Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития фондового рынка в современной России






На данный момент роль отечественного фондового рынка весьма скромна, всего 2, 4% от совокупной капитализации крупнейших финансовых рынков мира.

Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например, нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. Хотя для окончательного формирования многих рынков необходимо развитие фондового.

Восстановление российского фондового рынка начнется с возвращением доверия инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала.



Для решения обозначенных ранее проблем необходимо:

1.Усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры;

2.Снизить административные барьеры и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций);

3.Развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Ряд проблем российского срочного рынка связан с сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России, принять решения, направленные на достижение следующих целей:

- создание новых видов инвестиционных фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;

- расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги;

- введение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;

- совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария;

4.Совершенствовать качество корпоративного управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;

5.Улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения.

Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые схемы;

6.Совершенствовать регулирование на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;

7.Предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;

8.Консолидировать и формировать положительный имидж. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Решение изложенных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могут быть достигнуты целевые показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Перспективы развития рынка ценных бумаг

Показатель      
Капитализация публичных компаний, трлн. руб. 32, 3    
Соотношение капитализации к ВВП, в % 97, 8    
Биржевая торговля акциями, трлн. руб. 31, 4    
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб. 1, 2 7, 7  
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб. 0, 8 5, 8  
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб. 0, 7 1, 4  
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек 0, 8 8, 3  

Возможные периоды стагнации в экономике и турбулентности на рынках на небольших периодах времени в течение 2012-2013 года могут быть связаны с:

- последствиями «количественного смягчения» монетарной политики, которое проводилось, в первую очередь, в США в 2009-2010 годах;

- «перегревами» развивающихся экономик и их фондовых рынков, в первую очередь Китая и Индии;

- структурными изменениями в мировой экономике и рисками сильных курсовых колебаний валют. Это может, в частности, выражаться во всплеске инфляционных показателей и росте ставок по американским государственным облигациям.

Однако, если это будет происходить на фоне дальнейшего роста экономики, то последствия будут незначительными и не окажут существенного влияния на основные рыночные тенденции, в первую очередь на рынок акций.

Таким образом, повышение эффективности функционирования рынка ценных бумаг в современной России можно достичь путем усовершенствования законодательства, снижения административных барьеров, развития срочного рынка и рынка коллективных инвестиций, совершенствование качества корпоративного управления, улучшения привлечения частных инвесторов и механизмов защиты их интересов, совершенствования регулирования на финансовом рынке, пресечения и предупреждения недобросовестной деятельности, совершенствования регулирования, консолидации и формирования положительного имиджа.


Заключение

Фондовый рынок является частью финансового рынка и служит в качестве еще одного источника финансирования и развития экономики.
Фондовый рынок в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой. Главными проблемами развития фондового рынка в России являются организационные, кадровые и методологические. Проблемы развития фондового рынка также связаны: с недостаточным объемом финансирования экономики с помощью инструментов фондового рынка, политическими рисками и рисками резкого падения цен на сырьевые товары, незначительной долей реального капитала на финансовом рынке, отсутствием современной системы центров клиринговых расчетов, отсутствием единых, соответствующих мировым стандартам общероссийских классификаторов операций, технологий банков и бирж; несоответствием действующих форм бухгалтерского учета международным стандартам.

К перспективным направлениям развития фондового рынка в России относятся: совершенствование законодательной базы; развитие вторичного фондового рынка; совершенствование контроля государства за фондовым рынком; развитие рынка корпоративных ценных бумаг; развитие рынка муниципальных заимствований; развитие инфраструктуры фондового рынка и его информационного обеспечения; обеспечение информационной открытости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.