Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неунифицированные термины






 

2.1. В части 4 статьи 3 записано, что никто не может «присваивать власть». И здесь же записано, что по закону преследуется «захват власти» или «присвоение властных полномочий».

То есть, запрещено – одно, а преследуется – другое и третье. К этому следует добавить, что термины «присвоение власти», «захват власти» и «присвоение властных полномочий» могут трактоваться по-разному.

2.2. В части 3 статьи 56 часть статьи Конституции названа как «часть 1», а в части 5 статьи 76 – как «часть первая».

Отсюда неясно, как следует называть часть статьи закона. Тем более что традиционно пронумерованные части статьи закона именовались пунктами, а непронумерованные – частями.

2.3. В статье 76 записано, что федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации «принимаются» (ч. 1), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов – «издаются» (ч. 2). При этом в статье 105, содержащей правила законодательного процесса, записано, что федеральные законы «принимаются», а в части 2 статьи 55 – что законы, отменяющие права человека, не должны «издаваться».

Возникает вопрос: законы принимаются или издаются?

2.4. В части 2 статьи 76 записано, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, наряду с федеральными законами, принимаются законы и «иные нормативные правовые акты» субъектов Российской Федерации, а в части 2 статьи 125 – что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции законов и «иных нормативных актов» субъектов Российской Федерации (п. «б»).

Из чего можно сделать вывод, что в этих статьях говорится о разного рода актах, что вряд ли соответствует замыслу авторов Конституции.

2.5. В статье 83 записано, что Президент России федеральных министров – «освобождает от должности» (п. «д»), а своих полномочных представителей – «освобождает» (п. «к»).

Из чего можно сделать вывод, что «освобождение от должности» и «освобождение» – это разные процедуры.

Здесь же записано, что Президент России «освобождает» высшее командование Вооруженных Сил (п. «л»). Из чего можно сделать вывод, что «освобождение» отдельных лиц (полномочных представителей) и «освобождение» группы лиц (высшего командования) – это одинаковые процедуры и освобождению подлежит одновременно все высшее командование (а может быть и все полномочные представители?).

2.6. В части 2 статьи 90 записано, что указы и распоряжения Президента России обязательны «для исполнения», а в части 2 статьи 115 – что постановления и распоряжения Правительства обязательны «к исполнению». При этом первые обязательны «на всей территории Российской Федерации», а вторые – «в Российской Федерации».

В юридическом смысле пределы Российской Федерации и пределы территории Российской Федерации не совпадают. Например, территории посольств России находятся за ее пределами, но считаются ее территориями.

2.7. В части 2 статьи 93 записано, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения (не сказано какого) должно быть принято «двумя третями» голосов от общего числа ее депутатов по инициативе «не менее одной трети» ее депутатов.

Названные количественные нормы содержатся в одном предложении и поэтому можно сделать вывод, что решение о выдвижении обвинения должно быть принято ровно «двумя третями» голосов депутатов.

2.8. В части 2 статьи 96 записано, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы «устанавливаются федеральными законами», а в части 3 статьи 128 – что порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов «устанавливаются федеральным конституционным законом».

Из этого следует, что в первом случае необходимы минимум два закона, а во втором – один. Однако вряд ли это соответствует замыслу авторов Конституции. И практика это подтверждает.

2.9. Согласно Конституции принятые федеральные законы должны «передаваться» Совету Федерации (ч. 3 ст. 105) и «направляться» Президенту России (ч. 1 ст. 107).

Из чего можно сделать вывод, что «передача» и «направление» принятых законов – это разного рода процедуры.

2.10. В части 3 статьи 105 записано, что принятые Государственной Думой федеральные законы передаются «на рассмотрение Совета Федерации», а в статье 106 – что некоторые из них подлежат «обязательному рассмотрению в Совете Федерации».

Рассмотрение «Советом Федерации» и рассмотрение «в Совете Федерации» – это не всегда одно и то же. Во втором случае возможно обсуждение закона, например, в комитетах Совета Федерации или на парламентских слушаниях. То есть, строго говоря, норма статьи 106 не обязывает Совет Федерации рассматривать указанные в ней законы.

2.11. В части 1 статьи 108 записано, что федеральные конституционные законы «принимаются». А в части 2 этой же статьи записано, что федеральный конституционный закон «считается принятым, если он одобрен» (то есть, он не принимается, а одобряется). Но в этой же части записано, что подписанию Президентом России подлежит «принятый» федеральный конституционный закон.

И хотя между принятием и одобрением закона Государственной Думой никакой разницы нет, на практике федеральные законы она принимает, а федеральные конституционные – одобряет.

С федеральными законами еще сложнее: они и «принимаются» (ч. 2 ст. 105), и «считаются принятыми» (ч. 5 ст. 105), и «одобряются» (ч. 3 ст. 107).

2.12. В части 1 статьи 111 записано, что Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

В части 2 этой же статьи записано, что «предложение о кандидатуре … вносится» (кем и куда – не сказано).

В части 3 этой же статьи записано, что Государственная Дума рассматривает «представленную Президентом … кандидатуру» в течение недели со дня «внесения предложения о кандидатуре».

Отсюда неясно, что именно должен делать Президент России: «вносить предложение о кандидатуре» или «представлять кандидатуру». Но можно и предположить, что предложение о кандидатуре вносится вовсе не им.

2.13. В части 2 статьи 125 записано, что Конституционный Суд «разрешает дела о соответствии Конституции» (федеральных законов и др.), а в части 4 этой же статьи – что он «проверяет конституционность» закона.

Отсюда неясно, чем отличается «несоответствие» закона Конституции от его «неконституционности» и чем отличается процедура «разрешения дела» от процедуры «проверки».

2.14. Согласно статье 134 предложения о поправке к Конституции может вносить «группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации», а согласно части 2 статьи 125 Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции по запросу «одной пятой членов Совета Федерации».

При этом число членов Совета Федерации не всегда делится на пять.

2.15. В пункте 2 раздела второго содержатся термины: «настоящая Конституция» и «Конституция Российской Федерации». Содержатся они в одном предложении и поэтому можно предположить, что в первом случае имеется в виду действующая Конституция, а во втором – Конституция Российской Федерации в редакции от 10 декабря 1992 года (тогда это была уже не Конституция РСФСР, а Конституция Российской Федерации).

В пункте 5 этого же раздела содержится также термин «Конституция». В итоге – три термина в отношении одной Конституции.

2.16. Согласно Конституции для принятия решения в одних случаях необходима воля какой-то части «членов Совета Федерации» (ч. 2 ст. 125, ст. 134), а в других – части «общего числа членов Совета Федерации» (ч. 3 ст. 102, ч. 4 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108).

Можно предположить, что в первом случае имеется в виду число действующих членов Совета Федерации, а во втором – число, предусмотренное в Конституции.

То же самое можно сказать и в отношении терминов «депутаты Государственной Думы» (ч. 2 ст. 93, ч. 2 ст. 125, ст. 134) и «общее число депутатов Государственной Думы» (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117). Отметим, что Конституционный Суд определил только «общее число депутатов Государственной Думы» – 450.

Кроме того, в тексте Конституции имеют место «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы» (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 135) и «общее число в каждой из палат» (ч. 2 ст. 93).

2.17. Согласно Конституции предусмотренные в ней действия должны осуществляться:

«в порядке, определяемом федеральным законом» (ч. 2 ст. 122);

«в порядке, установленном федеральным законом» (ч. 3 ст. 50);

«в предусмотренном федеральным законом порядке» (ч. 1 ст. 49);

«в соответствии с федеральным законом» (ч. 1 ст. 6);

«на основе федерального закона» (ч. 3 ст. 36);

«по основаниям, установленным федеральным законом» (ч. 2 ст. 121);

«по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3).

И не всегда в этом разнообразии есть определенный смысл. К тому же неясно, чем отличается, например, определение порядка федеральным законом от установления порядка федеральным законом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.