Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные международные акты о правах ребенка.






Идея прав и свобод человека привлекала внимание людей с древних времен. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, имена таких известных педагогов, как Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка в дореволюционной России, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Я.Корчакв книге «Право ребенка на уважение (1929), отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, - право на индивидуальность и человеческое достоинство.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. По существу именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1923 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботится о защите детства.

Несмотря на значительность этого события окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась гораздо позже только после провозглашения ООН принципа уважения прав человека. С целью разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям.

К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты, развития детей (1990).

Декларация прав ребенка – 1 международный документ, в котором родители, местные власти и нац. правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделено защите ребенка, указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Так впервые в Декларации были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Декларация явилась основой для важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка. Впервые ребенок рассматривался не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права. Состоит из преамбулы и 54 статей. В 1990 году конвенция была подписана 61 страной. В 1992 году исполнительный Совет ЮНИСЕФ предложил государствам ежегодно отмечать Всемирный день детей – 20 ноября (в день принятия Конвенции о правах ребенка).

В статьях Конвенции детализируются индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях свободного от голода и нужды, жестокости и эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

-воспитание;

развитие;

защиту;

активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути повторяют основные права взрослого во Всеобщей декларации прав человека (свобода мысли, совести, религии, право на уровень жизни необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития и т.д.

Часть положений конвенции более специфична – право ребенка на защиту от всех форм насилия, грубого, небрежного отношения, эксплуатации; право на на отдых, досуг, участвовать в играх и развлечениях; право на защиту от экономической эксплуатации, от любой работы, которая может нанести вред здоровью, физическому умственному, духовному развитию. Ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут….унижающим его достоинство видам обращения и наказания.

В конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие детей несут ответственность за обеспечение условий жизни необходимых для развития ребенка.

Особо следует отметить требования к образовательным процессам.

Так в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а развитие личности. талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б воспитание уважения к родителям ребек4а и его культурной самобытности, языку, ценностям, нац. ценностям и т.д;.

в воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

г подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, терпимости, мира, равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и т.д.;

д воспитание уважения к окружающей природе.

Согласно Конвенции все государственные структуры, в том числе учебно- воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Значение этого документа состоит в том, что впервые в рамкам Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Это становится возможным только при наличии определенного механизма, позволяющего на уровне семьи ребенка или детского сада контролировать положение с соблюдением его прав. При этом очевидно, что такой контроль должен сопровождаться возможностью воздействия на семью с целью устранения возможных нарушений. ДОУ, работая с семьей, может стать важным элементам контроля. Вместе с тем очевидно, ччто эти учреждения в силу своей специфики и возможностей не в состоянии повлиять в полной мере на соблюдение всех прав.

Было проведено исследование (под рук. Дороновой) в 3 регионах где педагоги выделяли те права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в ДОУ.

Педагоги и родители считают, что образовательное учредение в состоянии повлиять на защиту прав ребенка дошкольника, а именно:

право на охрану здоровья;

право на образование;

право на участие в играх;

право на сохранение индивидуальности;

право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления.

Конвенция выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных для исправлению. В нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня, федеральных законодательных актах, в документах уровня региона и ДОУ конкретизированы права, представлен механизм реализации.

В России Конвенция ратифицирована в 1990г., в соответствии с п.4 ст.15 Конституции стала составной частью правовой системы РФ. Согласно Конституции материнство, детство и семья находится под защитой государства.

С целью дальнейшего создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». В них конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Документы ДОУ; Типовое положение, Устав ДОУ, Договор с родителями.

В результате система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает 4 уровня – международный, федеральный, региональный и локальный.

Реализация прав ребенка.

В условиях ДОУ проводится профилактическая, коррекционная работа по защите прав ребенка-дошкольника. Прежде всего, это основная работа детского сада, организация работы соответственно основным нормативным и образовательным документам, контроль по соблюдению прав сотрудниками педагогами, непосредственная информация и разъяснение. Низкий уровень правовой культуры.

Работа с родителями, контроль, профилактика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.