Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль руководства и его влияние на людей






Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к руководству, эффективность его определяется не личными качествами руководителя, а, скорее всего, манерой его поведения по отношению к подчиненным.

Важным вкладом поведенческого подхода является то, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.

По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (это другая крайность). Между ними – демократичный стиль.

Автократичный стиль соответствует автократичному руководителю. Он, как правило, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости прибегает к этому. Автократичный стиль порождает системы управления, где как можно больше централизуются полномочия, структурируется работа подчиненных, почти нет свободы в принятии решений, преобладает администрирование, навязывается неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника, руководитель контролирует выполнение заданий. Такие управленческие системы называют авторитарными или командными, т.к. вся власть сосредоточена, как правило, в управленческом звене.

Демократичные руководители предпочитают такие механизмы влияния, которые обращены к потребностям высокого уровня, т.е. потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и автономии. Они избегают навязывать свою волю подчиненным, предпочитают поощрение. Демократичный стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе работы, руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Конечно, чтобы такой механизм действовал, он должен быть подкреплен высокоэффективной системой контроля. В связи с этим демократичные системы управления отличаются стремлением все делать сообща, преобладанием общих интересов над личными, использованием правовых и экономических регуляторов, создающих основу для стимулирования и контроля результатов.

Либеральный («попустительский») стиль руководства – французские слова, означающие «не трогайте, оставьте». Либеральный руководитель поступает именно так. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей собственной работой.

Таким образом, автократичное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Демократичное – разделением власти и участием трудящихся в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Практика показала, что авторитарное руководство добивается выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако ему присущи более низкая мотивация, меньшая оригинальность, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, более зависимое и покорное поведение. Либеральное руководство, по сравнению с демократичным отличается снижением объема работы, ухудшением ее качества.

Возможны и другие классификации стилей руководства. Однако, в большинстве случаев, специалистами выделяются два полярных стиля: авторитарный и либеральный, между которыми располагаются промежуточные варианты.

По мнению западных ученых Р. Блейка и Д. Мутон, внимание к человеку и внимание к производству – два основных ориентира в любой управленческой деятельности. Эта мысль получила свою графическую интерпретацию в так называемой " решетке менеджмента". Оказывается, что рассмотренные выше стили управления естественным образом вписываются в это графическое представление (рис.2). Этот рисунок, задавая простейшую " систему координат" управленческой деятельности, может служить инструментом анализа руководителем собственной профессиональной деятельности, ее целей и приоритетов.

По-видимому, ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки.

При выборе того или иного стиля руководства должно учитываться по меньшей мере три фактора:

1. Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль.

2. Задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль.

3. Группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства.

Конечно, демократический стиль руководства чаще всего приводит организации к успеху и процветанию: он в большей степени отвечает интересам человека и производства.

 

 

       
 
   
 


Демократический стиль
9

                 
                   
                   
                   
                   
                   
Внимание к человеку
3

                 
Автократичный стиль
2

                 
                   
                   

Внимание к производству

 

Рис. 2. Стили руководства на " решетке менеджмента"

 

В менеджменте нет понятия наилучшего и наихудшего стиля. Есть стиль, наиболее пригодный к определенной ситуации. Так, считается, что автократичный стиль более пригоден в экстремальных, кризисных ситуациях, когда необходимо сконцентрировать усилия в короткие сроки и добиться результатов. Демократичный - развивает стабильную организацию. Либеральный стиль показал свою эффективность в творческих, научно-исследовательских организациях.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дать определение группы и назвать типы формальных групп.

2. Как образуются неформальные группы и какие возможности управления ими?

3. Какие факторы предопределяют эффективность формальных групп?

4. Чем отличается команда от группы? Понятие синергического эффекта.

5. Что значит «руководить», «оказывать влияние на людей» и «иметь власть»?

6. Чем отличается лидерство от других форм влияния?

7. В чем суть личностной теории лидерства?

8. С какими понятиями связан поведенческий подход к лидерству?

9. В чем особенности ситуационного лидерства?

10. Как менеджер должен использовать стиль руководства?

11. Назвать компоненты автократичного, демократичного и либерального стиля руководства.

12. Какие системы управления порождает каждый из названных стилей руководства?

13. Как подойти к выбору стиля руководства?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.