Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение индивидуального и общественного






Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному


индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Там же. Т. 3. С. 3.

<...>

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Та сумма производительных сил, капита­лов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная осно­ва того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», что они обожествляли и с чем боро­лись [...].

<...>

Люди, отнюдь не имея намерения образовать общество, сде­лали, однако, именно так, что развилось общество, — потому что они всегда хотели развиваться лишь как разрозненные лич­ности и поэтому достигли своего собственного развития только в обществе и через него.

Там же. С. 37, 202.

Всюду в истории «общий интерес» созидается индивидами, которые определены в качестве «частных людей» [...]. Эта про­тивоположность является лишь кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое «всеобщее», постоянно порождается другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоятельная сила, имеющая самостоятель­ную историю, — так что эта противоположность практически все снова уничтожается и вновь порождается. Мы имеем здесь, сле­довательно, не гегелевское «отрицательное единство» двух сто­рон противоположности, а материально обусловленное уничто­жение прежнего, материально обусловленного, способа существо­вания индивидов, с исчезновением которого исчезает и эта про­тивоположность с ее единством.

Там же. С. 236.

Если обстоятельства, в которых живет этот индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного како­го-либо свойства за счет всех остальных, если они дают ему ма­териал и время для развития одного только этого свойства, то


этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродли­вого развития.

Там же. С. 253.

[...] Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это, или нет.

Там же. Т. 27. С. 402.

Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Там же. Т. 46. Ч. I. С. 214.

Раз люди так или иначе работают друг на друга, их труд по­лучает тем самым общественную форму.

Там же. Т. 23. С. 81.

В производстве люди вступают в отношение не только к при­роде. Они не могут производить, не соединяясь известным обра­зом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в опре­деленные связи и отношения, и только в рамках этих обществен­ных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Там же. Т. 6. С. 441.

[...] Общественный процесс производства [...] есть одновре­менно и процесс производства материальных условий существо­вания человеческой жизни, и протекающий в специфических ис-торико-экономических отношениях производства процесс произ­водства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым, и носителей этого процесса, материальных усло­вий их существования и взаимных их отношений, то есть опре­деленной общественно-экономической формы последних.

Там же. Т. 2. Ч. II. С. 385.

[...] Если каждый зависит от производства всех, то все зави­сят от производства каждого, взаимно друг друга дополняя, и, таким образом, продукт каждого отдельного индивида — в меру своей стоимостной величины — через посредство процесса обра­щения является средством для участия в продукции обществен­ного производства вообще.

Там же. Т. 46. Ч. II. С. 447.

[...] Развитие способностей рода «человек», хотя оно вначале


совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот анта­гонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида; что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности по­купается только ценой такого исторического процесса, p xorie которого индивиды приносятся в жертву.

Там же Т 26. Ч. II. С. 123.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.