Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Notre Dame






 

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика – и радостный, и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

 

Но выдает себя снаружи тайный план!

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И своды дерзкого бездействует таран.

 

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

 

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра, -

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

 

 

* * *

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:

“Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не скучаем”, — и через плечо поглядела.

 

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни

Сторожа и собаки, — идешь — никого не заметишь.

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,

Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

 

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,

Как ресницы на окнах, опущены темные шторы.

Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,

Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

 

Я сказал: “Виноград, как старинная битва, живет,

Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,

В каменистой Тавриде наука Эллады, — и вот

Золотых десятин благородные ржавые грядки”.

 

Ну, а в комнате белой как прялка стоит тишина.

Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.

Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —

Не Елена, другая, — как долго она вышивала?

 

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

 

Вопросы и задания

 

1. Давайте сначала вслушаемся и всмотримся в первую строфу стихотворения. Подумайте, как поэт добился того, что мы видим, ощущаем и даже слышим, как течет мед? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, определите размер, которым написано стихотворение. Сравните этот размер с размером, которым написана «Одиссея» Гомера:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел.

2. Размер, которым написана «Одиссея», - шестистопный дактиль, или гекзаметр. Обычно трехсложные размеры бывают трех- или четырехстопными, гекзаметр же очень «долгий» размер. Чем отличается от гекзаметра размер стихотворения Мандельштама? А чем он напоминает его?

3. Мы увидели, что размер стихотворения, его протяженное и долгое звучание чем-то напоминают нам греческий гекзаметр. А теперь скажите, какие еще детали в стихотворении заставляют нас вспомнить древнюю Грецию, ее мифы и ее поэта - Гомера? В каком месте Мандельштам прямо говорит о связи Тавриды и Эллады. Как вы понимаете эти слова?

4. Покажите, как в стихотворении создается пластическая картина Тавриды, какие детали он выделяет и какие использует сравнения во второй строфе. А при помощи каких деталей и сравнений изображена комната в пятой строфе? Есть ли что-нибудь общего в сравнениях, которые поэт использует во второй и пятой строфах? В чем необычность и пластичность этих сравнений? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, что с чем здесь сравнивается и попытайтесь объяснить, для чего поэт поступает именно так.

5. Пока мы увидели в стихотворении Мандельштама ряд очень ярких пластических описаний, заставляющих вспомнить Гомера. А есть ли в стихотворении сюжет, связывающий эти эпизоды? Если вам кажется, что он есть, то давайте попробуем его восстановить. Какие действия и поступки совершают герои и в каком порядке эти действия изображены?

6. А почему мы не сразу замечаем, что на самом деле происходит в стихотворении? Чем перебиваются все время описания действий? Всегда ли мы можем ясно различить, о чем идет речь - о Тавриде или Элладе? Обратите внимание на строку: «Всю дорогу шумели морские тяжелые волны».Волны шумели во время прогулки героев или во время странствований Одиссея? А может быть слово «или» здесь не подходит? Если не подходит, то почему?

7. А теперь, помня все, что мы говорили о неопределенности и даже смешении разных образов, попробуйте ответить на вопрос: как связаны в стихотворении Мандельштама Таврида и Эллада? Чтобы ваш ответ был полным и глубоким, еще раз посмотрите, как эта связь разворачивается во всем стихотворении. Как она намечается в 1-3 строфах? Какое место в выявлении этой связи занимает 4-я строфа? Где сближение современной Тавриды и древней Эллады становится совершенно явным и выходит на первый план? Какие мифы использует Мандельштам, чтобы изобразить эту связь времен? Как вы думаете для чего он соединяет два этих мифа?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.