Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разминка






Упражнение «Угадай цвет по жесту»

Целы

— развитие невербальной экспрессии. Необходимое время: 7 минут.

Материалы: небольшие квадратики цветной бумаги. Процедура проведения. Желающий начать игру участник

«Жить в мире с собой и другими»

выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-ни­будь цвет из числа разложенных на столе образцов. Вер­нувшийся участник должен будет отгадать, какой цвет выб­рала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников, и этот человек должен показать выбранный цвет движением. При этом нельзя использовать движения, име­ющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску (на­пример, имея в виду голубой цвет, показывать на небо, или имитировать переливание воды). Отгадывающий может об­ращаться к разным участникам до тех пор, пока не сфор­мулирует свою гипотезу.

 

Основное содержание занятия

Упражнение «Карта нетерпимости»

Цели:

— показать, насколько широко распространена интоле-рантность в мире и как она опасна;

— стимулировать у старшеклассников заинтересован­ность в поисках путей выхода из глобальных конфлик­тов.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: карта мира и флажки.

Процедура проведения. Ведущий и участники перечисляют

«горячие точки» планеты (например, Чечня, Югославия,

Афганистан, страны Африки) и обозначают их на карте с

помощью флажков.

Обсуждение:

— Можно ли оправдать конфликты, приводящие к чело­веческим жертвам?

Занятие 7: Толерантность к другим: Разные миры 1

— Каковы основные причины конфликтов?

— Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»?

Упражнение «Групповая картинка»

Цели:

— осознание стереотипов поведения различных групп;

— активизация, повышение настроения у участников группы.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Группа делится на подгруппы из трех-четырех человек. Каждая подгруппа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумы­вает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображе­нии можно использовать мимику, жесты, возгласы, но нельзя использовать слова. Дается несколько минут на под­готовку задания, затем подгруппы представляют свою пан­томиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изоб­ражает данная подгруппа.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цели:

— показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;

— дать старшеклассникам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Необходимое время: 15 минут. Материалы: клубок ниток или моток веревки.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негатив­ной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опу-

танный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этничес­ких меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности». Ведущий предлагает кому-то из участни­ков сыграть роль выбранного народа. Этот участник садит­ся в центр круга на стул, а остальные начинают рассказы­вать о названной национальности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказы­вать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника,

Занятие 7: Толерантность к другим Разные миры 1

представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «па­утиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет по­шевелиться.

Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувству­ет. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чув­ствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли тако­го " народа"?» У членов группы возникает желание распу­тать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему. Уча­стники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчива­ется, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Игра «Карамбия»

Цели:

— предоставить подросткам возможность понять и по­чувствовать, каковы причины и следствия межкультур­ного непонимания;

— помочь осознать, что успешное общение с представи­телями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Необходимое время: 35 минут.

Материалы: письменные инструкции (Приложение 7.1). Процедура проведения.

1. Из числа участников выберите двух-трех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подо­брать посланников, чтобы они различались между собой по значимым внешним признакам: например, мальчиков и де­вочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для

«Жить в мире с собой и другими»

группы (время на подготовку — 10 минут). Каждый «послан­ник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно. 2. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию:

Мыкарамбийцы, представители страны Карамбия, имею­щей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют

в нашей стране:

• Мы, можем говорить только с человеком того же пола,

что и мы сами (включая посланников).

В нашем словаре всего два слова«да» и «нет».

Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот,

кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбает­ся, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем

«нет».

3. Ведущий должен убедиться в том, что участники усвои­ли правила.

4. Начните игру, когда «посланники» готовы. Приглашай­те их по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги.

5. После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях. Обсуждение и анализ: после того как эксперты завершат свои отчеты, предложите группе дискуссию, выбрав не­которые из следующих вопросов (можно записать их на доске):

— Как карамбийцы приняли посланников: были ли они доброжелательны, дружелюбны, ориентированы на

взаимодействие?

— Заметили ли посланники какие-нибудь особенности по­ведения и общения у карамбийцев?

— Какие чувства испытывали посланники во время кон­такта с карамбийцами?

— Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испы­тывали сходные чувства? Попросите желающих рас­сказать об этом.

— Что могут карамбийцы сказать про поведение послан­ников?

— Как вы объясните возникавшие случаи непонимания?

— Что полезного дала вам эта игра?

После обсуждения вопросов «карамбийцы» могут расска­зать посланникам о правилах поведения и общения, приня­тых в их культуре.

В процессе обсуждения отметьте следующие ключевые мо­менты:

• Представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному.

• Человек использует для оценки другой культуры цен­ности, ожидания и способы поведения, выработанные в собственной культуре, и действует в соответствии с ними.

• Человек, попадая в другую культуру, часто не имеет практически никакой информации о ней, тем не ме­нее, видит ее особенности в негативном свете.

• Погружение в другую культуру часто вызывает у че­ловека страх, одиночество и неуверенность.

• Непонимание причин поведения представителей дру­гой культуры порождает противодействие, раздражи­тельность, агрессивность.

• Люди часто думают, что их язык лучше других, и тот,

кто говорит на их языке, умнее.

• Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с че­ловеком из этой культуры, который может стать про­водником и защитником.

'ГУ Солдатова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.