Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф не есть специально религиозное создание.






<... > Расхождение обеих сфер яснее, если принять во вни­мание их сходство. Непререкаемое сходство мифологии и рели­гии заключается в том, что обе эти сферы суть сферы бытия личностного. <... > Религия и мифология — обе живут самоут­верждением личности. В религии личность ищет утешения, оп­равдания, очищения и даже спасения. В мифе личность также старается проявиться, высказать себя, иметь какую-то свою исто­рию. Эта общая личностная основа делает заметным и расхожде­ние обеих сфер. <... > Религия есть утверждение себя самого, самого своего существа, а не только его интеллигентных сторон, в вечности. <...> Религия есть, прежде всего, определенного рода жизнь. Она не есть ни мировоззрение, хотя бы это мировоз­зрение было максимально религиозным и мистическим, ни мо­раль, хотя бы это была самая высокая и притом самая религиоз­ная мораль, ни чувство и эстетика, хотя бы это чувство было самым пламенным и эстетика эта была бы совершенно мисти­ческой. Религия есть осуществленность мировоззрения, веще­ственная субстанциальность морали, реальная утвержденность чувства, причем эта осуществленность — всяческая и, прежде всего, чисто телесная, субстанциальность — всяческая и, преж­де всего, ощутимо-физиологическая. Религии нет без тела, ибо тело есть известное состояние души, как душа есть известное состояние духа; и судьба духа есть судьба души, а судьба души есть судьба тела. <...> В наиболее «духовной» религии Абсо­лют воплощен в виде обыкновенного человеческого тела, а в конце времен воскреснут и все обыкновенные человеческие тела. Если нет общения с Абсолютом в теле, то нет вообще никакого суще­ственного общения с ним. <... > Общий принцип религии: это естьжмзньи, стало быть, субстанциально-телеснаяутвержден-ность, притом жизнь личности, и притом жизнь личности, ко­торая имеет целью закрепление этой субстанциально-телесной утвержденности в бытии вечном и абсолютном. <... >

Чистая мифичность как таковая — мифы отнюдь не долж­ны быть во что бы то ни стало принципиально религиозными.


Так, религия всегда живет вопросами (или, точнее, мифами) о грехопадении, искуплении, спасении, грехе, оправдании, очище­нии и т. д. Может ли миф существовать без этих проблем? Ко­нечно, сколько угодно. <... > В мифе личность вовсе не живет обязательно религиозным самоутверждением в вечности. В ней отсутствует самый нерв религиозной жизни — жажда спасения и искупления. <... > В религии — всегда оценка временного пла­на с точки зрения вечной или, по крайней мере, будущей жизни. Тут — жажда прорваться сквозь плен греха и смерти к святости и бессмертию. В мифе же мы находим в этом отношении некото­рое приближение к поэзии. <...> Миф есть... образ, картина, смысловое явление личности... лик личности. <...> Миф есть разрисовка личности, картинное излучение личности, образ лич­ности. <... > Стало быть, миф не есть религия; миф охватывает и разные другие области; миф может быть в науке, в искусстве, в религии. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.