобы его дела были успешны?
Гуаньцзы ответил: служилым людям, земледельцам, ремесленникам и торговцам, четырем сословиям народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вместе. Если они будут жить вместе, возникнет смута в речах и смута в делах... Мудрый государь отводит ученым жительство в спокойном месте для отдыха и пиров, отводит земледельцам жительство там, где находятся обрабатываемые ими поля; ремесленникам отводит жительство в казенных учреждениях, а торговцам — в торговых кварталах...
...Земледельцам... приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно.
На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле — грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля. Он привык с детства. Душа его спокойна. Он не видит редких вещей и не меняет свое положение... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами...
Князь Хуань спросил у Гуаньцзы: я хочу ввести налоги на строения... Каково ваше мнение?
- Это уничтожит строительство, — отвечал Гуаньцзы.
- Я хочу обложить лес.
- Это прекратит его рост.
- Я хочу установить налог на шесть видов скота.
- Это прекратит его разведение.
- Я хочу ввести налог на людей.
— Народ будет скрываться.
— Как же мне управлять?
— Управлять горами и морями... В семье в десять душ все десять потребляют соль. В семье в сто душ, все сто потребляют соль. За месяц взрослый мужчина потребит по меньшей мере 5 шэн соли. Взрослая женщина — 3 шэна, ребенок - 2 шэна. Такой получается великий счет... Если приказать, что к цене соли на каждый шэн прибавляется по одной единице... или по две единицы... тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет...
...Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску... Если приказать к цене иглы прибавить одну единицу, то 30 игл дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене ножа прибавить шесть единиц, то пятью шесть составит тридцать, т. е. пять ножей дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене железного плуга прибавить семь единиц, то три железных плуга дадут столько же, сколько налог на одного человека.
... Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц... ведут бойцов нападать друг на друга. Конечно, они используют нападение и защиту в пограничных районах. Те, кто имеют заслуги, не возвращаются домой. Знать умирает на чужбине. При дележе земель перечисляют заслуги. Когда связывают захваченных пленных, их делят, как награду и пожалования. Все земли жалуются за заслуги...... Яшму добывают в Юйши (2), золото добывается в реках Жу (3) и Хань (4), жемчуг добывают в Чие (5). С разных сторон они отстоят на 7 800 ли. Там, где кончается вода и прерывается суша, не проедет ни лодка, ни повозка. Прежние государи считали, что путь туда далек и труден. Поэтому они стремились... сохранить дороговизну. Жемчуг и яшму они считали за первый сорт денег, золото за средний, а ножи и холст за низший. Таковы были три сорта денег...
...Князь Хуань оказал: я забочусь о равновесии и хотел бы установить налог на богатых купцов и ростовщиков в нашем княжестве, чтобы принести пользу нашим бедным порабощенным земледельцам, чтобы они не теряли своего основного занятия...
Гуаньцзы ответил...прикажите четырем деятелям от имени государя расследовать ростовщичество по всей стране и донести, сколько ростовщиков и какой они берут процент...
Бао Шy (6)... по возвращении доложил: чернь, живущая на западе... на болотах, рыбачит, охотится, собирает хворост для пропитания. Самые богатые из семей ростовщиков имеют по тысяче «чжунов» (7), наименее богатые — по 600, 700 «чжунов». С одного отданного взаймы «чжуна» они требуют один «чжун». Тех, кто берет проценты по займам, всего 900 с лишком семей.
Бин Сюйу (8)... по возвращении доложил: чернь, живущая в южной стороне, живет в горах и долинах... Наверху рубит деревья для колес и осей, внизу собирает редкие хлеба. Они охотятся для пропитания. Наиболее богатые из семей ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые по 6—7 миллионов. Они взимают по займам в среднем пять на сто. Число семей, занимающихся ростовщичеством, — более восьмисот.
Нин Ци (9)... по возвращении доложил: чернь восточной стороны живет около гор и моря. Если место возвышенное, они рубят лес, внизу — рыбачат и охотятся. Они изготовляют пеньковую пряжу для пропитания. Среди семей ростовщиков — Дин Хой и Хао Го. Самые богатые имеют 5 тысяч «чжунов», наименее богатые — 3 тысячи «чжунов». Когда они дают взаймы, с одного «чжуна» взимают пять «фу». Берущих проценты 800—900 семей.
Си Пын (10)... по возвращении доложил: чернь, живущая в северной части в богатых местах, связанных с морем, выпаривает соляной раствор, а в Лян (11) и Цзи (12) ловит рыбу... Богатые семьи ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые — по 6—7 миллионов. Если они дают взаймы, то со ста берут двадцать. Там 900 с лишком семей, берущих проценты...

Перев. Л.Д.Позднеевой

1. Назначение Гуаньцзы министром в княжестве Ци у князя Хуаня произошло в 685 г. до н. э.
2. Юйши — название горы в древности.
3. Жу — название реки, впадавшей в реку Хуай, ныне реки провинции Хэнань.
4. Хань — название реки, вытекающей из провинции Шэньси и впадающей в Янцзы.
5. Чие — местонахождение установить не удалось.
6. Бао Шу — друг Гуаньцзы, вместе с ним служил у Хуаня, князя Ци.
7. Чжун — древняя мера сыпучих тел.
8. Биографических сведений об этом лице найти не удалось.
9. Нин Ци — уроженец местности Вэй, служил в Ци, впоследствии стал министром
10. Си Пын — служил в княжестве Ци.
11. Лян — название местности.
12. Цзи — название реки в современной провинции Хэнань.

 

№ 85. РЕФОРМЫ ШАН ЯНА (1)

Извлечение из «Хроники княжества Цинь», «Исторических записок» Сыма Цяня — отца истории Китая. Это первая работа, где полно и последовательно была изложена история страны с древнейших времен. Окончена в 104 г. до н. э.
Реформы Шан Яна (1) знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев. «Двадцать пять династических историй», т. I, Шанхай, 1935.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (2) (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи...
...Был определен указ для проведения реформ:
«Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде.
Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь».
Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...

Перев. Л. Д. Позднеевой.

1. Министр княжества Цинь при князе Оно, реформы которого произвели переворот в аграрных отношениях IV—III вв. до н. э. и способствовали усилению княжества Цинь.
2. В царствовании князя Сяо (361—338 гг. до н. э.) княжество Цинь достигает наибольшего могущества.

 

№ 86. ДОКЛАД ЛИ СЫ (1)

Из биографии Ли Сы. «Двадцать пять династических историй», ч. I, Шанхай, 1935.

...На 34-м году правления Цинь Ши Хуанди (2) (213 г. до н. э.) Ли Сы подал императору следующий доклад:
«В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от черного и установили один трон. Частные же школы, передавая друг другу, обучают незаконному учению... Услыша об указе, каждый [с точки зрения] своей школы обсуждает его. Входят они с ложью в душе, а выходя, судачат в переулках. Они считают славой отсутствие императора, они считают почетным иметь разные мнения. Они ведут массы к созданию клеветы. Если это не запретить, то наверху падет мощь императора, а внизу их единомышленники добьются успеха. Удобнее их запретить. Я прошу вас изъять все литературные сочинения, «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов. Через тридцать дней после получения приказа послать на каторжные работы (3) с клеймением лица всех, кто не изъял этих книг. Не подлежат изъятию книги по медицине, лекарствам, гаданию, земледелию и садоводству. Если найдутся желающие учиться, то дать им в учителя писца».
Ши Хуанди одобрил предложенный Ли Сы указ. Он изъял «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов, чтобы одурачить народ. И тогда в империи больше не порочили современность с помощью древности. Ши Хуанди основал школу Тунвэньшу (4) для понимания законодательства и определения указов...

Перев. Л. Д. Позднеевой.

1. Ли Сы — один из крупнейшик государственных деятелей при Цинь Ши Хуаяди, представитель философского направления легистов (сторонников управления путем законодательства в противовес древней традиции), политический противник конфуцианцев. Результатом этого его доклада явилось сожжение конфуцианских книг в 213 г. до н. э. и истребление конфуцианских ученых, противодействовавших новым веяниям.
2 Цинь Ши Хуанди царствовал 246—210 гг. до н. э. Княжество Цинь уже в IV в. до н. э. становится гегемоном среди других княжеств Китая. Его постепенное усиление приводит к разгрому всех независимых княжеств и первому объединению страны в единую империю. В 221 г. князь Чжэн принимает титул «Первого августейшего императорах (Ши Хуанди). Созданная им империя охватывала почти весь собственно Китай в его современных границах, часть Маньчжурии и Монголии, на востоке ее границы достигали Кореи, на юге — Аннама. Царствование Ши Хуанди отмечено большими реформами, значительными строительными сооружениями — каналами, городами, почтовыми дорогами, строительством Великой стены.
3. Каторжные работы в тексте переданы словами «на стене утром». Во времена династии Цинь так назывались приговоренные к каторге, которые по ночам строили стену. Они посылались на все тяжелые работы (строительство дорог, каналов, стен) и находились на одном положении с рабами, так как приговоры бывали срочные и пожизненные.
4. Так назывались мероприятия Ши Хуанди по упрощению и унификации письменности. «Чтобы для всех повозок была одинаковая колея, а для письма — одинаковые иероглифы» (из биографии Ши Хуанди Сыма Цяня).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.