Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Локализация контроля как интегральная черта характера.






 

Одной из важнейших интегральных характеристик самопознания, связывающих чувство ответственности, активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локус контроля. Появление этого понятия в психологической литературе связано с работами Дж. Роттера. Он предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и является закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.п. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало огромное количество исследований этого феномена. Оказалось, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. Обзоры работ по этой проблематике констатируют, что интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, они в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении.

Интерналы проявляют большую когнитивную активность. Они больше интересуются характером, причиной и лечением болезни и активнее борются за выздоровление. Интерналы более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском. Они проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.

Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа вероятнее всего ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого «вознаграждения». Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях.

Исследованиями выявлены многочисленные личностные корреляты локуса контроля.

Интернальность положительно связана с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Интерналы описывают себя как приспособленных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в себе, защищенных. На основе 16-факторного опросника Кэттела характерными чертами интерналов оказались: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, сердечность, утонченность, общительность и высокая сила воли (Муздыбаев К., 1983).

В целом экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

 

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2004, 276 с.
  2. Немов Р.С. Психология, т.3. – М., 2002. 640 с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология, т.1, 2. – М., 1992
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001, 592 с.
  5. Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Гиппенрейтер, Михалевский М.Б.. – М., 1975
  6. Хрестоматия по психологии/ сост. Мироненко В.В. – М., 1990, 399 с.
  7. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 1977, 96 с.
  8. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении – М., 1990, 142 с.
  9. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб., 1995, с.216
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979
  11. Дубровина Практическая психология образования. - М., 1998, 540 с.
  12. Орлов Ю.С. Восхождение к индивидуальности – М., 1987
  13. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе к воспитанию волевых привычек. – М., Знание, №1, 1986
  14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986
  15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998, 608 с.
  16. Гуревич К.Н. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Знание, №6, 1988
  17. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2000, 440 с.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.