Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие






Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. В частности, уровень развития общего и невербального интеллекта вообще практически никак не влияет на получаемые оценки. Несколько более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный компонент интеллекта. Любопытно, что степень вклада вербального интеллектуального развития в академическую успешность девочек во многом определяется особенностями их эмоционального отношения к учебному процессу вообще и предлагаемым заданиям в частности. Так, если предлагаемые учителем задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение, то ребенок использует все свои речевые возможности для достижения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности попросту не используются. Выражаясь научным языком, вклад вербального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице.

По всей вероятности, подобные различия во вкладе интеллектуального развития в академическую успешность мальчиков и девочек во многом зависят от социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин, которым, естественно, следуют и учителя начальной школы. На уровне бытового сознания распространено представление о большей интеллектуальности мужчин и о выраженной социальной ориентации женщин. Руководствуясь этими стереотипами, учителя побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек - к развитию социабельности. Более того, складывается впечатление, что в случае очень высокого интеллектуального развития девочек учителя, сами того не сознавая, пытаются с помощью оценок заблокировать активное использование интеллекта как неадекватную для представительниц женского пола форму поведения. Так, относительно недавно нами проводилось исследование, ставящее своей целью изучение особенностей достижения высоких школьных оценок интеллектуально одаренными первоклассниками, уровень развития интеллекта которых в среднем на 2 — 3 года опережает их реальный биологический возраст. Оказалось, что если в группе интеллектуально одаренных мальчиков высокие оценки опять-таки обеспечиваются вкладом различных сторон интеллекта, то в группе интеллектуально одаренных девочек очень высокий интеллект препятствует получению высоких школьных оценок.

Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в академическую успешность и отдельных высших психических функций. Так, академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения.

Интересно отметить, что весьма значительный вклад в академическую успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности — всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента опять-таки во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителей.

Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Само собой, что такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается сверстниками и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что отнюдь не радует окружающих. Да и высидеть в течение 45 минут на одном месте для такой девочки — проблема. Естественно, что подобные особенности поведения опять-таки воспринимаются как не совсем девчачьи и не всегда вызывают понимание учителя, что снова находит отражение в школьных оценках ребенка.

Наиболее «удачным» с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма социабельны, позитивны, умеренно агрессивны и умеренно тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо помнить, уважаемые родители, что начиная приблизительно со средней школы тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

Ну, а теперь перейдем к вкладу в академическую успешность ребенка также весьма немаловажных эмоционально-личностных и социально-психологических свойств и качеств. Начнем, пожалуй, с социального интеллекта. Оказалось, что социальный интеллект, наряду со всеми прочими сторонами интеллектуального развития, во многом определяет академическую успешность прежде всего мальчиков. И чем лучше развит у мальчиков социальный интеллект, тем лучше такой мальчик будет учиться в начальной школе. У девочек же уровень развития социального интеллекта влияет на получаемые в школе оценки в очень незначительной степени. Складывается впечатление, что социальный интеллект начинает негативно влиять на успеваемость девочек только в том случае, если уровень его развития является крайне низким.

Немалый интерес представляет и вклад в академическую успеваемость такой психологической характеристики, как личностная тревожность ребенка.

В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на академическую успешность. Лучше всего начальных классах учатся мальчики, у которых индивидуальные значения личностной тревожное укладываются именно эти диапазоны. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру.

А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и академической неуспешности.

Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет прежде всего на мотивационный компонент учебнойдеятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого, самостоятельного человека. Само собой, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом.

Повышенная же требожнЪсть у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит в конечном итоге к снижению академической успешности. J

Ну и в заключение рассмотрим вклад в академическую успешность еще одной весьма интересной личностной характеристики ребенка, а именно агрессивности.

Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности, прежде всего девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

Итак, мы рассмотрели многие психологические характеристики, определяющие академическую успешность мальчиков и девочек — учащихся первых классов. С целью обобщения всей представленной выше информации и для удобства ее использования нам осталось только составить обобщенные психологические портреты мальчиков и девочек, получающих в начальной школе хорошие и высокие отметки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.