Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. БУР - Барак Усиленного Режима, внутрилагерная тюрьма.






БУР - Барак Усиленного Режима, внутрилагерная тюрьма.

Кум - по-лагерному - оперуполномоченный.

Вагонка – лагерное устройство для тесного спанья. Четыре деревянных щита, смежные и в два этажа, на общем основании. Вагонки стоят рядом – и создаются как бы вагонные купе, отсюда название.

Вертухай – тюремное слово для надзирателя, отчасти употребляемое в лагере.

Гужеваться (блатн.) – разбирать, рассматривать, пользоваться не торопясь, со смаком.

Качать права – спорить с начальством, пытаясь искать общую справедливость.

КВЧ - Культурно-Воспитательная Часть. Отдел лагерной администрации, ведающий агитацией, художественной самодеятельностью, библиотекой (если она есть), перепиской (если нет отдельной цензуры) и выполняющий всякие подсобные функции.

Кондей (блатн.) – карцер. Без вывода – содержат как тюрьме. С выводом – только ночь в карцере, а днем выводят на работу.

Косить, косануть – воспользоваться, присвоить что-либо вопреки установленным правилам. Закосить день – суметь не пойти на работу. Закосить пайку.

Кум, опер – оперуполномоченный. Чекист, следящий за настроением зэков, ведающий осведомительством и следственными делами. (Вероятно – от истинного значения по-русски: «кум» - состоящий в духовном родстве).

Общие работы – главное по профилю данного лагеря, на которых работает большинство зэков и где условия наиболее тяжелы.

ППЧ – Планово-Производственная Частью Отдел лагерной администрации.

Придурок – работающий в административной должности (но бригадир – не придурок) или в сфере обслуживания – всегда на более легкой, привелигированной работе. Придурня.

С понтом – делая вид.

Фитиль (блатн.) – доходяга, сильно ослабший человек, еле на ногах (уже не прямо держится, отсюда сравнение).

Шестерить – услуживать лично кому-либо. Шестерка – кто держится в услугах.

Шмон (блатн.) – обыск.

 

Вопросы и задания

1. Известно, что первоначально А. Солженицын хотел назвать свое произведение «Один день одного зэка». Чем окончательное название повести отличается от первоначального? Как вы понимаете его смысл? С какой целью автор изображает только о д и н д е н ь из жизни заключенного Особого лагеря? Зачем он вносит в заглавие произведения имя отдельного человека – Ивана Денисовича Шухова?

2. Полное «гражданское» имя главного героя, как вы помните, Иван Денисович Шухов, а лагерное «номер-имя» Щ-854. Для кого герой, прежде всего, Иван Денисович, а для кого – Щ – 854? В каких ситуациях к нему обращаются по имени-отчеству, а в каких, – называя только его зэковский номер? Зачем автор обращает внимание читателя на эти факты?

3. Почему в качестве главного героя повести автор выбрал сорокалетнего «обыкновенного мужика», крестьянина Ивана Денисовича Шухова?

4. Читатель повести узнает, что главный герой на зоне исполняет функции каменщика, сапожника, печника. Как «профессиональная универсальность» характеризует героя?

5. Когда в повести появляется м о т и в п а м я т и? О чем чаще всего вспоминает герой? Почему? Какое значение в его судьбе имеет п л е н, ж и з н ь в р о д н о й д е р е в н е, л е с о п о в а л? С какими историческими событиями и как связано прошлое героя? О чем свидетельствует эта связь? Чем похожи и чем отличаются воспоминания Ивана Денисовича от воспоминаний остальных заключенных?

6. Перечислите заключенных, окружающих Ивана Денисовича. По какому принципу, на ваш взгляд, автор отбирал персонажей? Чем они похожи, чем отличаются друг от друга? Сравните Ивана Денисовича с капитаном Буйновским, кинорежиссером Цезарем и другими заключенными? В каких случаях и зачем автор, создавая портреты и характеристики своих персонажей, использует принцип контраста?

7. На какие социальные группы делятся все люди, находящиеся в Особом лагере? Что сближает и отдаляет заключенных и тех, кто их охраняет, друг от друга? Существует ли единство внутри каждой из изображенных в повести социальных сфер?

8. Как изображается пространство Особого лагеря? Из каких участков оно состоит? Какие места действия описываются особенно подробно и почему? Вы, должно быть, заметили, что часть лагерного пространства з а к р ы т а от внешнего мира, а часть - о т к р ы т а. Какое пространство (о т к р ы т о е или з а к р ы т о е) и почему наиболее опасно для заключенных?

9. Чем для всех заключенных и конкретно для Ивана Денисовича является б а р а к? Чем барак отличается от других лагерных участков пространства? Как и зачем описывается это место жительства зэков? Чем барачное пространство напоминает пространство д о м а ш н е е? Зачем автор сближает понятия «дома» с понятием «барак»?

10. Найдите в тексте детали быта заключенных. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в повести особое внимание уделяется этим деталям, автор как бы «цепляется» за них. Как вы считаете, это нужно только для того, чтобы создать достоверную социально-бытовую атмосферу лагеря, или же в этом есть еще какой-то особый художественный смысл?

11. Как проходит день заключенных? Какие события определяют распорядок лагерного дня? В чем сходство и отличие «одного дня Ивана Денисовича» от дня любого другого заключенного, изображенного в произведении? Что означает время для заключенных и для начальников лагеря?

12. Почему у заключенных нет часов? Какое значение этот факт имеет для понимания лагерной атмосферы? Когда, как и с какой целью ведется суточный отсчет времени? Существует ли в повести связь между движениями времени суток, времени жизни отдельного человека и времени исторической эпохи? Благодаря каким эпизодам и деталям читатель понимает, какие именно исторические события имеет в виду автор, рассказывая о жизни своих персонажей?

13. О чем разговаривают заключенные? С какой целью в текст повести включены диалоги и монологи героев? Чтобы ответить на последний вопрос, попробуйте самостоятельно обнаружить в тексте наиболее яркие, на ваш взгляд, примеры монологической и диалогической речи. Каков их эмоциональный тон? Где и когда, как правило, ведутся разговоры заключенных? В каких случаях они чаще всего носят конфликтный характер, а в каких – миролюбивый? Что является поводом для начала разговоров? Как они связаны с основными событиями жизни персонажей (трудом зэков, их отдыхом)? Почему рассказ об одном дне жизни людей, находящихся в Особом лагере, с точки зрения автора, не может обходиться без изображения «речевого поведения» персонажей?

14. Как вы понимаете смысл лагерных пословиц: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»; «Кто кого сможет, тот того и гложет»)? В чем лагерная «правда» совпадает с личностной «правдой» Ивана Денисовича? А в чем не совпадает? Найдите в повести эпизоды, помогающие понять, почему Шухов «уж не знал, хотел он воли или нет».

15. Возможно, вы обратили внимание на следующий эпизод: перед утренней поверкой Алешка-баптист читает текст евангелия «не вовсе про себя, а как бы в дыхание (…): «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или как вор, или злодей, или как посягающий на чужое. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». На самой поверке «начальник караула прочел ежедневную надоевшую арестантскую " молитву": «Внимание, заключенные! В ходу следования соблюдать строгий порядок колонны! Не растягиваться, не набегать, из пятерки в пятерку не переходить, не разговаривать, по сторонам не оглядываться, руки держать только назад! Шаг вправо, шаг влево -- считается побег, конвой открывает огонь [без] предупреждения! Направляющий, шагом марш!». Очевидно, в повести эти два небольших «молитвенных эпизода» как-то связаны друг с другом. Что означает эта связь, на ваш взгляд?

16. Найдите в тексте повести диалоги Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом и эпизоды, в которых появляются мотивы в е р ы ч е л о в е к а в Б о г а, м о л и т в ы, о б р а щ е н н о й к Б о г у. Какое значение они имеют для понимания смысла всего произведения? В чем сходство и различия позиций главного героя и Алешки? Обратите внимание на связь указанных мотивов с пейзажами, в которых изображается ночное небо. Чья точка зрения представлена в этих пейзажах? О чем они свидетельствуют?

17. Что означает в о л я для Алешки-баптиста и для Ивана Денисовича? В чем их взгляды на волю сходятся, а в чем отличаются друг от друга?

18. Есть в повести связь между «жизнью на воле» и жизнью в Особом лагере? Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к эпизоду, в котором рассказывается о том, как крестьяне деревни Ивана Денисовича зарабатывают себе на жизнь изготовлением ковров. Зачем автор знакомит читателя с позицией своего героя по этому поводу? Чем поведение крестьян в данном случае напоминает поведение заключенных?

19. Кто ведет повествование в повести? Чья точка зрения прежде всего представлена в произведении? Чем объясняется использование в произведении такой формы повествования как н е с о б с т в е н н о – п р я м а я р е ч ь? Почему автор не передал Ивану Денисовичу функций основного повествующего лица (то есть г е р о я – р а с с к а з ч и к а)?

20. Внимательно перечитайте финал повести со слов «Засыпал Шухов вполне удовлетворенный…». Как вы понимаете художественный смысл финала? Как этот смысл связан с названием всего произведения – «Один день Ивана Денисовича»?

21. Почему один день из своей лагерной жизни герой оценивает как у д а ч н ы й, «ничем не омраченный счастливый день»? Совпадают ли точки зрения героя и автора в финале произведения? Если не совпадают, то чем различаются? Если совпадают, то почему?

22. В чем, на ваш взгляд, сходства и различия в изображении лагерной жизни в повести А. Солженицына и В. Шаламова? Чем отрезки жизни шаламовских героев, их «трудовая деятельность» отличаются от «одного дня Ивана Денисовича»?

23. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. «Лагерная» эпоха и жизнь отдельного человека в произведении А. Ахматовой, В. Шаламова и А. Солженицына.

2. Литературное произведение как «документ эпохи» (на основе анализа 2-3 произведений В. Шаламова).

3. Один день и целая жизнь человека в творчестве А. Солженицына (на материале повести «Один день Ивана Денисовича»).

4. Художественная композиция повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

5. Анализ отдельного эпизода повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.