Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олег Чухонцев






Голос за снимком

Когда у роковой черты

я обживал углы подвалов,

и зону вечной мерзлоты,

и малярийный зной каналов,

 

когда, угрюмый нежилец,

я только верою и выжил

и в мир вернулся наконец, -

я словом погребенных вышел.

 

Я – прах, и если говорю,

то говорю по праву мертвых,

на мясо списанных зверью,

в цементный порошок истертых.

 

Я – пыль заводов и полей,

просеянная сквозь решета

статей, этапов, лагерей,

бараков и могил без счета.

 

Я – персть земли, и если персть

глаза неплакавшие колет,

не говорите: это месть,

скажите: мертвые глаголят!

 

И не стращайте! Что конвой,

Кому сама земля охрана!

Я – вдох один, но выдох мой –

От Соловков до Магадана.

 

Вопросы и задания

 

  1. Какое эмоциональное настроение создает каждое стихотворение? Чем произведения, вошедшие в этот раздел, похожи друг на друга и чем принципиально отличаются? Попробуйте свой ответ письменно сформулировать в виде тезисной гипотезы, состоящих из нескольких фраз.
  2. Внимательно перечитайте стихотворение О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…». Как в нем соотносится судьба отдельного человека и «века-волкодава»? Что означает в этом стихотворении мотив смерти героя?
  3. Сравните изображение «вождя Сталина» в стихотворениях О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…» и Б. Слуцкого «Терпенье». Благодаря каким словам создается гротескный образ «вождя всех времен и народов»? Какое значение имеет в каждом из стихотворений мотивы страха и терпенья?
  4. Как соотносятся судьбы прозаиков и поэтов в стихотворении Б. Слуцкого «Прозаики»? В чем, на ваш взгляд, состоит смысл такого соотношения?
  5. Почему баллада А. Галича называется «Аве Мария»? Какую роль в этом произведении играют евангельские мотивы? Как и почему автор связывает «вечное» и историческое, страдания Богоматери и простой женщины «лагерной» эпохи, потерявшей своего сына? Как в стихотворении изображается движение исторического времени и биографического времени жизни отдельного человека?
  6. Какое значение в балладе В. Высоцкого имеет мотив п а м я т и? Как здесь связаны п р о ш л о е и н а с т о я щ е е героя? Какое значение имеет рефрен «Протопи ты мне, баньку…»? С какой целью автор использует прием ролевой лирики – ведет повествование от лица человека, прошедшего лагерные испытания? Как в балладе В. Высоцкого судьба отдельного человека соотносится с судьбой всей страны? Найдите в тексте приметы исторического времени, в котором развиваются основные события. Как они связаны друг с другом?
  7. Почему стихотворение О. Чухонцева называется «Голос за снимком»? Кому принадлежит этот голос? Сцепление каких слов создает образ «страны-лагеря»? Попробуйте определить связь между этим произведением и, с одной стороны, стихотворением О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», с другой, - стихотворением А. Вознесенского «Я – Гойя».
  8. Выберите и проанализируйте одно-два стихотворения (устно и письменно), обращая внимание на следующие художественные особенности:

- поэтический словарь (лексику);

- художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики;

- композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя);

- лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от мира личных переживаний к миру гражданских, патриотических чувств; от частного случая к художественному обобщению и т. п.);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.