Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. По дисциплине «специальная педагогика»






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Специальная педагогика»

для ООП «050700.62 Специальное (дефектологическое) образование»

Профили:

«Олигофренопедагогика»,

«Логопедия»,

«Специальная психология»,

«Специальная дошкольная педагогика и психология»

 

по циклу Б.3.Б.03. - Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть

 

Очная форма обучения Курс –2 Семестр – 4 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Экзамен –4 семестр Заочная форма обучения Курс – 2 Семестр – 3, 4 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 4 практические занятия – 8 самостоятельная работа–132 Экзамен – 4 семестр

 

Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Специальная педагогика»

ФГБОУВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 37 с.

 

 

Составитель: Зак Г.Г., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от 03.03.2011г. № 7. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев

 

 

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель: познакомить студентов с основами теории специальной педагогики, её понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщённые теоретические представления о специальном образовании как об особом социокультурном образовательном феномене.

Задачи:

- сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, её объекте, предмете, целях, задачах, научных основаниях, принципах;

- раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с историей его становления и развития, показать его роль в социализации ребёнка с ограниченными возможностями;

- дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и о содержании педагогической деятельности в сфере специального образования;

- познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

- сформировать представление о современной системе специальных образовательных услуг, педагогических системах и формах организации специального образования;

- создать предпосылки для формирования гуманистического профессионального мировоззрения будущих специалистов системы специального образования.

Изучение курса организуется в различных формах учебной деятельности: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. В лекционный курс входят основополагающие разделы теории, связанные с рассмотрением наиболее общих научных оснований специальной педагогики.

Темы и разделы, предлагаемые для семинарских занятий, предоставляют возможности для изучения и анализа студентами специальной литературы, нормативно-правовых материалов, просмотром и анализом видеоматериалов, фильмов по соответствующей тематике.

Курс предполагает большую самостоятельную работу студентов по изучению литературных источников, подбору и анализу материала для семинарских занятий. С этой целью программа предлагает список специальной литературы, позволяющий значительно расширить и конкретизировать знания студентов, полученные на лекционных и семинарских занятиях.

Содержание курса построено на основе и с учетом межпредметных связей, а также воспитательных задач высшего образовательного учреждения, осуществляющего подготовку педагогических кадров.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Специальная педагогика» относится к циклу Б3-профессиональный цикл, Б.03–базовая (общепрофессиональная) часть.

При определении содержания и структуры данного курса учитывалась его системообразующая и интегрирующая роль в общей структуре профессиональной подготовки будущих специалистов. Ему предшествовало изучение студентами курса «Педагогика», в профессиональном цикле, следовательно, они знакомы с основными научными понятиями и категориями, знают цели, задачи педагогических систем общего образования.

Данный курс конкретизирует современные педагогические знания применительно к сфере специального образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и готовит студентов к усвоению дисциплин по областям специальной педагогики: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика», «Специальная психология».

Прочное усвоение знаний по дисциплине «Специальная педагогика» является необходимым условием дальнейшего успешного изучения таких дисциплин как «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», «Методики преподавания», а также дисциплин по выбору студентов.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

профессиональных компетенций:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные понятия, термины специальной педагогики;

· научно-теоретические основы специальной педагогики;

· цель, основные задачи, принципы специального образования;

· методологию и методы исследования в специальной педагогике;

· предметные отрасли специальной педагогии и их основные характеристики;

· классификации, принятые в специальной педагогике;

· важнейшие международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

· современную периодизацию развития отношения социума к лицам с отклонениями в развитии и связанное с ней становление и развитие национальных систем специального образования;

· основы специальной дидактики;

· основные идеи теории воспитания, принятые в специальной педагогике;

· важнейшие статистические данные о распространенности тех или иных видов, форм нарушений развития;

· систему специальных образовательных услуг, охватывающих весь жизненный цикл человека с особыми образовательными потребностями;

· основные характеристики педагогических систем и специальных образовательных технологий в специальном образовании.

 

Уметь:

· анализировать специальную педагогическую литературу;

· выделять общие и специальные задачи изучения, обучения и воспитания детей с ОВЗ;

· выделять задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания детей с ОВЗ с целью их успешной социализации и трудовой адаптации;

· различать словесные, наглядные и практические, продуктивные и поисковые методы и приемы обучения детей с ОВЗ;

· разрабатывать индивидуальную программу обучения и воспитания детей с ОВЗ;

· применять технические средства обучения;

· разрабатывать воспитательные мероприятия, проводить внеклассные занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

 

Владеть:

· методами психолого-педагогического изучения, обучения и воспитания детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;

· методами руководства коллектива учащихся, формирования межличностных отношений в коллективе с учетом типологических особенностей детей;

· системным анализом процессов в конкретном учреждении и в специальном образовании региона;

· технологиями организации учебно-воспитательного процесса с учетом контингента детей;

· теоретическими и практическими основами моделирования и проектирования систем и управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.