Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. 2. Ликвидация зависимости от монголов.






III. 2.1. [20] Задонщина.

Сойдемся, братья и друзья, сыновья русские, составим слово к слову и возвеличим землю Русскую, бросим печаль на восточную страну, в Симов жребий провозгласим над поганым Мамаем победу, а великому князю Дмитрию Ивановичу воздадим похвалу брату его, князю Владимиру Андреевичу...

Но устремимся мыслию над землями и вспомним первых лет времена и похвалим вещего Бояна, искусного гусляра в Киеве. Тот Боян возглавил искусные свои персты на живые струны и пел князьям русским славы...

И я восхвалю песнями и под гусли буйными словами и этого великого князя Дмитрия Ивановича, и брата его, князя Владимира Андреевича... было ведь мужество их и желание за землю Русскую и за веру христианскую.

А от Калкской битвы до Мамаева побоища 160 лет. Этот князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, испытав ум свой крепостью, поострили сердца свои мужеством и наполнились ратного духа и устроили у себя храбрые полки в Русской земле...

О жаворонок, летняя птица, красных дней утеха, возлетли под синие небеса, посмотри на сильный город Москву, воспой, славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его Владимиру Андреевичу...

Для нас земля Русская подобна милому младенцу у матери своей: его мать ласкает, а рать лозою наказывает, а добрые дела милуют его. И помиловал господь бог, человеколюбец, князей русских: великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Остановился князь великий со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами на костях: «Страшно ведь, брат, Было то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон-река три дня кровью текла. Считайте, братья, скольких воевод нет, скольких молодых людей нет». И говорит Михаил Андреевич, московский боярин, князю Дмитрию Ивановичу: «Господин князь великий Дмитрий Иванович, нет тут у нас сорока бояринов больших московских, да 12 князей Белозерских, да 20 бояринов коломенских, да 40 бояринов серпуховских, да 30 панов литовских, да 40 бояринов переяславских, да 25 бояринов костромских, да 35 бояринов владимирских, да 50- бояринов суздальских, да 70 бояринов рязанских, да 40 бояринов Муромских, да 30 бояринов ростовских, да 23 бояр дмитровских, да 60 бояр можайских, да 60 бояринов звенигородских, да 15 бояринов углецких, а погибло у нас всей дружины 250000». И помиловал бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество.

И князь Дмитрий Иванович говорит: «Братья и бояре, князья молодые, вам братья, место суда между Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве, положили вы головы за Русскую землю и за веру христианскую. Простите меня братья, и благословите в этом веке и в будущем». «Пойдем, брат, князь Владимир Андреевич, в свою Залесскую землю и сядем, брат, на своем княжении. Чести мы, брат, добыли и славного имени...»

III. 2.2. [21] Стояние на реке Угре.

В том же году (1480) пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... (на Русскую землю)... Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Миценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая когда замерзнет река...

Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами придти к нему в Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться...Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.

Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...

О храбрые, мужественные сыновья русские, постарайтесь сохранить свое отечество, Русскую землю, от татар, не пощадите своих голов, да не увидят очи пленения и разграбления домов ваших и убиения детей ваших и поругания над женами и дочерьми вашими, так как пострадали иные великие и славные земли от турок – Болгария, Сербия, Греция, Трапезунт, и Амория, и албанцы, и хорваты, и Босния, и Манкуп и Кафа и иные многие земли...

III. 2.3. [22] Житие Сергия Радонежского.

... Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякие добродетелями украшены...

И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец стал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил «Вонмем, святая святым!» – младенец в третий раз закричал....

Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей…

Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это». Иерей сказа: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы»...

У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать... Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня»...

В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первый иноком, постриженный в той церкви и в той пустыни…

Долго принуждала его братия стать игуменом. И Он наконец внял их мольбам.

Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой Троицы.

И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились…

Преподобный Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковные пении раньше всех был и на службе никогда к стене не прислонялся…

Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда православный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к Святому Сергею, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботится о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.

Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что делать: «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, − обязательно поможет тебе Бог». Тогда великий князь Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимостью исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоностная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергею, благодарностью принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал.

Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.

III. 3. Политическое и социально-экономическое развитие Московского государства в XV− XVI вв.

III. 3.1. [23] Иван III.

Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе. Власть королевская усилилась в Англии, во Франции. Испания, свободная от ига мавров, сделалась первостепенною державой. Соединение трех государств серверных было предметом усилий короля датского. Кроме успехов власти монархической и разумной политики, век Иоаннов ознаменовался великими открытиями. Колумб открыл новый мир, родились новые связи между народами; одним словом, началась новая эпоха.

Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного. Благотворная хитрость Калиты была хитростью умного слуги ханского. Великодушный Дмитрий победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал Тохтамышу. Сын Донского еще искал милости в ханах, а внук испил всю чашу стыда на престоле, униженом его слабостью, быв невольником в самой Москве. Орда с Литвой, как две ужасные тени, заслоняла от нас мир и был единственным политическим горизонтом России.

Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. Бракосочетанием с Софиею обратив внимание держав, разодрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ. Все сделалось чином или милостью государевою.

Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сельнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном.

III. 3.2. [24] Жалованные грамоты великого князя Ивана III на земли и поместья.

1. Грамота 1482 г. Се яз князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал семи Митю да Ерему Трусовых детей Воробина... селцем Копцами и с деревнями Бощановским Есипова селцом Солопским и с деревнями Ивановским Кузмина –... о доходом з денежным и с хлебным по старине, как были те селца за Богданом за Есиповым и за Иваном за Кузминым.

2. Грамота 1490 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал Васюка Иванова сына Тыртова... волостькою Костянтиновскую Немово да сына ево Василия... в поместье, с доходом с денежным и с хлебным по старине, со всем по тому, как та волостька была за Костянтином за Немым и за его сыном Василием.

3. Грамота 1502 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всея Руси и сын мой князь великий Василий Иванович всеа Руси пожаловал Афанасия Иванова сына Мосеева да сына его Федора... деревнями Богдановским Есипова в поместье, с доходом с денежным и с хлебным и мелким доходом, оприч наших Великих князей обежных дани.

III. 3.3. [25] Москва – третий Рим.

С утверждением единодержавия национальный характер власти московского правителя принимает и новую идеологическую основу. Ей стала теория о «Москве – третьем Риме» она была сформулирована в начале XVI в. монахом («старцем») псковского Елизарова монастыря Филофеем в посланиях к дьяку Мунахину и великому князю Василию III: «Блюди и внемли благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти».

Закат первого Рима наступил в 359 г. в связи с распадом Великой Римской империи. Император и вселенский патриарх Византии впали в гнусную ересь подписав Флорентийскую унию в 1439 г. За что через 14 лет их постигла кара – Византия была завоевана турецким султаном Магометом II. Так погиб второй Рим, но не погибло православное царство, так как оно вечно. Поэтому возник Третий Рим – Москва и четвертому не бывать.

III. 3.4. [26] Послание старца псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу.

Тому, кто установлен высшей и всемогущей, вседержащей рукой бога, которым цари царствуют, которым великие величаются и сильные пишут правду, – тебе, пресветлому, сидящему на высоком престоле государю великому князю, православному христианскому царю и владыке всех, управителю святыми божьими престолами святой вселенской и апостольской церкви, церкви пресвятой богородицы, честного и славного ее успения, которая просияла вместо римской и константинопольской.

Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это – третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь…

И теперь молю тебя, и снова молю, о чем выше писал: помни, ради господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями божиими, – перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость: утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избави обиженных от руки обидчиков.

Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, – все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...

III. 3.5. [27] Судебник 1497 г.

При правлении великого князя Ивана Васильевича III был разработан и принят первый сборник законов Московского государства. Он состоял из 68 статей и регулировал жизнь в обществе, в том числе между феодалами и крестьянами.

О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин поживет за ким год, да поидеть прочь, и он платит четверть двора, а два года поживеть да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

III. 3.6. [28] Судебник 1550 г.

Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси (с) своего братьею и з бояры сесь Суденик уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк просудится, а обвинит кого не по суду бесхитростно, или список подпишит и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет.

4. А который дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму.

5. Подьачей, которой запишет не по суду для посула без дьячного приказу, и того подьячного казнити торговою казнью, бити кнутьем…

26. А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дета боярские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестна; а дьяком полатным и дворцовым безвестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна;... а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдове; а тиуну боярскому или доводчику и праведчику бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестиаанину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному городцкому человеку молодчему рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывата за увечие, посмотря по человеку и по увечью.

76. А о холопстве суд. По полной холоп грамоте. По ключу по селскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у однова государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве; а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у иного государя, или себе учнут жыти, то не холопи. А по городцкому ключю не холоп. По робе холоп; по холопе роба... По духовной холоп. По приданной робе холоп, а по холопе роба...

77. А отпускные давати з боярского докладу, а бояром к тем отпускным печати свои прикладывати, а дьяком подписывати... А хто положит отпускную без боярьского докладу… и без дьачей подписи, хотя и государя своего руку, и та отпускная не в отпускную...

80. А холопа рать полонит, а выбижит ис полону, и он свободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю, и того холопа явити бояром, а дьяку подписати на старой крепосте, и пошлины имати з головы по алтыну...

81. А детей боярских служилых и их детей, которых не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит...

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесах, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит поддвора; а три года поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь тогопошлин на нем не имаим.

92. А который человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, иностаток весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взята ближнему от его роду...

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати...

III. 3.7. [29] Учреждение стрелецкого войска.

1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им житии в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевской, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семенов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвертой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Федор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцом велел давати по 4 рубля на год.

III. 3.8. [30] Учреждение опричнины, 1565 г. (по Никоновской летописи).

Благочестивый же государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси, милосердуя о всем православном крестианстве, для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всея Русии и для своих богомолцев архиепископов и епископов, боярам своим и приказным людям очи свои видети велел и архиепископом и епископом и всему освященному собору милостивое свое жалованное слов рек: «для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всеа Русии моления и вас для, своих богомолцов, челобитья государства свои взяти хотим, а как нам свои государства взяти и государьствы свои владети, о том о всем прикажем к отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту все Руси с своими богомолцы»... и отпустил их к Москве... А оставити у себя бояр князя Ивана Дмитреевича Белского да князя Петра Михайловича Щетянева и иных бояр, а к Москве того же дни генваря в 5 день, отпустил бояр князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Ивана Ивановича Пронского и иных бояр и приказных людей, да будут они по своим приказом и правят его государство по прежнему обычаю. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю были непослушны, на тех спала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати: а учинити ему на своем государстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякий обиход, да и стрельцов приговорил учинити себе особно.

Государьство же свои Московское, воинство и суд и управу дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взятии из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взятии государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.

III. 3.9. [31] Указ царя Федора Ивановича о беглых крестьянах 1597 ноября 24.

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси указал.

Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году [до 1597 г.] за пять лет, − и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриршами, и митрополичим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по судуи по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-году лет за шесть и за семь и за десяит и болши, а те помещики и вотчиниики, из-за ково они выбежали, и патриарши, и митрополичьи, и владычни, и дети боярские, и монастырьских вотчин приказщики и слушки на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчиников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, государю не бивали челом, − и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не возити.

А давати суд и иск в беглых крестьянех которые до нынешняго 106-го году выбежали за пять лет.

А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешнего государева указу не вершены, − и государь указал те дела вершить по суду и по сыску.

 

Вопросы для повторения и

самопроверки:

 

1. Почему Москва стала центром объединения русских земель?

2. Каковы итоги деятельности Ивана Калиты для Московской земли?

3. Когда состоялась Куликовская битва и каково ее значение?

4. В чем вы видите духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского и значение его деятельности?

5. Оцените деятельность Ивана III в деле становления Московского государства?

6. Почему Москва была провозглашена Третьим Римом?

7. Покажите влияние опричнины на политический строй Московского царства?

 


IV. Россия в XVII веке – от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

IV. 1. Россия на рубеже XVIXVII вв. Смутное время.

IV. 1.1. [32] Смута.

Потрясение (в Московском государстве) совершилось в первые годы XVII в. и известно в нашей историографии под именем Смуты или Смутных времен, по выражению Котошихина Г.П. (подъячий Посольского приказа). Русские люди, пережившие это тяжелое время, называли его и именно последние его годы «великой разрухой Московского государства». Признаки Смуты стали обнаруживаться тотчас после смерти последнего царя старой династии Федора Ивановича. Смута прекратилась с того времени когда земские чины, собравшиеся в Москве в начале 1613 г., избрали на престол родоначальника новой династии царя Михаила. Значит, смутным временем в нашей истории можно назвать 14-15лет с 1598 по 1613 г.

IV. 1.2. [33] Периоды смуты.

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй – социальным и третий – национальным. Первый – обнимает собой время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобною борьбою общественных классов и вмешательства в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успехом в борьбе. Третий период обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф. Романовым во главе.

IV. 1.3. [34] Жалованная грамота Лжедмитрия II Юрию Мнишеку, Сандомирскому воеводе от 4 (14) октября 1608.

Дмитрий Иванович, Божиею милостию Царь всея России, Князь Дмитровский, Углицкий, Городецкий и проч., и проч., и проч., и иных многих государств и Татарских Орд, Московской Монархии подвластных Государь и дедич.

Объявляем, что мы, будучи благодарны ясновельможному господину Юрью из Великих Кончиц Мнишке, воеводе Сандомирскому, нашему искренно любезнейшему отцу, за его к нам благосклонность, коей вечный залог имея при себе и многократно чрезвычайно ощущая отеческую его к нам милость, разсудили равным образом и с своей стороны изъявить ему таковое ж искреннее усердие. А дабы он не токмо из вышереченных слов, но особливо из щедроподатной нашей Царской руки был уверен, обещаемся, как скоро Господь Бог поможет нам прибыть в столицу нашу, повелеть ему немедленно из казны нашей выдать триста тысяч рублей. Для выщшего же удостоверения сих слов наших, прилагаем нашу печать при собственноручном подписании. Дана в лагере под столичным городом Москвою во владениях наших, 14 октября 1608.

Димитрий Царь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.