Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение об опыте: Критика теории врожденных идей






На опыте основывается все наше знание, от него в конце кон­цов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на вне­шние ощущаемые предметы, или на внутренние действия наше­го ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мыш­ления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь.

... под рефлексией в последующем изложении я подразуме­ваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Эти два источника, повторяю я, т.е. вне­шние материальные вещи, как объекты ощущения и внутренняя деятельность нашего собственного ума как объект рефлексии, по-моему, представляют собой единственное, откуда берут свое на­чало все наши идеи...

В том, прав ли я, я призываю в свидетели опыт и наблюде­ние, ибо лучший способ прийти к истине — это изучать вещи, как они есть в действительности, а не решать, что они таковы, как мы их воображаем себе сами или как нас научили воображать их другие.

Обращение к опыту. Сказать правду, это единственный, ка­кой я сумел открыть, путь, которым идеи вещей проникают в разум...

Опыт показывает нам, что ум в отношении своих простых идей совершенно пассивен и получает их все от существования и воздействия вещей, как их представляют ему ощущение или реф­лексия, сам не будучи в состоянии образовать ни одной идеи.

Там же. Ί. 1.С. 154—155, 211, 338.

... мы должны положиться на опыт. И желательно было бы усовершенствование опыта. Мы видим, что благородные усилия


некоторых лиц в этом направлении увеличили запас знаний о природе. И если бы другие, претендующие на знание, отлича­лись в своих наблюдениях той осмотрительностью и в своих со­общениях той честностью, которая подобает людям, называю­щим себя любителями мудрости, то наше знакомство с окружа­ющими нас телами и наше проникновение в их силы и действия были бы гораздо большими.

. ..опыт должен научить меня тому, чему не может научить щзум. Лишь посредством опыта я могу узнать с достовернос­тью, какие другие качества существуют совместно с качествами моей сложной идеи, узнать, например, ковко или нет τ ο желтое, тяжелое, плавкое тело, которое я называю золотом. Но такой опыт (независимо от того, что бы он ни доказал в отношении данного исследуемого тела) не дает мне уверенности в том, что то же самое имеет место во всех или любых других желтых, тяжелых, плавких телах помимо тела, исследуемого мной.

Там же. Т. 2, С. 26, 123.

Исследование о разумении, приятное и полезное. Так как ра­зум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслужива­ющим изучения уже по олному своему благородству. Разуме­ние, подобно глазу, давая нам возможность видеть и восприни­мать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходи­мы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдале­нии и сделать его собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умствен­ные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей...

... моей целью является исследование происхождения, дос­товерности и объема человеческого познания вместе с основани­ями и степенями веры, мнений и согласия... Для моей настоя­щей цели достаточно изучить познавательные способности чело­века, как они применяются к объектам, с которыми имеют дело.

Там же. Т. 1. С. 91.

Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.