Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Психологический анализ урока (методическая разработка). Гаврилова Т.А. состоит в организации познавательных процессов, а также в управ­лении усвоением






    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА.

    состоит в организации познавательных процессов, а также в управ­лении усвоением

    представлений, понятий, формированием умственных дейс­твий и решением мыслительных

    задач.

    Направления данного этапа анализа:

    1. Восприятие.

    2. Мышление.

    3. Формирование понятий.

    4. Формирование умений и навыков.

    5. Память.

    Теоретическая справка.

    (1) Восприятие - это целостное наглядно-образное отображение действи­тельности, то " живое созерцание", с которого начинается любой процесс познания. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить правильное восприятие учебного материала всеми учениками. Восприятие организуется так, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел, что требуется, не только слушал, но и услышал.

    Наиболее важным показателем является его осмысленность. Если восприятие учащихся на уроке не организованно, то процесс осмысления происходит стихийно. В этом случае одни и те же предметы и факты дейс­твительности в сознании учащихся отражаются неодинаково, вызывают раз­ные образы. Чтобы избежать этого, учитель может разъяснить, что, с ка­кой целью и как должны ученики воспринимать (см. Приемы организации восприятия). В этом ему помогают и наглядные средства. Надо помнить, что неправильно составленное или подобранное наглядное средство может ухудшить восприятие и понимание учениками сути излагаемого материала.

    При составлении наглядности и ее предъявлении следует учитывать следующие психологические закономерности:

    - фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.д.) в восприятии объединяются и группируются;

    - близко расположенные фигуры воспринимаются лучше;

    - из контрастных цветов наибольшее значение имеет сочетание чер­ного и белого и черного с желтым;

    - главный материал должен располагаться в центре;

    - лучше всего воспринимаются условные знаки, контур которых обра­зован прямыми линиями, то есть надписи печатными буквами воспринимаются легче прописными;

    - восприятие улучшается при " редкой развеске" наглядности (от­дельные стенды, плакаты, картины должны быть разделены пустым пространством);

    - количество основных изображений на плакате, схеме, слайде долж­но быть в пределе пяти-семи, что соответствует нормальному объему восприятия;

    - количество предъявлений наглядности (слайдов, схем и т.д.) не должно превышать четырех-десяти в течении урока, а длительность предъ­явления не должна быть более 15-45 сек;

    - оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма на уроке - не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке - 20-25 мин;

    - динамическая наглядность полезнее статистической, так как пер­вая позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемого явления;

    - длительный показ статистической наглядности снижает иноязычную активность учеников, так как позволяет им в этот период воспользовать­ся родной речью.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.