Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной экспертизы




 

Социальная экспертиза (от лат. "expertus" – опытный) принципиально отличается от социальной диагностики. Это специализированная и нормативно оформленная процедура получения информации о социальном объекте либо специальная методика формирования оценки о характере его функционирования посредством опроса специалистов, именуемых экспертами. Одним словом, экспертиза представляет собой, по сути дела, опросную диагностику, основным источником информации которой является эксперт. Она включает не только рассмотрение или изучение каких-либо вопросов, проблем или решений, для которых нужны специальные знания, но и представление по ним мотивированного и аргументированного заключения или научного обоснования [27, с. 254].

Необходимость применения социальной экспертизы обусловлена, главным образом, тем, что по целому ряду вопросов, проблем или решений, для которых нужны специальные знания, сведения, получаемые от обыкновенных респондентов в массовых опросах, зачастую неадекватны и поверхностны. Потребность в привлечении квалифицированных экспертов появляется тогда, когда перед органами государственной власти и управления возникает проблема, которая непонятна либо неизвестна, для ее осмыслении нужен более высокий уровень компетентности. Такие ситуации возникают зачастую в связи с кризисным развитием социальных объектов или внедрением инноваций, а также их предстоящей реорганизацией.

Ключевой фигурой при выполнении социальной экспертизы является, как правило, эксперт – квалифицированный специалист со специальными знаниями и опытом в определенной области научной или практической деятельности, на основе которых он дает мотивированное заключение по той или иной проблеме (дискуссионному вопросу, трудному или многовариантному решению). При этом в теории социальных технологий выделяют три группы функций, которые должны выполнять эксперты. Во-первых, они являются источником необходимой информации (недостающей, корректирующей или прогнозной) в процессе формирования управленческого решения или выяснения характера взаимодействия объекта и субъекта управления. Во-вторых, эксперт оценивает характеристики социальных объектов, происходящих событий или управленческих решений. В-третьих, он генерирует и выдвигает новые идеи, дает свои предложения и рекомендации, а также предлагает более рациональные варианты решения социальных проблем.

Экспертов для проведения социальной экспертизы отбирают, как правило, по специальным методикам в соответствии с отработанной в социологии системой требований к личности эксперта. Согласно этим требованиям эксперту должны быть свойственны такие основные качества: а) компетентность – степень его квалификации в определенной области знаний или сфере деятельности; б) креативностъ – умение решать творческие и нестандартные задачи и проблемы; в) эрудиция – информированность в сложных областях изучаемой или оцениваемой проблемы; г) принципиальность и независимость – способность последовательно придерживаться определенных критериев, а также необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными потоками мнений; д) эвристичность и интуиция – способность обнаруживать скрытые и неочевидные связи явлений и делать объективные заключения об изучаемом социальном объекте; е) всесторонность и практичность – умение анализировать социальные проблемы с различных точек зрения, а также применять многокритериальные оценки явлений, учитывая при этом потребности науки и социальной практики [27, с. 253].



Кроме того, любой эксперт должен обладать, как правило, двумя пластами знания: открытым, т.е. осознанным знанием, и скрытым – неосознанным. Основная задача социальной экспертизы заключается в умении мобилизовать одновременно оба пласта знания. При этом возможности бессознательного, скрытого познания значительно превосходят результативность осознаваемой интеллектуальной деятельности [9, с. 91]. Следовательно, социальная экспертиза опирается главным образом на интуицию эксперта как психоэвристический феномен, помогая ему тем самым погружаться в глубины бессознательного, а также испытывать состояния озарения, прозрения или инсайта.

В современной социальной теории и практике сформировалось значительное видовое разнообразие социальной экспертизы (табл. 49).



Что касается технологических моделей социальной экспертизы (рис. 38), то хотя они и зависят от специфики ее вида, тем не менее, как правило, основаны на технологической схеме опросных методов и включают в себя следующие этапы:

1) подготовка экспертизы (построение программы, разработка инструментария, подбор экспертов, их предварительный опрос и определение процедуры экспертного опроса);

2) проведение экспертизы (опрос экспертов и сбор от них необходимой информации);

3) анализ результатов экспертизы (анализ индивидуальных и групповых суждений экспертов, подготовка выводов и практических рекомендаций, которые составляют основу экспертного заключения).

Из рис. 38 видно, что первый технологический этап (подготовки социальной экспертизы) начинается с разработки программы экспертизы и включает решение вопросов, свойственных любому исследованию: определение целей, задач, объекта, предмета и гипотез экспертизы. После этого формируют группу экспертов, для чего нужно определить количество экспертов и состав группы, а также выработать требования к ее комплектованию. В процессе формирования экспертной группы решают проблему выбора из некоторого множества специалистов (кандидатов в эксперты) лиц, наиболее компетентных в рассматриваемом круге вопросов [9, с. 6]. Начинают подбор экспертов с определения всего их множества. Процедура формирования экспертной группы из наиболее компетентных специа­листов еще недостаточно отработана на практике. Конечно, особое внимание при этом уделяют компетентности, независи­мости, креативности и другим ранее рассмотренным качествам этой категорий специалистов. Кроме этого, эксперты должны также хорошо знать анализируемую проблему, иметь независимые суждения и быть творческими людьми.

 

Таблица 49


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал