Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизированная психиатрия






Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рас­сматривать человеческую душу как механизм, и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал только во сне. Теперь на горизонте стала маячить не психологизированная медицина, а скорее гуманизиро­ванная психиатрия.

Врач, продолжающий тем не менее рассматривать свою роль главным образом, как роль техника, должен признаться, что он видит больного не иначе как машину, вместо того чтобы видеть человека по ту сторону болезни!

Человек не есть еще одна вещь среди вещей, вещи определя­ют друг друга, но человек в конце концов сам себя определяет. То, чем он станет, это, наряду с ограничениями, накладываемыми его способностями и окружением, определяется тем, что он делает из самого себя. В концентрационном лагере, например, в этой жи­вой лаборатории и в испытаниях на этой земле, мы были свиде­телями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализо-' вана, зависит от его решения, а не от условий.


С. Л. Рубинштейн САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗ­НЕННЫЙ ПУТЬ'

' Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосозна­ния. Личность как сознательный субъект осознает не только окру­жающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести Личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и от­рывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно прини- мает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъек­та, обладающего самосознанием, не представляет собой изначаль­ной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет се­бя по имени, как называют его окружающие; он существует сна- чала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоя- тельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности («синестезии»), связанные с орга­ническими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, гру-бые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализа-'ции), бывают связаны с нарушениями органической чувствитель­ности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосыл- кой для развития самосознания, а никак не его источником. Под­линный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выра­жающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развити­ем личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоя­тельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с ов­ладением собственным телом, с возникновением произвольных дви­жений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходь­бы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в пер­вом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с ок­ружающими людьми, к которому приводит возможность самостоя­тельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и дру­гое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем #. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятель­ного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окру­жающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, пред­полагающим в качестве своей основы реальное становление ребен­ка практическим субъектом,, сознательно выделяющимся из окру­жения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории ста­новления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окру­жающих, его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает воз­можность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка ив его взаимоотношениях с окружающими порождают, осозн" аваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включа­ется все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка разви­вающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее измене­ние взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изме­нениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фунда­мент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способ­ностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она вклю­чает еще более существенную способность самостоятельно, созна­тельно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и свя­зано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой ост­ротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серь­езно задуматься над самим собой и приводит к значительному раз­витию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосозна­ния центр тяжести для подростка все более переносится от внеш­ней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и пере­ход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В резуль­тате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его Я, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова,

войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посе­тившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то соб­ственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимо­летно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятель­ность. Но все это — и мысли, и чувства, и точно так же жела­ния — человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности — свой характер и темперамент, свои способности — и к ним присо­единит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бы­тие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я-

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, де­лает это — как и сознание вообще — не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отра­жают его побуждения, реально определяющие его действия. Само­сознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как че­ловек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открыва­ются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысли­вания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое со­кровенное и основное содержание его внутреннего существа, опре­деляющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему

знать, куда в жизни идти и зачем, это нечто бесконечно превосходящее

всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний

это драгоценное и редкое свойство - мудрость


Мейли (Meili) Ришар (род. 28 фев­раля 1900) — швейцарский психолог, профессор Берлинского университета, издатель журнала «Schweizerische Zeitschrift fur Psychologies, член мно­гих психологических организаций, из­вестен своими работами по факторно­му анализу (личности), по генети-

ческой психологии, по тестам интел­лекта.

Соч.: Das Problem der 'Validation der Methoden der Personlichkeitsuntersuch-ung, Z. diagn. Psychol. Pers. For-schung (1958); An fange der Charak-terentwicklung, Beitrage zur geneti-schen Charakterologie, No 1, Berne (1957).

P. Мейли РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ Я'






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.