Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации






 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации< *>.

2. Правовую основу деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, а также настоящая Инструкция.

3. Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации< *> об объектах учета, перечисленных в п. 9 настоящей Инструкции, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации< *> - федеральные учеты; в экспертно-криминалистическом центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России - региональные учеты; в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного органа внутренних дел< **>, в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел - местные учеты.

4. Формирование и использование экспертно-криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел< *>, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, в пределах их компетенции.

Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел< *> в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки, предусмотренных п.10 настоящей Инструкции, в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

5. Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками ЭКП и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

6. Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.

Виды учета, соответствующие им формы информационных карт, а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России.

7. В случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).

8. Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.

Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

9. Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

9.1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;

9.2. Данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

9.3. Данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным;

9.4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений;

9.5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия;

9.6. Самодельное (переделанное) оружие;

9.7. Самодельные взрывные устройства и их части;

9.8. Поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;

9.9. Поддельные монеты;

9.10. Фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;

9.11. Следы подошв обуви;

9.12. Следы орудий взлома;

9.13. Следы протекторов колес транспортных средств;

9.14. Субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц;

9.15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла);

9.16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

9.17. При наличии необходимости соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в ЭКП в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке. Использование таких учетов в целях раскрытия и расследования преступлений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

10. Объектами проверки по экспертно-криминалистическим учетам являются лица, предметы, вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, использование которой может способствовать установлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной проверке по экспертно-криминалистическим учетам подлежат все объекты учета перед их постановкой на соответствующий учет, а также:

10.1. Установленные лица, подозреваемые в совершении преступлений либо представляющие иной оперативный интерес, - по учетам:

следов рук;

данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

субъективных портретов;

фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц.

10.2. Одежда и обувь лиц-объектов проверки - соответственно, по учетам:

микрообъектов (микроволокон);

следов подошв обуви.

10.3. Транспортные средства лиц-объектов проверки, а также обнаруженные ранее угнанные транспортные средства - по учетам:

следов протекторов колес транспортных средств;

микрообъектов (частиц лакокрасочных покрытий) - при наличии на транспортных средствах повреждений или следов свежего ремонта.

10.4. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе, гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) - по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки - по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

10.5. Предметы-объекты проверки (орудия преступлений) - по учетам:

следов орудий взлома;

микрообъектов (частиц металла).

10.6. Фотографии лиц, пропавших без вести - по учету черепов неопознанных трупов.

10.7. Данные ДНК биологических родителей (детей) лиц, пропавших без вести, - по учету данных ДНК неопознанных трупов.

11. Учет работы по ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений - в Журнале регистрации объектов, поставленных на учет, журнале регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях, а также установленной форме статистической отчетности.

12. Контроль за ведением экспертно-криминалистических учетов осуществляют руководители экспертно-криминалистических подразделений.

13. Контроль за формированием и использованием экспертно-криминалистических учетов в пределах их компетенции осуществляется руководителями оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, а также подразделений дознания органов внутренних дел.

14. Организационное, штатное и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию, ведению и использованию предусмотренных настоящим приказом видов экспертно-криминалистических учетов в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах осуществляется начальниками соответствующих органов внутренних дел по представлению начальника ЭКЦ (ЭКП).

15. ЭКЦ МВД России является головным подразделением в системе МВД России по организации ведения экспертно-криминалистических учетов.

16. Содержащаяся в экспертно-криминалистических учетах информация имеет ограниченный доступ.

17. Основанием постановки объекта на экспертно-криминалистический учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалистическому учету, является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

Поручение или рапорт о постановке либо проверке объекта по учету может быть представлено в ЭКП в виде отдельного документа либо изложено в иных документах, содержащих поручения уполномоченного органа (лица) по исследованию объектов.

18. Основанием для снятия объекта с учета является:

18.1. Справка о совпадении объекта учета с идентифицируемым объектом.

18.2. Официальная информация о прекращении производства по делу.

18.3. Истечение сроков хранения объектов. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет - по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет - преступлениям средней тяжести; 10 лет - тяжким преступлениям; 15 лет - особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Срок хранения объекта в зависимости от степени устойчивости идентификационных признаков определяется Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

19. Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке, если настоящей Инструкцией не установлено иное.

20. Хранение информационных массивов учетов организуется в специально оборудованных служебных помещениях, оснащенных средствами охранной сигнализации, пожаротушения и ограничения доступа, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а применительно к натурным объектам - в соответствии с правилами хранения отдельных видов вещественных доказательств, в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу, а также несанкционированный доступ к ним.

 

II. Обязанности и права руководителей и сотрудников органов

внутренних дел по формированию, ведению и использованию

экспертно-криминалистических учетов

 

21. Руководитель подразделения дознания, следствия или оперативного подразделения обязан:

21.1. Контролировать включение следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие и исследование предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, в планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и их исполнение.

21.2. Обеспечивать своевременность и полноту направления объектов учета, а также объектов проверки в экспертно-криминалистические подразделения для выявления и закрепления экспертно-криминалистической информации, проверки и постановки на экспертно-криминалистические учеты.

21.3. Анализировать деятельность подчиненного подразделения по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению ее эффективности.

22. Руководитель подразделения дознания, следствия или оперативного подразделения органа внутренних дел имеет право привлекать руководителя экспертно-криминалистического подразделения к решению организационных и методических вопросов формирования и использования экспертно-криминалистических учетов.

23. Дознаватель, следователь или сотрудник оперативного подразделения обязан:

23.1. При наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности, планировать и осуществлять следственные действия либо оперативно-розыскные мероприятия, направленные на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, либо получение проверочной информации об объектах проверки.

23.2. Своевременно в установленном порядке направлять объекты учета и проверки в экспертно-криминалистические подразделения для их исследования в целях выявления, закрепления экспертно-криминалистической информации, исключения лиц (объектов), не причастных к совершению преступлений, проверки и постановки на экспертно-криминалистический учет.

23.3. Информировать экспертно-криминалистическое подразделение о реализации результатов использования экспертно-криминалистических учетов и возможности снятия объектов с учета.

24. Дознаватель, следователь или сотрудник оперативного подразделения имеет право в установленном порядке привлекать специалистов экспертно-криминалистических подразделений для оказания помощи при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, а также получение проверочной информации об объектах проверки.

25. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения обязан:

25.1. Организовать ведение экспертно-криминалистических учетов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

25.2. Рассматривать поручения следователей и дознавателей, а также утвержденные соответствующими руководителями рапорты сотрудников оперативных подразделений, поручать их исполнение конкретным сотрудникам экспертно-криминалистического подразделения.

25.3. Контролировать качество и своевременность исполнения поручений по проверке и постановке объектов на экспертно-криминалистический учет, направлять результаты соответствующим руководителям оперативно-розыскных подразделений, следователям и дознавателям.

25.4. В установленном порядке обеспечивать участие сотрудников ЭКП в проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие предметов и следов, которые могут стать предметами учета или проверки, либо проверочной информации об объектах проверки.

25.5. Осуществлять контроль за соблюдением установленных требований по регистрации, хранению, ограничению доступа к объектам и информации экспертно-криминалистического учета.

26. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения имеет право:

26.1. Вносить в установленном порядке предложения по организационному, штатному и материально-техническому обеспечению деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов.

26.2. Участвовать в решении вопросов организационного и методического обеспечения формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов.

26.3. Возвращать без исполнения представленные для проверки или постановки на учет объекты и материалы в случае их неполноты или низкого качества с разъяснением причин возврата.

26.4. Получать информацию об оконченных или прекращенных производством делах в целях чистки информационных массивов экспертно-криминалистических учетов.

27. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение экспертно-криминалистического учета, должен иметь право самостоятельного производства соответствующего вида судебных экспертиз. При ведении учета он обязан:

27.1. В установленном порядке проводить исследование объектов с целью выявления экспертно-криминалистической информации, пригодной для постановки на учет либо проверки по учету, осуществлять ее закрепление и систематизацию в информационной карте в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми ЭКЦ МВД России, оформлять справки о результатах исследования для информирования представивших объекты органов.

27.2. Производить проверку объектов по соответствующему виду учета, оформлять справкой результаты проверок. В случае установления совпадений оформлять справки для информирования каждого органа, представившего на учет или проверку совпавшие объекты.

27.3. Вести соответствующий экспертно-криминалистический учет в установленном порядке, в том числе осуществлять регистрацию объектов, поставленных на учет, проверенных по учету, количества совпадений объектов учета с объектами учета и проверки.

28. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение экспертно-криминалистического учета, не вправе:

28.1. Сообщать посторонним лицам сведения о характере информации, имеющейся в экспертно-криминалистических учетах.

28.2. Передавать учетные документы и объекты лицам, не имеющим по роду служебной деятельности отношения к формированию и ведению экспертно-криминалистических учетов.

28.3. Изымать из учета информационные карты и объекты учета без наличия оснований, предусмотренных настоящей Инструкцией.

28.4. Производить проверки и выдавать информацию в письменной или устной форме по неофициальным запросам.

28.5. Оставлять незапертыми помещения экспертно-криминалистических учетов и рабочих кабинетов, в которых временно отсутствуют должностные лица.

28.6. Оставлять не опечатанными помещения экспертно-криминалистических учетов в нерабочее время.

28.7. Допускать в помещения экспертно-криминалистических учетов посторонних лиц.

28.8. Хранить учетные документы и объекты вне служебных помещений.

 

III. Порядок формирования экспертно-криминалистического учета

 

29. При наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности, дознаватель, следователь либо оперативный сотрудник самостоятельно или по поручению лица, органа, осуществляющего предварительное расследование, в случае необходимости привлекая специалиста:

29.1. Планирует и проводит следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, направленные на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета.

29.2. Направляет полученные объекты в экспертно-криминалистические подразделения на экспертизу или исследование, в целях выявления и закрепления экспертно-криминалистической информации, определения ее пригодности для сравнительного исследования, и, в случае пригодности - для исключения следов, не являющихся объектами учета.

29.3. Поручает руководителю ЭКП организовать постановку объекта на экспертно-криминалистический учет соответствующего вида и уровня.

При этом направление объекта учета на исследование и постановку на учет может осуществляться одновременно, если ведение соответствующего вида учета осуществляется в том же ЭКП, в который объект направляется на исследование.

29.4. Сотрудник оперативного подразделения информирует орган предварительного расследования о результатах исследования объекта и его постановке на учет.

29.5. Следователь, дознаватель, в случае установления совпадений (единого источника происхождения) объектов учета, изъятых по разным уголовным делам, принимает меры по объединению дел.

30. Сотрудник ЭКП в соответствии с должностной инструкцией, по поручению руководителя ЭКП:

30.1. Проводит исследование поступившего объекта в соответствии с установленными методиками. После получения информации, что след (объект) пригоден для сравнительного исследования и подлежит обязательному учету, составляет справку о пригодности объекта для сравнительного исследования, которую направляет должностному лицу, представившему объект на исследование, заполняет информационные карты в количестве, необходимом для постановки на имеющиеся уровни соответствующего вида учета, которые передает (направляет) сотруднику ЭКП, ведущему соответствующий вид учета, либо принимает меры, предусмотренные подпунктами 30.3 - 30.5 настоящей Инструкции.

30.2. В случае непригодности объекта для сравнительного исследования оформляет соответствующую справку и направляет ее должностному лицу, представившему объект на исследование.

30.3. На основании поручения дознавателя, следователя или сотрудника оперативного подразделения осуществляет постановку и направление информационных карт на имеющиеся уровни соответствующего вида учета, а также объектов исследования в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, письменно информирует о постановке объектов на учет.

30.4. Проверяет поступившие информационные карты и натурные объекты по массиву информационных карт и натурных объектов соответствующего вида учета.

30.5. В случае совпадения объектов учета составляет справку и направляет ее во все подразделения дознания, следствия или оперативные подразделения, представившие на учет совпавшие объекты, в информационных картах объектов учета делает отметки о совпадениях с другими объектами учета.

 

IV. Порядок использования экспертно-криминалистического учета

 

31. При наличии оснований, предусмотренных законодательством об уголовном судопроизводстве и об оперативно-розыскной деятельности, дознаватель, следователь либо сотрудник оперативного подразделения самостоятельно или по поручению лица, органа, осуществляющего предварительное расследование, в случае необходимости привлекая специалистов:

31.1. Планирует и проводит следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц или изъятие предметов, которые могут быть объектами проверки, либо получение экспертно-криминалистической информации о них.

31.2. В установленном порядке направляет полученные объекты на исследование в ЭКП.

31.3. После получения справок об исследовании или информационных карт на проверяемый объект (лицо) направляет их в ЭКП для проверки по соответствующему экспертно-криминалистическому учету.

Направление объекта на исследование и проверку может осуществляться одновременно, если соответствующий вид учета ведется в ЭКП, в который объект направляется на исследование.

31.4. Оперативный сотрудник доводит результаты проверки до сведения лица, осуществляющего предварительное расследование по делу, для производства соответствующих следственных действий, либо принимает иные предусмотренные законом меры.

32. Сотрудник ЭКП, получивший для исполнения поручение о проверке информационной карты или объекта по учету:

32.1. Регистрирует информационную карту или объект в Журнале регистрации объектов, поступивших на проверку и проверяет его по массиву соответствующего вида учета.

32.2. В случае отсутствия совпадений оформляет соответствующую справку и направляет ее должностному лицу, представившему объект на исследование.

Информационные карты на объекты проверки после ее проведения могут быть оставлены на хранение в ЭКП.

32.3. В случае совпадения оформляет соответствующую справку и направляет ее всем дознавателям, следователям или сотрудникам оперативных подразделений, представившим на учет или проверку совпавшие объекты.

32.4. Изымает из массива информационную карту объекта учета, по которой установлен идентифицируемый объект, и вместе с картой на проверяемый объект (справкой о результатах его исследования) прикладывает к архивному экземпляру справки об установлении совпадения.

32.5. Находящиеся на учете натурные объекты вместе со справкой о совпадении направляются представившему их лицу или органу, осуществляющему производство по делу, по которому они были изъяты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.