Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВ С ДРУГИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ




Независимо от типа экономических систем – развитая рыночная экономика, смешанная, переходного периода или другая – налоги тесно взаимосвязаны со всем комплексом экономических инструментов управления и регулирования: ценами, процентом, доходами, амортизацией, заработной платой и др. Естественно, что для повышения эффективности налоговой системы и других экономических инструментов необходимо учитывать их взаимосвязь, последствия от внесения изменений в элементы управления экономикой.

Взаимосвязь между налогами и ценами. Наиболее тесная взаимосвязь и взаимодействие наблюдаются между налогами и ценами. Рассматривая российскую практику, следует отметить, что существуют серьезные различия в механизме взаимосвязи цен и налогов в условиях плановой экономики и экономики переходного периода.

В условиях плановой экономики наиболее тесное взаимодействие цен и налогов наблюдалось в процессах распределения и перераспределения чистого дохода.

Из представленных в табл. 1 данных видно, что до введения в 1992 г. налоговой системы в доходах консолидированного бюджета превалировали поступления налога с оборота и платежи из прибыли. Соответственно в структуре цены, кроме себестоимости, важную роль играли налог с оборота и прибыль предприятий и сбытовых организаций.

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета[55] %

Доходы Годы
1995[56]
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:                
налог с оборота 26,0 32,7 36,1 37,1 32,6 23,3 - -
платежи государственных предприятий и организаций из прибыли 29,1 24,6 22,6 21,2 19,6 - - -
государственные налоги из прибыли 10,4 10,7 10,4 9,4 10,7 13,3 - -

 

налог на прибыль - - - - - 29,6 29,4 26,9
налог на добавленную стоимость - - - - - - 37,5 21,9
подоходный налог с физических лиц - - - - - - 8,1 8,3
от внешнеэкономической деятельности - - - - - 2,5 8,8 5,3
акцизы - - - - - - 4,0 5,5
платежи за пользование недрами и природными ресурсами - - - - - - 1,9 2,0
отчисления в бюджет на покрытие затрат по геологоразведочным работам - - - - - - 1,4 -
земельный налог - - - - - - 1,3 0,7
от приватизации - - - - - - 1,2 1,3
прочие доходы 34,4 32,0 30,9 32,3 37,1 31,3 6,4 28,1

 



Структура цен. Рассмотрим структуру оптовых цен в промышленности 1965-1988 гг. Из представленных в табл. 2 данных видно, что за эти годы произошли серьезные изменения в структуре цен, при этом наиболее существенные изменения - в чистом доходе, отражаемом в ценах в форме прибыли и налога с оборота. Так, доля прибыли в 1965 г. составляла в оптовой цене промышленности 9,4%, а налога с оборота -15,9%, в 1988 г. это соотношение составило соответственно 15,3 и 11,5%. Таким образом, за рассматриваемый период в целом по промышленности удельный вес прибыли в цене возрос на 5,9 пункта, а налога с оборота, напротив, снизился на 4,4 пункта. Аналогичная тенденция была и в изменениях структуры денежных накоплений. Существенные изменения в структуре цен происходили и по группам отраслей. Следует отметить, что структура цен в легкой и пищевой промышленности разительно отличалась от структуры цен в тяжелой промышленности. Главное различие состояло в том, что в легкой и пищевой промышленности была чрезмерно гипертрофирована роль налога с оборота. Несмотря на то, что за рассматриваемый период было сближение структур цены в этих отраслях, различия все-таки сохранились.

Таблица 2

Структура оптовых цен в промышленности, %

Годы Отрасли Оптовые цены промышленности в том числе
издержки промышленных предприятий и сбытовых организаций прибыль промышленных предприятий и сбытовых организаций налог с оборота
Вся промышленность 74,7 9,4 15,9
Тяжелая промышленность 81,3 11,6 7,1
Легкая и пищевая промышленность 67,6 7,1 25,3
Вся промышленность 73,0 14,2 12,8
Тяжелая промышленность 77,0 18,1 4,9
Легкая и пищевая промышленность 68,0 9,3 22,7
Вся промышленность 73,9 11,5 14,6
Тяжелая промышленность 77,2 НП 8,7
Легкая и пищевая промышленность 69,1 7,9 23,0
Вся промышленность 73,2 15,3 11,5
Тяжелая промышленность 75,8 18,2 6,0
Легкая и пищевая промышленность 68,2 10,0 21,8

Сложившаяся структура цен отражала реальные условия производства, распределительные и перераспределительные процессы, механизм ценообразования и изменение уровней и соотношений цен. Сложившаяся структура цен дореформенного периода во многом отражала перераспределительные процессы, характеризующиеся перераспределением финансовых ресурсов в пользу отраслей тяжелой промышленности за счет легкой и пищевой промышленности. Подобная поли­тика ценообразования наряду с другими факторами способствовала значительному отставанию отраслей, производящих товары народного потребления.



Следствие такого положения — хронический дефицит многих товаров, их крайне низкое качество.

На изменение структуры цены серьезное влияние оказало упорядочение механизма распределения прибыли. Как известно, в ходе экономических преобразований в СССР в 1965 г. Был изменен механизм определения плановой цены, что повысило в ее структуре долю прибыли. Соответственно, изменился порядок распределения прибыли, согласно которому предприятия вносили в бюджет первоочередные платежи в виде платы за производственные фонды, отчислений от расчетной прибыли предприятий, платежей за сверхплановые запасы материально-товарных ценностей и неустановленное оборудование. Кроме отчислений в бюджет предприятия вносили часть прибыли в централизованный фонд развития производства, науки и техники и в отраслевые резервы. Оставшаяся после распределения прибыль поступала в распоряжение трудовых коллективов.

Структура доходов консолидированного бюджета. Попытки совершенствования хозяйственного механизма усиления взаимодействия цен и финансов приносили лишь краткосрочный эффект. Естественно, для обеспечения достаточных темпов роста, устранения диспропорций, создания нормальных условий жизни населения понадобились кардинальные изменения, перевод экономики от командно-административных к рыночным методам управления. Это, в свою очередь, потребовало перехода от системы распределения прибыли предприятий и использования налога с оборота к налогам в их классическом виде. Естественно, такой поворот коренным образом изменил структуру доходов консолидированного бюджета (табл. 3).

Таблица 3

Структура доходов консолидированного бюджета[57], %

Доходы Годы
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе            
Налоговые доходы из них 84,7 83,5 82,2 83,0 81,4 87,4
Налог на прибыль предприятия 17,3 14,7 14,4 18,2 19,0 19,1
Подоходный налог с физических лиц 10,1 9,0 9,7 6,9 6,4 7,4
Налог на добавленную стоимость 25,8 25,7 24,8 23,7 21,8 23,8
Акцизы 9,6 9,6 10,5 9,0 7,9 9,1
Налоги на имущество 6,6 6,7 6,9 4,4 3,1 3,3
Платежи за пользование природными ресурсами 3,8 5,2 3,3 3,7 3,7 5,1

 

 

Неналоговые доходы, из них 10,3 9,0 9,7 6,9 6,4 7,4
от внешнеэкономической деятельности 3,0 1,6 2,7 3,0 1,8 1,9
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1,6 1,3 2,0 1,9 3,4 4,3
от продажи имущества 0,5 3,3 2,6      
от реализации государственных запасов 3,2 0,7 0,5 - - -
Безвозмездные перечисления 0,6 1,3 1,5 12,2 - 0,6
Доходы целевых бюджетных фондов 5,0 6,3 6,6 8,7 12,1 12,1

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что после введения налоговой системы главную роль в доходах бюджета стали играть налоговые поступления, так, в 2001 г. их доля составила 87,4%. Среди налоговых доходов основная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (23,8%), налогу на прибыль предприятий (19,1%), подоходному налогу с физических лиц (9,5%), акцизам (9,1%)

Введение налогов в практику хозяйствования существенно изменило структуру рыночных цен по сравнению с плановыми. Так, часть налогов отражается в расходах, связанных с производством и реализацией продукции, — земельный налог, импортная таможенная пошлина, единый социальный налог, водный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес. Отдельные налоги уплачиваются из остаточной прибыли — налог на прибыль, государственная пошлина, экологический налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог. Часть налогов отражается на финансовых результатах — налог на имущество, налог на недвижимость, налог на рекламу, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Весомые налоги вносятся в бюджет за счет выручки от реализации — НДС, акцизы, экспортная таможенная пошлина, налог с продаж.

Структура розничных цен. Рассмотрим структуру розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров (табл. 4).

Из представленных в табл. 4 данных видны весьма существенные различия в структуре розничных цен в зависимости от налогов, прежде всего косвенных (НДС, акцизы). Так, в цене на водку налоги составляют более половины уровня цены, минимальная налоговая составляющая по товарам рассматриваемой группы в цене на масло соевое, масло подсолнечное и на сахар-песок из давальческого сырья.

Изменения в уровнях и соотношениях цен. Естественно, изменилась не только структура, но существенные изменения произошли также в уровнях и соотношениях цен. Важным представляется налаживание работы по мониторингу изменений структуры цен, их уровней и соотношений. Это позволит при приеме конкретных решений учитывать не только влияние налогов на доходы бюджета, но и на показатели предприятий, а самое главное — на уровень жизни населения.

Очевидно, что принятие решений по введению новых налогов, изменению их ставки оказывает серьезное влияние на уровень цен и, соответственно, поведение потребителей.

Для того чтобы выяснить, как изменения в системе налогов какого-либо продукта повлияют на налоговое бремя производителя и потребителя, необходимо проанализировать соотношения спроса и предложения. На условном примере рассмотрим, как повышение налога и, соответственно, цен на сигареты может отразиться на налоговом бремени и на поведении потребителей и производителей.

Влияние налога на уровень цен. Рассмотрим условный пример с производством сигарет, когда вводятся новые налоги. При этом важно, абстрагируясь от других факторов, выяснить, как налог будет влиять на уровень цен и производство. С этой целью проанализируем изменение соотношений спроса и предложения.

При этом возможны следующие ситуации:

- налоговая нагрузка переносится на потребителей через повышение уровня розничной цены сигарет на всю величину налога;

- может произойти снижение потребления сигарет, что заставит предприятия по их выпуску снизить цены, и в конечном счете повышение налога не окажет влияния на рост цен. В этом случае налоговая нагрузка в полном объеме ляжет на предприятия, производящие сигареты.

 

Таблица 4.

Структура розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров в 2000 г. (на конец года в процентах к розничной цене)

Виды продовольственных товаров Стоимость сырья и основных материалов Расходы на производство Полная себестоимость единицы продукции Прибыль (+), убыток (-) промышленных организаций НДС, акциз и другие налоги Отпускная цена с НДС и другими налогами Оборот сферы обращения
Говядина 60,6 12,4 73,0 +3,4 7,8 84,2 15,8
Свинина 64,3 11,5 75,8 +0,3 7,1 83,2 16,8
Мясо птицы 47,4 26,6 74,0 -1,5 7,4 79,9 20,1
Колбаса вареная высшего сорта 59,6 15,4 75,0 +0,7 7,0 82,7 17,3
Хлеб из пшеничной муки высшего сорта 39,1 29,2 68,3 +6,3 7,5 82,1 17,9
Сахар-песок из сахарной свеклы, выработанный из давальческого сырья 35,2 19,2 54,4 +12,6 6,7 73,7 26,3
Водка 8,6 14,7 23,3 +3,3 54,4 81,0 19,0
Масло подсолнечное 34,5 11,8 46,3 +6,3 5,2 57,8 42,2
Масло соевое 18,8 22,6 41,4 +6,7 4,8 52,9 47,1
Молоко цельное 41,5 26,3 67,8 +2,1 6,9 76,8 23,2
Сыры с              
Сыры сычужные 42,7 20,4 63,1 +1,5 6,5 71,1 28,9
Сметана 51,4 23,2 74,6 +2,4 7,4 84,4 15,6
Творог жирный 46,5 28,1 74,6 -0,02 7,5 82,1 17,9
Творог нежирный 48,8 21,5 70,3 +5,1 7,6 83,0 17,0
Масло сливочное 70,5 17,1 87,6 -11,4 7,9 84,1 15,9
Яйцо столовое 33,1 13,5 46,6 +28,3 7,3 82,2 17,8
Макаронные изделия из пшеничной муки 39,9 18,0 57,9 +5,5 6,5 69,9 30,1

Рассмотрим изменения кривой предложения. Как видно на рис. 1, она сдвинется вверх на величину изменения налога. Предположим, что произойдет это из-за того, что изготовители предложат к реализации данное количество сигарет (100 млн. пачек) лишь в том случае, когда цена обеспечит получение доходов на таком же уровне, что и до введения налога. Таким образом, цена должна возрасти, как минимум, на величину налога. Как видно из графика, равновесная цена уже переместилась в точку "Д"', из-за сдвига кривой предложения равновесная цена выросла на 10 единиц, а величина выпуска снизилась со 100 до 90 единиц продукции.

 


Количество пачек (млн. пачек)

Рис. 1. Изменение соотношений цены и производства в зависимости от изменения налогов на сигареты

Таким образом, основная тяжесть налога ляжет на потребителей, так как предложение относительно эластично по цене, а спрос неэластичен. Как подчеркивает П. Самуэльсон: "Воздействие налога определяется его влиянием на цену и количество в точке равновесия спроса и предложения. Как правило, налог распределяется между потребителями и производителями в зависимости от относительной эластичности спроса и предложения. Бремя налога ляжет на потребителей, если спрос относительно неэластичен по сравнению с предложением; бремя налога ляжет на производителей, если предложение относительно неэластично по сравнению со спросом"[58].

Исследование взаимосвязи налогов и цен. Большое внимание исследованию изменений налогов, цен, потребления уделял английский экономист Э. Рамси[59]. В его исследованиях показано, что больше шансов получить высокие доходы при налогообложении неэластичных по спросу товаров. Действительно, анализ показывает, что рост цен на такие товарные группы, как алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, весьма незначительно снижает их потребление. Не случайно налоговые системы многих стран с развитой рыночной экономикой и стран с переходной экономикой устанавливают достаточно высокий уровень акцизов именно на эти товарные группы.

Итак, существует четкая взаимосвязь налогов с другими экономичес­кими инструментами управления. При этом следует подчеркнуть, что наиболее тесная взаимосвязь и взаимодействие - между налогами и ценами, особенно в условиях рыночной экономики. Следовательно, эти взаимосвязи необходимо изучать, анализировать, сопоставлять с тем, чтобы при принятии конкретных решений по изменению налогов учи­тывать изменения в уровнях и соотношениях цен.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал