Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое значение нашего Севера






 

С момента опубликования книги господина В.Н. Семенковича «Север России в военно-морском и коммерческом отношениях» минуло почти 120 лет. За это время Россия прошла свой сложный исторический и социально-экономический путь развития. С 1894 года государственно-политическое устройство России изменялось трижды: Российская империя – Союз Советских Социалистических Республик (далее Советский Союз) – Российская Федерация.

Изменение геополитических факторов привели к существенной трансформации роли североморских субъектов Российской Федерации как европейской, так и азиатской территории страны в национальной экономике. Североморские регионы богаты водными, минеральными и углеводородными ресурсами. Северо-Западный федеральный округ имеет площадь равную 1, 7 млн кв. километров, население – 13, 6 млн человек. В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. К Северо-Западному федеральному округу примыкает арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации.

Северо-Западный федеральный округ разделён на Южную и Северную зоны. При этом хозяйственная деятельность каждой из зон федерального округа имеет определённую специфику. Если хозяйственное развитие Южной зоны связано с высокотехнологичными импортозамещающими отраслями обрабатывающей промышленности, то Северной зоны – с добывающей промышленностью и первичными стадиями переработки сырья.

В настоящее время в Северной зоне Северо-Западного федерального округа предполагается создание центров кластерного развития: в Мурманской и в Архангельской областях – судостроительный кластер и кластер нанотехнологий, в Республике Коми и Архангельской области – лесопромышленный кластер. В Северной зоне округа формируются также зоны опережающего развития, основанные на использовании природных ресурсов. Например, к таким зонам относятся Тимано-Печорская нефтяная провинция; Кольский горнорудный и горно-химический регион; в Архангельской области, Республике Карелия и Республике Коми – лесные зоны; в Мурманской области – зона добычи водных биологических ресурсов.

Но, обратимся к главе 7 книги господина В.Н. Семенковича, который поставил вопрос: «Что делается по части промыслов у нас на Мурмане в настоящее время?». Учитывая, что издание опубликовано в 1894 году, кратко остановимся на основных этапах развития рыбного промысла на Мурмане.

Продолжим повествование Семенковича по интересующему его вопросу. С осени 1894 года, как и прежде, судёнышки архангельских поморов возвращались с путины от берегов Мурмана. Техническая отсталость рыбных промыслов была очевидна. Суровое море Баренца испокон веков кормило рыбаков Севера. Поморы выходили в море на беспалубных судёнышках, ловили рыбу на крючковую снасть – яруса и поддевы.

Каждую весну по три–четыре тысячи промысловиков прибывали на Кольский полуостров. Бедняки поморских уездов Архангельской и Олонецкой губерний из года в год ходили на Мурманский берег с надеждой заработать и отдать долги. Покрученники имели свой пай в улове, который практически весь уходил на уплату зимних долгов.

По мере развития капитализма в России всё чаще стали появляться вольнонаёмные артели. Строились посёлки колонистов и фактории с салотопнями, торговыми лавками, складами. Колонисты – финны и норвежцы использовали вольный наём рабочих. Покрученники бросали старых хозяев и переходили на работу к колонистам. Всё это подрывало старую систему покрута. Однако рыбаки, как вольнонаёмные, так и покрученники, не имели на Мурмане технической базы.

В то время на промысле рыбы в наших Северных морях работали в основном иностранцы, для которых этот вид деятельности был прибыльным. Каждый рейс одного английского траулера приносили его владельцу свыше 10 тыс. золотых рублей прибыли. Например, за период с 1909 по 1911 год английские траулеры ежегодно выполняли по 200–300 рейсов и вылавливали по 120–140 тысяч центнеров морской камбалы. В 1912 году немецкие траулеры добыли на Мурмане 43 тыс. центнеров рыбы. Часть иностранного улова шла на европейский рынок, а солёную и сушёную рыбу в количестве 244, 5 тыс. центнеров немцы и англичане продавали России.

Отечественный промысел подрывался иностранцами, которые занимались хищническим отловом рыбы на промысловых банках Баренцева моря, обилием норвежской рыбы на русском рынке. Всё это вызывало недовольство и жалобы русских поморов, которые просили правительство оградить их промысловые интересы от бесконтрольного лова рыбы иностранными рыбаками.

Для развития отечественного промысла царское правительство приняло ряд мер. Например, поморы стали иметь право приобретать лес для строительства морских судов, беспошлинно закупать тросы, цепи, якоря и другое промысловое снаряжение за границей. У поморов появилась возможность получать ссуды для покупки судна и рыболовного снаряжения. В 1912 году на Мурмане ловили рыбу 4329 поморов, причём 1800 человек были из Онежского уезда и Архангельской губернии. Количество судов – шняк, ёлов и карбасов, промышлявших на Мурмане, составляло 1113 единиц.

Д.И. Менделеев, М.К. Сидоров, Н.М. Книпович и другие учёные, занимавшиеся изучением русского Севера, стремились оказать помочь отечественным рыбакам. В 1898 году для биологических исследований в Баренцевом море была создана Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Н.М. Книповича. Цель экспедиции состояла в том, чтобы доказать возможность организации тралового лова рыбы в северных морях. Практическая цель экспедиции заключалась в попытке организовать русский северный промысел на промышленной основе, в том числе и за счёт развития рыболовства в открытом море. Специально для научных работ в Германии был построен двухмачтовый пароход «Андрей Первозванный», который мог выполнять исследовательские работы и вести пробный лов рыбы. Подобного траулера в то время не имела ещё ни одна страна мира. Пароход «Андрей Первозванный» был оборудован оттертралом для лова донных и придонных видов рыбы. Первый русский траулер «Андрей Первозванный» вышел в море в мае 1899 года.

Научно-промысловая экспедиция работала до 1908 года, в ходе которой были исследованы морские промысловые районы у острова Медвежьего, между Шпицбергеном и Северной Норвегией. Сотрудники экспедиции опубликовали более 130 научных работ о температурных режимах и солёности морских вод, распределении льдов, характере грунта и по ряду других вопросов. Учёные составили рельефную карту дна Баренцева моря. Кроме того, была подготовлена новая карта течений в Баренцевом море, включая расположение и направление тёплых струй Гольфстрима.

Экспедиция обнаружила более 70 видов рыб, причём около 90% из них было выловлено в российских водах впервые. Учёные доказали, что траловый лов не будет являться губительным для молоди, и он не будет конкурировать с прибрежным промыслом. Однако материалами экспедиции воспользовались, в первую очередь, иностранцы – англичане, норвежцы и немцы. Так, например, в 1905 году англичане сделали в Баренцево море 5 рейсов, в 1911 году – 306 рейсов.

Выводы и прогнозы экспедиции о возможности организации тралового промысла в северных водах заинтересовали и русских предпринимателей. Первым промышленником, который решил самостоятельно начать траловый промысел, был Николай Лукич Копытов. В 1906 году Н.Л. Копытов зафрахтовал норвежский пароход «Эрлинг» и решил самостоятельно начать траловый промысел. Ранее Н.Л. Копытов ходил в море на английских судах, поэтому хорошо знал технику тралового лова. Первые рейсы на пароходе «Эрлинг» оказались неудачными, да к тому же судовладельцы потребовали такую сумму фрахта, что капитану Копытову пришлось отказаться от парохода «Эрлинг».

В 1907–1908 годах капитан Копытов промышлял уже на другом арендованном судне – «Николай». Он с энтузиазмом совершенствовал технику промышленного рыболовства, искал и находил новые промысловые районы, удобные для круглогодичного лова рыбы. Копытов Н.Л. всеми силами пытался привлечь общественное внимание к вопросу организации тралового промысла рыбы в Баренцевом море.

В 1907 году на Мурмане, кроме капитана Копытова, вёл промысел на траулере «Опыт» архангельский купец Беляевский И.И. Затем недолгое время работали траулеры «Николай» и «Брат» ревельских рыбопромышленников Малаховых, но промысел был малоуспешным. С 1907 года промыслом на Мурмане стал заниматься саратовский купец Д.Н. Масленников. Он купил заграницей морской ледокол и несколько рыболовных судов. Масленников Д.Н. оборудовал на острове Кильдин промысловую базу, где была построена казарма для рабочих и склад для хранения угля. В Порт-Владимире Масленников Д.Н. открыл факторию. Кроме того, в Александровске он построил склады для продовольственных запасов и тары, то есть бочек для затаривания рыбы. За три года Масленников вложил в своё предприятие около 1 млн рублей.

В 1910 году капитан К.Ю. Спаде сделал попытку организовать русский промышленный траловый лов на Севере. Капитан Спаде хорошо знал морское дело и был талантливым предпринимателем. В этом же году капитан Спаде основал фирму «Русские северные промыслы К.Ю. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» и пригласил в компаньоны группу бизнесменов прибалтийского Ревеля.

Фирма Спаде купила в Англии небольшой траулер, который назвали «Север». Судно отремонтировали, подняли на его борту российский флаг, и команда приступила к промыслу рыбы в Баренцевом море. Вместе с траулером «Север» начал промысловую работу и второй траулер Спаде – «Восток». Промысловый сезон 1910 года оказался для фирмы Спаде неудачным: потерпел аварию один из двух парусников, доставлявший рыбу в Петербург. Фирма стала убыточной и ревельские кампаньоны К.Ю. Спаде отказались от дальнейшего сотрудничества.

В 1911 году фирма Спаде направила на промысел одно судно – «Восток», которому способствовала исключительная удача: затраты на содержание судна и команды составили в месяц 2150 рублей, а доходы от улова – от 4000 до 6000 тыс. рублей. В 1912 году Спаде приобрёл ещё два судна – «Запад» и «Юг» и стал посылать свои траулеры в Норвежское море и к берегам Исландии. Спаде продавал рыбу не только в Архангельске, Риге, Петербурге, но и в Англии, где на вырученные деньги одновременно закупал каменный уголь.

В 1913 году К.Ю. Спаде построил базу для обслуживания своих судов на Мурмане, которая имела пристань, склады и жилые дома. Промысловая база находилась в небольшом становище Порчнихе за Большим Оленьим островом. Этот год был очень успешным для русских траулеров, а траулер «Запад» даже предпринял смелую экспедицию в устье реки Оби. Норвежский исследователь Фритьоф Нансен, внимательно следивший за развитием русской рыбной промышленности, в своей книге «В страну будущего» дал блестящую оценку нелёгкому походу капитана К.Ю. Спаде. В этом же году русские траулеры совершили экспедицию в воды Исландии и взяли там хорошие уловы рыбы.

Капитан К.Ю. Спаде мечтал значительно расширить своё дело за счёт покупки ещё 50 новых судов, но этим замыслам не суждено было осуществиться. Два траулера, принадлежавшие фирме К.Ю. Спаде, «Север» и «Юг» подорвались в 1915 году на немецких минах, поставленных в Горле Белого моря, а два оставшихся траулера очутились в Англии в период Гражданской войны.

Первая мировая война и два года гражданской войны полностью ликвидировали рыбный промысел: основная часть судов была уничтожена, а оставшаяся часть оказалась на территории иностранных государств. Баренцево море было театром военных действий, поэтому траловый промысел на Севере до окончания гражданской войны не существовал.

В 1919 году с разрешения временных руководителей Севера была создана рыбопромышленная фирма «Беззубиков и сыновья». Эта фирма вместе с местным отделением Центросоюза взяла в аренду 12 минных тральщиков английской постройки, которые практически были непригодны к эксплуатации. Этим судам был сделан ремонт, и они начали работу на промысле. Осенью 1919 года все 12 траулеров прекратили промысел и встали на зимовку из-за отсутствия топлива.

В 1920 году решением Архангельского губисполкома и ревкома было создано Государственное управление рыбными промыслами. Этому управлению были переданы 12 траулеров, национализированных у фирмы «Беззубиков и сыновья». В этом же году советское правительство закупило в Германии 17 траулеров. Первый новый траулер – РТ-34 «Дзержинский» стал самым мощным рыбопромысловым судном для круглогодичной работы в северных широтах. В марте 1920 года в Петрограде была создана Северная научно-промысловая экспедиция для исследования морских районов от Ухты до Печенги. Экспедиция имела специальный гидроихтиологический отряд, который на траулере «Дельфин» провёл исследования по программе профессора Н.М. Книповича. Учёные исследовали комплекс гидрологических проблем, систематизировали сведения о промысловой биологии Баренцева моря.

В соответствии с Декретом Совнаркома от 10 марта 1921 года было создано новое научное учреждение Севера – Плавучий морской научно-исследовательский институт, или, как его сокращённо называли, – Плавмарин (ныне это Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича). Как отмечалось в Декрете, Плавучий морской научный институт с отделениями биологическим, метеорологическим и геолого-минералогическим был создан в целях всестороннего и планомерного исследования Северных морей, их островов и побережий, имеющих государственное значение. Деятельность института распространялась на районы Северного Ледовитого океана, включая его моря, устья рек и острова. В сферу деятельности института входило побережье РСФСР европейской и азиатской территории, прилегающее к Северному Ледовитому океану.

В 1924 году был создан Северный государственный рыбный трест. В конце 1924 года началось перебазирование тралового флота из Архангельска в Мурманск. К осени 1926 года Траловый флот был полностью переведён в Мурманск. В ноябре 1927 года вступила в строй Мурманская траловая база. В 1927 году было выполнено 175 рейсов и выловлено 1753 тонн рыбы.

С первого года первой пятилетки (1928/29 – 1932/33 годы) в Ленинграде были размещены заказы на строительство судов для Мурманского тралового флота. В январе 1932 года в Мурманск пришёл первый отечественный траулер ленинградской постройки, а за ним ещё 11 судов. Всего за годы первой пятилетки траловый флот пополнился 34 паровыми, 10 дизельными судами. К 1933 году траловый флот имел на балансе 54 промысловых судна, добыча которых составила 5420 тонн рыбы, то есть в 1, 7 раза больше, чем к началу первой пятилетки.

В годы второй пятилетки (1933–1937 годы) траловый флот получил основное пополнение с Северной судостроительной верфи Ленинграда: 1933 год – 10 траулеров, 1934 год – 4 траулера. В 1935 году в состав тралового флота входило 69 траулеров, из них 25 судов – отечественной постройки, 44 судна – иностранной постройки. Кроме того, в 1934 году Советский Союз купил у Англии крупнейший плавучий холодильник-рефрижератор «Королева Арктики» и паровой рефрижераторный траулер «Лиз». В 1935 году добыча рыбы судами Тралового флота составила 9850 тонн, в 1936 году – 18000 тонн.

По количеству судов за годы двух пятилеток траловая флотилия Мурмана увеличилась в 3, 5 раза.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1938 года Мурманский округ Ленинградской области был преобразован в Мурманскую область. В ноябре 1939 года начались военные действия с Финляндией, поэтому Мурманская область и Баренцево море стали прифронтовыми районами. Для выполнения специального задания часть траулеров вошла в состав Северного военно-морского флота.

В 1940 году Мурманская судоверфь передала Траловому флоту два новых траулера: РТ-101 «Иван Папанин» и РТ-102 «Валерий Чкалов», третий траулер – РТ-103 «Победа» сошёл со стапелей уже в годы войны. К началу войны в состав тралового флота входили 49 добывающих судов, два плавучих рыбозавода – «Рефрижератор № 3» и «Памяти С.М. Кирова», пароход «Комсомолец» и посыльное судно «Жемчужина Севера». В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 годы) из тралового флота было мобилизовано в состав Северного военно-морского флота 46 траулеров.

Начиная с первой послевоенной пятилетки и вплоть до 1990 года, рыбная промышленность Советского Союза развивалась быстрыми темпами. Этому способствовал научно-технический прогресс как в области судостроения и создания новых высокоэффективных орудий лова, так и в области новых безотходных технологий по переработке водных биологических ресурсов.

К 1989 году Советский Союз занял первое место в мире среди ведущих рыболовных держав по численности и тоннажу океанского рыбопромыслового флота. Общая численность советского флота рыбной промышленности составила 3165 единиц, включая 2830 промысловых судов, 54 производственных рефрижератора, 60 рыбоконсервных плавбаз, 8 мучных плавбаз, 180 приёмотранспортных рефрижератора, 33 единицы наливного флота (танкеры). В 1989 году Советский Союз занял первое место в мире по вылову морских биоресурсов, который составил 11, 3 млн тонн. Кстати сказать, второе место по добыче морских биоресурсов поделили между собою Китай и Япония, добыча каждой их этих стран в 1989 году составила 11, 2 млн тонн. В 1989 году потребление рыбы и рыбной продукции на душу населения в Советском Союзе составляло 22, 5 кг при рекомендованной биологической норме потребления – 12, 5 кг.

Рыбная промышленность современной России с начала 90-х годов XX века находится в состоянии системного экономического кризиса. Это произошло в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин. В 1990 году вылов водных биологических ресурсов составил 7, 2 млн тонн, 1991 году – 6, 3 млн тонн, 1993 году – 3, 9 млн тонн, 2008 году – 3, 3 млн тонн. Выпуск пищевой продукции сократился почти в 20 раз. В соответствии со Стратегией развития морской хозяйственной деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия), которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-р, объём добычи водных биологических ресурсов к 2012 году должен был составить 4, 3 млн тонн, к 2020 году – 6, 6 млн тонн; среднее душевое потребление рыбной продукции к 2012 году планировалось на уровне 15, 3 кг, к 2020 году – 28 кг.

Сегодня в экономике Северо-Западного федерального округа рыбохозяйственный комплекс занимает особое место, так как он обеспечивает население федерального округа и других регионов страны одним из важнейших видов продовольствия. Рыбохозяйственный комплекс является не только основным поставщиком сырья для сельского хозяйства, медицинской, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн человек в смежных отраслях экономики. В прибрежных городах и населённых пунктах, расположенных в отдалённых районах, рыбное хозяйство создаёт рабочие места практически для всех их жителей.

Рыбохозяйственный комплекс состоит из промыслового и вспомогательного флота, береговой инфраструктуры. В общем объёме добычи морских биологических ресурсов и выпуска пищевой рыбопродукции из них доля организаций рыбного хозяйства Северо-Западного федерального округа составляет около 30%. Исторически сложились три центра рыболовства.

Первый центр – северный, который включает города Мурманск и Архангельск, а также Республику Карелия. На долю северного центра Северо-Западного федерального округа приходится 70% объёма добычи морских биоресурсов и производства продукции из них. В морском порту города Мурманска (хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Мурманский морской рыбный порт») расположен крупнейший в России морской рыбный терминал, предназначенный для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Значительное место в экономике рыбохозяйственного комплекса занимает рыболовство и рыбоводство во внутренних водоёмах, воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. К Мурманскому морскому рыбному порту приписано свыше 200 рыбопромысловых судов морского промысла и более 100 судов прибрежного промысла.

Второй центр – западный, который размещается в городе Калининграде и производит 20% объёма продукции из морских биоресурсов.

Третий центр – Санкт-Петербург и Ленинградская область, на долю этого центра приходится 10% объёма производства продукции из морских биоресурсов.

Состояние стагнации, в котором находится рыбохозяйственный комплекс России, может быть преодолено только при успешном решении четырёх сложнейших проблем.

Первая проблема связана с износом рыбопромыслового флота. Физический и моральный износ основных фондов отрасли достиг критического уровня. Темпы обновления основных фондов отрасли замедлились настолько, что не обеспечивается даже простое воспроизводство. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18% уровня 1990 года. В целом по рыбопромышленному комплексу России фактический износ основных производственных фондов составляет более 77%, то есть эти фонды работают за пределами нормативных сроков службы.

Поспешная приватизация, проведённая в отрасли, нанесла ей ни с чем не соизмеримый ущерб. В частные руки перешло свыше 90% организаций и судов, включая стратегические объекты – морские рыбные порты, крупные базы промыслового флота. Что касается, например, огромного количества вновь созданных частных судоремонтных организаций, то они не в силах выполнить качественный ремонт судов и обеспечить экипажам этих судов безопасные условия мореплавания.

Вторая проблема вызвана потерей ведущих позиций в мировом океанском промысле. Сегодня, по сравнению с советским временем, отечественный океанский флот многократно снизил объёмы добычи морских биологических ресурсов в Мировом океане, в том числе и в антарктических районах Южной Атлантики, которые богаты водными биоресурсами.

С 1990 года по 2008 год изменилась структура сырьевой базы отрасли. В 2008 году вылов морских биологических ресурсов составил 66, 4% общих допустимых уловов, при этом в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации – 61, 7%, в исключительных экономических зонах иностранных государств – 84, 6%, во внутренних водоёмах – 58, 8%.

Основу сырьевой базы составляет океанское рыболовство, доля которого в общих уловах морских биологических ресурсов в среднем составляла около 95%, на долю внутренних водоёмов приходилось не многим более 5%. Уменьшение обьёмов добычи морских биологических ресурсов с 2000 по 2008 год произошло во всех зонах океанского рыболовства. Передислокация основной части флота в 200-мильную исключительную экономическую зону Российской Федерации привела к значительному снижению запасов основных популяций традиционных объектов лова.

Территориальная передислокация рыбопромыслового флота явилась одним из элементов его адаптации к изменившимся условиям работы. Промысел в отдалённых районах Мирового океана связан с дополнительными издержками в части материально-технического снабжения и реализации продукции. Рыбопромысловые организации, стремясь к сокращению затрат, сосредоточили свой флот преимущественно в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации, что вызвало переориентацию на такие объекты морского промысла, которые пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим резко возросла добыча ценных морских биологических ресурсов, и появился значительный объём невостребованных морских биологических ресурсов, промысел которых в сложившихся условиях становится низкорентабельным для российских производителей.

Третья проблема обусловлена деградацией отечественного рыбопромыслового судостроения. Судостроительная промышленность теряет свою «квалификацию», так как не обеспечивается заказами на постройку промысловых судов.

Четвёртая проблема объясняется обострением конкуренции за морские биологические ресурсы в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации. За последние пять лет общий вылов России не превышает 3–4 млн тонн (в Советском Союзе – 10, 3 млн тонн). Причём, только 80% вылова приходится на 200-мильную исключительную экономическую зону Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации и внутренние воды. Важнейшим резервом увеличения объёма добычи морских биологических ресурсов является возобновление активного промысла в различных частях Мирового океана. Но, эта «мечта» станет реальностью только в том случае, если будет построен новый современный флот рыбной промышленности.

Важнейшей задачей рыбохозяйственного комплекса североморских субъектов Российской Федерации является проведение ремонта и модернизации собственных крупнотоннажных добывающих судов для создания технических, технологических и организационных условий по выпуску на борту судов высококачественной рыбной продукции, соответствующей евростандартам. Но это возможно только в том случае, если государство возьмёт на себя затраты по оплате процентных ставок по кредитам (в виде субсидий).

Динамика развития отрасли показывает, что в случае не принятия оперативных мер по выводу отрасли из кризиса, Россия потеряет свой статус в мировом рыбном хозяйстве. Первоочередными мерами являются: обеспечение конкурентоспособности продукции при переработке сырья на борту судов и на береговых рыбоперерабатывающих заводах; доведение численности рыбопромыслового флота до 150 единиц; обновление флота до 2020 года в количестве 15 судов ежегодно; размещение заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях.

В настоящее время для организации промысловой работы в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации и открытой части Атлантического океана необходимо иметь 60 судов типа больших морозильных траулеров и супертраулеров с мощностями по переработке 10 тысяч тонн морского биологического сырья в год.

В настоящее время остро обозначилась проблема незаконного промысла морских биологических ресурсов в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации и поставкой их в Японию, Китай, Корею, Норвегию и другие страны. Наблюдается хищнический промысел высокорентабельных объектов промысла – крабов, морских ежей, трески и других морских биологических ресурсов.

В соответствии с Морской доктриной Российской Федерации одной из приоритетных задач в области морской политики России является проведение научных исследований в Арктике и Антарктике. Антарктическая зона Мирового океана имеет неограниченные возможности для промысловой добычи криля и кальмара.

В Северо-Западном федеральном округе до 2020 года планируется значительное увеличение доли вылова морских биологических ресурсов. В 2020 году объём вылова морских биоресурсов по сравнению с 2007 годом должен увеличиться в 2, 4 раза и составить 2, 5 млн тонн. Рост объёма добычи предполагается за счёт развития рыболовства в удалённых районах Мирового океана, Юго-Восточной части Тихого океана, Атлантическом секторе Антарктики.

Прогнозируется, что организации рыбохозяйственного комплекса Мурманской и Калининградской областей будут вырабатывать в 2020 году около 34% общероссийского объёма производства пищевой продукции из морских биоресурсов и около 50% производства консервов.

Эффективность основных направлений развития рыбной отрасли в долгосрочной перспективе ранее была определена Федеральной целевой программой «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2012 годах», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 606 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 года № 1043). Данное Постановление предусматривало проведение мероприятий в отношении 23 хозяйствующих субъектов Северо-Западного федерального округа, причём затраты по 8-ми из них должны были финансироваться за счёт средств федерального бюджета.

Для сохранения прибрежных поселений североморских субъектов России необходимо осуществить неотложные меры по развитию социальной сферы, инфраструктуры и обеспечению занятости населения в других отраслях экономики.

Дальнейшее развитие, а затем и восстановление прибрежного промысла зависит от реального осуществления четырёх главных условий, которые способны дать толчок к решению данной проблемы.

Первое условие. Построить эффективные маломерные промысловые суда для базирования их в прибрежных поселениях. Комплектование экипажей этих судов осуществлять из числа местных жителей.

Второе условие. Использовать в более полной мере достижения биоиндустрии, позволяющие применять безотходные технологии по переработке сырья морских биологических ресурсов, в том числе водорослей и морских млекопитающих.

Третье условие. Создать в прибрежных поселениях инфраструктуру отрасли, включая береговые рыбообрабатывающие производства, холодильники, судоремонтные базы и другие её объекты.

Четвёртое условие. Развивать товарное рыболовство и другие виды аква- и марикультуры.

Таким образом, на развитие рыбохозяйственного комплекса сегодня оказывают негативное влияние следующие сдерживающие факторы:

– отсутствие инвестиционной привлекательности рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала и, как следствие, отсутствие возможностей для адаптации организаций к росту цен на необходимые ресурсы производственного потребления;

– низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбной продукции, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли организаций сферы обращения в розничной цене рыбной продукции;

– низкие темпы концентрации капитала как в вертикально, так и в горизонтально интегрированных организационных комплексах;

– отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности (по сравнению с государственной поддержкой, существующей в иностранных государствах).

Государственная политика в области развития рыбохозяйственного комплекса должна сводиться к преодолению негативных тенденций. В сложившихся обстоятельствах необходимо привести в соответствие объёмы выделенных средств с техническим состоянием и технологическими характеристиками судов, что позволило бы обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счёт более полной загрузки наиболее производительных и эффективных судов. В настоящее время повышение эффективности рыбопромысловой деятельности невозможно без внедрения современных механизмов государственной поддержки российского рыбопромышленного комплекса и стимулирования на государственном уровне инновационной и инвестиционной активности.

При неизменной государственной политике в отношении рыбной отрасли наиболее вероятна такая ситуация, при которой возможен дальнейший рост зависимости рыбопромышленного комплекса от импорта, так как ожидаемое увеличение спроса на рыбную продукцию внутри страны столкнётся с ограниченным предложением продукции российского производства.

Дефицит внутренних финансовых ресурсов предопределил сохранение сложившейся зависимости российских рыбопромышленных организаций от иностранных кредитных источников (кредиты необходимы на пополнение оборотных средств). Сырьевой характер экспорта морских биологических ресурсов сохраняется по причинам низких темпов модернизации перерабатывающих мощностей, неконкурентоспособности судоремонтных организаций и устаревших технологий обслуживания судов в морских портах Российской Федерации.

Сегодня со стороны государств, которые имеют развитый рыбохозяйственный комплекс, чётко просматривается тенденция ужесточения контроля: во-первых, за морскими биологическими ресурсами в своих экономических зонах; во-вторых, в открытой части Мирового океана; в-третьих, за недоосвоенными морскими биологическими ресурсами со стороны российского рыбопромыслового флота в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данная ситуация провоцирует рост внешнеэкономического и внешнеполитического давления на Российскую Федерацию. Кроме того, создаёт приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств, что объясняется отсутствием у российских организаций государственной поддержки в вопросе полного освоения допустимых уловов морских биологических ресурсов в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана.

Отрицательно сказывается резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования средств поиска и разведки морских биологических ресурсов на достоверности оценок общих допустимых их уловов. Всем российским научно-исследовательским судам (основного типа) в 2012 году исполнилось 25 лет. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдалённые районы промысла. Следовательно, снижение ресурсных исследований является причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.

В ближайшее время, вследствие недоосвоения российским флотом выделенных квот на вылов водных биологических ресурсов, прекращения научных исследований и сокращения промысла морских биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана, со стороны мирового сообщества может быть произведено перераспределение российских морских ресурсов в пользу других стран.

Для обеспечения государственного контроля в области охраны морских биологических ресурсов, то есть для государственных нужд, необходимо построить 2 научно-исследовательских судна, 4 судна для воспроизводства рыбы, 29 судов рыбоохраны. Кроме того, для контроля за ведением промысла, объёмами ввозимыми на территорию Российской Федерации морских биологических ресурсов необходима поставка в пограничные органы Федеральной службы безопасности РФ одного патрульного судна типа «Спрут» (проект 22120), 27 катеров и 99 моторных лодок.

Строительство научно-исследовательских судов позволит выполнять научные исследования, включая экспедиции в удалённые районы Мирового океана, для обеспечения рыбопромыслового флота сведениями о состоянии сырьевой базы для успешного ведения промысла.

В настоящее время основную часть проектов, связанных с развитием морской хозяйственной деятельности, предполагается осуществлять на основе реализации Стратегии и федеральных целевых программ: «Мировой океан», «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» (подпрограмма «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг»), «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы», «Повышение эффективности использования и развитие системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005–2020 годах». Кроме того, будут реализованы и другие федеральные целевые программы, имеющие отношение к морской деятельности.

Для восстановления масштабов морской хозяйственной деятельности необходимо преодолеть первоочередные причины, которые привели к изменению морского статуса России.

Советский Союз являлся признанным лидером среди мировых морских держав по хозяйственному освоению водных биологических и минеральных ресурсов Мирового океана, а также по военной составляющей.

Развал великой морской державы – Советского Союза привёл к резкому снижению технико-экономических показателей работы важнейшего сектора национальной экономики – морской хозяйственной деятельности. Для возрождения этого вида деятельности необходимо преодолеть 15 последствий, вызванных экономическими ошибками руководства страны на заре российского «бандитского капитализма» в последнее десятилетие XX века. Именно они являются сдерживающим фактором на пути выхода данного сектора национальной экономики из состояния стагнации.

Первое последствие. Недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит Российскую Федерацию в прямую зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом.

Второе последствие. Крупномасштабное сокращение количества судов морского торгового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, что привело к катастрофическому сокращению объёма грузооборота в глобальных международных перевозках между портами иностранных государств.

Третье последствие. Значительное отставание в фактическом потреблении гражданами Российской Федерации протеина водных биологических ресурсов, что отрицательно сказывается на качестве и продолжительности их жизни.

Четвёртое последствие. Высокий уровень экономических потерь от незаконного вылова иностранными судами водных биологических ресурсов в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Пятое последствие. Недопустимо большой объём продажи российскими рыбаками водных биологических ресурсов в иностранных портах для переработки и выпуска готовой продукции на перерабатывающих заводах этих иностранных государств, хотя водные биологические ресурсы были добыты в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Шестое последствие. Истощение месторождений углеводородов на территории Российской Федерации привело к необходимости включения в хозяйственный оборот запасов углеводородного сырья, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации.

Седьмое последствие. Освоение месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, развитие морских и речных портов, а также береговой инфраструктуры сдерживается дефицитом энергомощностей, отсутствием необходимой научно-технической базы для разработки новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Восьмое последствие. Утрата внутреннего и внешнего рынков российского судостроения из-за длительной стагнации производства.

Девятое последствие. Недостаточный уровень военной защищённости страны с океанских и морских направлений, включая национальные интересы, связанные с реализацией суверенитета, суверенных и других прав Российской Федерации в Мировом океане, а также безопасности морской хозяйственной и других видов деятельности.

Десятое последствие. Отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа Российской Федерации, а также недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, особенно в арктических районах и районах, отдалённых от морских портов.

Одиннадцатое последствие. Сокращение количества комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также для постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов.

Двенадцатое последствие. Снижение интенсивности судоходства на морских путях.

Тринадцатое последствие. Недостаточный уровень интеграционного развития и рационального использования информационных систем, комплексов и средств обеспечения морской деятельности в связи с их подчинённостью различным министерствам и ведомствам.

Четырнадцатое последствие. Возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, из-за оснащения контролирующих органов такими техническими средствами морского экологического контроля и надзора, которые не соответствуют современным требованиям.

Пятнадцатое последствие. Дляувеличения добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации необходимо повысить интенсивность разведки нефти; ускорить строительство нефтяных терминалов, предназначенных для перевозки нефти морем; усилить меры по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года приоритетное развитие будут иметь машиностроительная, металлургическая, радиоэлектронная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, а также добыча полезных ископаемых. Кроме того, одновременно будут развиваться агропромышленный, рыбохозяйственный, химический, лесопромышленный, инвестиционно-строительный, туристско-рекреационный и научно-инновационный комплексы.

Добыча полезных ископаемых является одним из основных секторов экономики североприморских субъектов Российской Федерации европейской и азиатской территории страны. Например, доля добывающих отраслей в структуре промышленного производства Мурманской области составляет 34%, в Ненецком автономном округе – 13, 6%. Этот комплекс не только обеспечивает сырьём многие перерабатывающие производства региона, но и формирует объём перевозок грузового транспорта. Большое значение не только для Северо-Западного федерального округа, но и для всей страны имеют запасы цветных и благородных металлов и минералов, наибольшую ценность из которых представляют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Кроме того, на территории североморских регионов имеются значительные запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Северо-Западный федеральный округ занимает большой удельный вес в добыче никелевых руд и в производстве кобальта.

Комплекс добычи полезных ископаемых Северо-Западного федерального округа имеет исключительное значение в структуре российского товарного экспорта. Например, доля минеральных ресурсов, в основном это топливно-энергетические товары, составляет почти 60%. В 2011 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, стоимость экспорта минеральных ресурсов составила 29, 7 млрд долларов США. В состав комплекса добычи полезных ископаемых входит и минерально-сырьевая база, которая создана ещё в СССР. Минерально-сырьевая база включает шесть центров горнорудных месторождений – Кольский, Карельский, Архангельский, Северо-Западный, Калининградский, Средне-Тиманский, а также три топливно-энергетических центра – Тимано-Печорский, Воркутинский и Прибалтийский.

Основные стратегические проекты в области добычи полезных ископаемых будут реализовываться, прежде всего, в североприморских субъектах Российской Федерации: Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе.

В Архангельской области к 2015 году на месторождении имени Ломоносова должна быть введена 2-я очередь горно-обогатительного комбината, что позволит увеличить количество перерабатываемой руды с 1 млн тонн до 5, 6 млн тонн в год. Планируется разработка месторождения имени В. Гриба, где предусмотрено строительство горно-обогатительного комбината производительностью 4 млн тонн руды в год. Перспективы развития Архангельского горнорудного центра связываются с добычей алмазов. Освоение архангельских месторождений позволит увеличить общероссийскую добычу алмазов почти на 25% и создать производства по их обработке.

В Ненецком автономном округе осуществляется реализация проектов обустройства и добычи нефти на месторождениях Варандейское, Перевозное, Торавейское, Ярейюсское, Восточно-Перевозное, Междуреченское, Восточно-Сарутаюское, Инзырейское и Тэдинское. Прорабатываются проекты обустройства Кумжинского газоконденсатного месторождения, Южно-Хыльчуюского, Харьягинского, Вала Гамбурцева и месторождения Центрально-Хорейверского поднятия, а также проекты по введению в разработку крупнейших месторождений имени Р. Требса и А. Титова.

В Мурманской области предполагается реализовать целый ряд высокотехнологичных проектов в горнодобывающей отрасли с образованием в регионе горно-химического и горно-металлургического кластеров. Формирование горно-химического кластера связано с деятельностью компаний, производящих апатитовый и нефелиновый концентраты. Горно-металлургический кластер формируется на базе Кольской горно-металлургической компании, предприятий по отработке месторождений платиноидов и месторождений хромитов.

Комплекс стратегических проектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, связанных с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, будет реализовываться в Мурманской и Архангельской областях.

По территории и акватории, прилежащей к североприморским субъектам Российской Федерации, запасы топливно-энергетических ресурсов распределены неравномерно. Наибольшая часть извлекаемых запасов нефти, конденсата, свободного и попутного газа приходится на шельф Баренцева моря – 55% запасов, на шельф Печорского моря – 7% запасов. Основные перспективы газодобычи связаны с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря. В реализации этого проекта будут принимать участие организации и предприятия большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.

В соответствии с прогнозами в арктических морях возможно открытие новых месторождений нефти и газа, а в условиях потепления климата на нашей планете их освоение становится реальным. К реализации перспективных проектов большой интерес проявляют российские и иностранные компании.

Нефтегазовый комплекс Северо-Западного федерального округа обеспечивает 7% общероссийского объёма добычи нефти, что составляет 33, 6 млн тонн; 0, 7% добычи газа или 4, 2 млрд куб. метров. В дальнейшем ожидается рост добычи углеводородного сырья в регионе, так как ресурсная база нефти и газа выработана значительно меньше, чем в других районах добычи.

На Северо-Западный федеральный округ приходится 8, 6% извлекаемых запасов нефти промышленных категорий и 10% запасов газа. Шельф арктических морей обладает значительным ресурсным потенциалом. Подготовка к освоению запасов нефти и газа шельфа арктических морей будет закончена после завершения основных геологоразведочных работ и оценки их продуктивности.

По запасам газа Северо-Западный федеральный округ занимает 2-е место в Российской Федерации. Запасы газа сосредоточены в Тимано-Печорской и Баренцево-Карской провинциях, а также на шельфе Баренцева моря (58 месторождений). В Ненецком автономном округе сконцентрировано 9% запасов газа, на шельфе Печорского моря – 1%, в Республике Коми – 4%. Остальные 86% запасов газа приходятся на шельф Баренцева моря. Запасы газа сосредоточены на 4 месторождениях, включая 3 крупных месторождения (с запасами от 75 до 500 млрд куб. м) и одно уникальное месторождение – Штокмановское (3, 9 трлн куб. метров с учётом нераспределённого фонда месторождения).

Перспективы развития добычи газа связаны с тремя проектами, предполагающими ввод в освоение новых месторождений. Первым и основным является Штокмановское газоконденсатное месторождение. На этом месторождении сосредоточено 72% запасов газа Северо-Западного федерального округа. Годовая добыча на Штокмановском газоконденсатном месторождении планируется на уровне 71 млрд куб. м в год со сроком эксплуатации 30 лет. За этот период времени в бюджеты всех уровней субъектов Северо-Западного федерального округа поступит в виде налоговых платежей более 1200 млрд руб. Появится возможность самообеспечения потребности округа в природном газе.

Второй проект связан с освоением в Ненецком автономном округе Кумжинского и Коровинского месторождений, на которые приходится 3% запасов газа при объёме добычи от 4 до 8 млрд куб. м в год. Также в Ненецком автономном округе предполагается освоение Лаявожского месторождения с объёмом максимальной добычи 5 млрд куб. м газа.

Развитие газоперерабатывающих предприятий на территории Северо-Западного федерального округа связано с освоением месторождений шельфа и побережья Баренцева моря в двух минерально-сырьевых центрах – на основе Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (в том числе проект «Штокман Девелопмент АГ»), Коровинского и Кумжинского месторождений в Ненецком автономном округе (проект «Печора-СПГ»).

В проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения предусмотрены два этапа. На первом этапе от месторождения до посёлка Териберка на берегу Баренцева моря будет проложен подводный трубопровод. Газопровод, также вновь построенный, соединит подводный трубопровод с системой «Северный поток» в городе Волхове Ленинградской области. На втором этапе в посёлке Териберка будет строиться завод по производству природного газа для поставки его на экспорт морским путём. В 2016 году начнётся добыча газа и его поставка по трубопроводу, а в 2018 году будет обеспечено производство сжиженного природного газа. Поставка трубопроводного газа будет осуществляться на внутренний рынок для газификации Мурманской области и Республики Карелия, а также на европейский рынок – по системе «Северный поток».

Создание в посёлке Териберка пускового комплекса для поставки трубопроводного газа обеспечит развитие инфраструктуры, необходимой для строительства завода по производству сжиженного газа.

Проект «Печора-СПГ» предполагает один из двух возможных вариантов строительства. По первому варианту планируется осуществлять поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство завода по производству сжиженного газа в посёлке Индига на берегу Баренцева моря. По второму варианту компоненты завода будут размещены на барже в 6–7 километрах от берега. На первом этапе мощность завода обеспечит переработку 4 млрд куб. м газа в год с возможностью в дальнейшем расширить поставку газа до 8 млрд куб. м. Реализация проектов позволит обеспечить первичную переработку природного газа в количестве 50 млрд куб. м, а остальной добываемый газ будет транспортироваться по магистральным газопроводам. Следует отметить, что данный проект обеспечит и первичную переработку нефти в количестве 60 млн т.

Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года предусматривает, что суммарная добыча газа в Северо-Западном федеральном округе составит 80 млрд куб. метров. При этом, основной объём добываемого газа будет поставляться на мировой рынок морским путём в виде сжиженного природного газа.

Основные источники прироста добычи нефти связаны с месторождениями в Республике Коми, Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского моря. В Тимано-Печорской провинции сложились 10 нефтяных минерально-сырьевых центров. Запасы нефти нераспределённого фонда незначительны и составляют всего лишь 13%, но они являются достаточно привлекательными для инвесторов за счёт высокой концентрации ресурсов. Более значительный потенциал роста добычи нефти имеют месторождения распределённого фонда, где активно разрабатываются только 19% запасов.

Объём добычи нефти в Тимано-Печорском регионе и на шельфе Баренцева моря к 2020 году составит согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года около 30 млн т, а при комплексном подходе к управлению минерально-сырьевыми центрами ожидается достижение более высоких объёмов добычи.

Разработка Приразломного нефтяного месторождения, находящегося на шельфе Печорского моря, где запасы нефти составляют 72 млн т, позволит достичь годового уровня добычи в объёме 6, 6 млн т. Основные инвестиционные проекты развития нефтедобычи в регионе связаны с Приразломном нефтяным центром, что позволит вовлечь в освоение значительную ресурсную базу и создать в новых регионах необходимую инфраструктуру для освоения прилегающих месторождений.

В Северо-Западном федеральном округе существует дефицит газа и нефтепродуктов. Газ, добываемый на территории этого федерального округа, обеспечивает его потребности лишь на 10%, а остальные 90% необходимого объёма покрываются за счёт поставок из Западной Сибири по системе газопроводов.

В настоящее время Северо-Западный федеральный округ является энергозависимым. Потребности региона в нефти, добываемой и перерабатываемой на территории Северо-Западного федерального округа, обеспечиваются только на 11%. С учётом сибирской нефти, перерабатываемой в городе Кириши, потребность региона обеспечивается всего на 24%. Это связано с тем, что практически весь объём нефтепродуктов, вырабатываемый в городе Кириши, то есть 70% бензина и дизельного топлива, 100% мазута, направляются на экспорт. Основная доля нефтепродуктов для нужд Северо-Западного федерального округа поставляется с нефтеперерабатывающих производств, расположенных в центральных районах страны.

В ближайшей перспективе предполагается значительный рост переработки нефти и газа на территории округа. Это связано с ростом добычи нефти на территории округа, увеличением поставок по новой ветке Балтийской трубопроводной системы, началом освоения газовых месторождений арктической зоны, откуда вывоз продукции будет осуществляться морским путём.

В североприморских регионах предусматривается строительство новых и расширение действующих производственных мощностей:

– город Кириши – расширение мощностей нефтеперерабатывающего завода на 12 млн тонн за счёт поставок нефти по 2-й очереди Балтийской трубопроводной системы;

– Республика Коми – техническое перевооружение установки атмосферно-вакуумной трубчатки с увеличением мощности до 2 млн тонн в год;

– побережье Кольского полуострова – строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 5 млн тонн, ориентированного в первую очередь на сырьё Приразломного и Штокмановского газоконденсатных месторождений;

– город Усть-Луга – строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 8, 5 млн тонн;

– город Усинск (Республика Коми) – завершение строительства нефтеперерабатывающего завода «Енисей» мощностью 1 млн тонн;

– посёлок Индига (побережье Баренцева моря) – строительство завода по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Кумжинского минерально-сырьевого центра.

Наиболее актуально создание нефтеперерабатывающих производств на побережье Кольского полуострова, что связано с ростом нефтедобычи на побережье Печорского моря.

Существуют риски развития нефтеперерабатывающих производств и увеличения мощностей по производству сжиженного газа. Первые связаны с тем, что не все проекты имеют гарантированную ресурсную базу. Вторые обусловлены неопределённостью конъюнктуры на мировом рынке.

Сформировалась главная функция Мурманской и Архангельской областей и Ненецкого автономного округа. Эта функция состоит в обеспечении внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира, что обусловило быстрые темпы развития транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества. Кроме того, восстанавливается роль североморских регионов в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации, включая и арктический пояс России. На территории североприморских регионов развивается трубопроводный транспорт, портовое хозяйство, терминалы, таможенная инфраструктура, объекты нефтегазовой промышленности и судостроения. Все эти отрасли экономики участвуют в международной специализации.

Важнейшими стратегическими задачами экономического развития североприморских регионов Северо-Западного федерального округа и арктического пояса Сибири являются:

– освоение континентального шельфа Российской Федерации;

– создание инфраструктуры и перерабатывающих предприятий;

– доведение уровня добычи нефти до 30 млн тонн, природного газа – до 80 млрд куб. м;

– строительство производств по обеспечению добычи и переработки углеводородного сырья в городах Мурманске, Архангельске и Варандее;

– создание аварийно-спасательных баз Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Мурманске, Архангельске и Нарьян-Маре.

К числу главных приоритетов в развитии машиностроительного комплекса Северо-Западного федерального округа до 2020 года относится судостроение и производство техники для нефтегазовой промышленности. В Мурманской и Архангельской областях намечается осуществить модернизацию судостроительной и судоремонтной баз.

Важнейшее экономическое значение для североприморских регионов будет иметь создание центров кластерного развития: в Мурманской и Архангельской областях – судостроительные кластеры, в Республике Коми – кластер нанотехнологий, в Республике Коми и Архангельской области – лесопромышленный кластер, в Архангельской и Мурманской областях – кластер развития рыболовства и рыбоводства.

Дальнейшее социально-экономическое развитие таких североприморских регионов Российской Федерации как Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ зависит от промышленного производства по добыче и переработке природных ресурсов, инфраструктуры и наличия рабочей силы.

Особое место среди североприморских субъектов европейской территории России занимает Мурманская область, площадь которой составляет 144, 9 тыс. кв. километров, население – 798, 2 тыс. человек. Почти вся территория области находится за Полярным кругом. Мурманская область является экономически развитым и стратегически важным регионом страны, так как имеет незамерзающий морской порт, значительные минеральные богатства и биоресурсы, а также высокий уровень образовательного, научно-технического и инновационного потенциала. Базирование здесь Северного флота ВМФ России усиливает военно-стратегическое и геополитическое значение области, особенно в условиях повышения конкуренции за ресурсы Арктики. Мощности железнодорожного и морского транспорта, включая атомный ледокольный флот, являются ключевым элементом всей транспортной системы Севера России. Здесь начинается Северный морской путь.

В Мурманской области производится почти 100% апатитового и нефелинового концентратов, около 45% никеля, 11% товарной железной руды. Кроме того, на Мурманскую область приходится 16, 5% вылова водных биологических ресурсов и 14% производства товарной пищевой рыбной продукции. В составе Северо-Западного федерального округа Мурманская область по большинству показателей занимает 3 место, а по некоторым из них имеет и более высокий рейтинг. В целях развития Мурманского транспортного узла на основании Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года № 800 на территории Мурманской области создана особая экономическая зона – портовая.

В рамках сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе Мурманская область осуществляет двустороннее и многостороннее сотрудничество в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования, культурных обменов и туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера. В то же время следует учитывать отсутствие на государственном уровне чётко выраженных и обоснованных приоритетов по освоению нефтегазовых провинций, а также возникшие новые условия для принятия инвестиционных решений компаниями сырьевого сектора, связанные с неопределённостью энергетических рынков в настоящий момент и общемировыми политическими акцентами в пользу «безуглеводородной» энергетики.

Важнейшее значение в развитии национальной экономики имеют североприморские регионы азиатской территории России. Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Значение Сибири как мирового транзитного региона резко возрастёт в случае строительства в более отдалённой перспективе железнодорожной магистрали через Берингов пролив. Появление этой железнодорожной магистрали создаст совершенно новые, никогда ранее не имевшиеся возможности для торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евроазией. При надлежащем развитии инфраструктуры определённую конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для Северной Америки, может составить Северный морской путь. С экономической точки зрения сибирский авиатранзит Азия – Северная Америка является безальтернативным.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее – Стратегия развития Сибири), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р, на территории Сибири выделяются, с учётом географического деления, три пояса развития – Арктический, Северный и Южный.

Арктический пояс развития включает в свой состав север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями.

В Северный пояс развития входят Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), север Иркутской области, зона Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия.

Южный пояс развития включает следующие территории: центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республику Бурятию, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краёв, Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области, Республику Алтай, Республику Тыва, Республику Хакасию.

Пространственным приоритетом развития Сибири является Арктический пояс, где предполагается проведение интенсивной геологоразведки, освоение новых месторождений природных ресурсов, сохранение природной среды, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также и повышение качества жизни этих народов.

В перспективе сибирская часть Арктики с её промышленной зоной и инженерной инфраструктурой будет включать: металлургический и нефтегазовый комплексы нового поколения для освоения шельфов российской Арктики; природно-экономический потенциал, сохранённый для традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера; транспортно-коммуникационные системы и модернизированную энергетику; транспортную инфраструктуру, созданную на новой технологической основе; арктическую навигацию; поселения с высоким качеством и надёжностью систем жизнеобеспечения, сочетающие базовые города и мобильные вахтовые посёлки, укомплектованные специалистами, проживающими в южных регионах Сибири.

Сибирская часть Арктики занимает одну из ключевых позиций в обеспечении национальной и ресурсной безопасности России, в поддержании конкурентного преимущества на мировых рынках и в повышении экономического потенциала страны в целом.

Разработка месторождений цветных металлов только Норильского промышленного района позволяет России удерживать (по объёму продаж) 20% мирового рынка никеля, 40% металлов платиновой группы, 10% кобальта.

Проблема дальнейшего освоения российской Арктики имеет два аспекта – геостратегический и внутрироссийский.

Геостратегический аспект. В первой половине XXI века в российской Арктике будут происходить непрерывные столкновения интересов ведущих стран мира, крупнейших транснациональных компаний и формирующихся новых центров силы в борьбе за минерально-сырьевые ресурсы. Интерес к российскому сектору Арктики обусловливается привлекательностью ресурсов стратегического характера, прежде всего, уникальных по запасам месторождений углеводородного сырья, руд цветных и редких металлов.

В этой связи стратегическим приоритетом государства в освоении российской Арктики в 2010–2020 годах является создание устойчивых предпосылок вовлечения в экономический оборот минеральных и биологических ресурсов морей Северного Ледовитого океана, полярных и приполярных районов Сибири. Только государство несёт ответственность за возложенную на него миссию по включению всех ресурсов Арктики в развитие национальной экономики. Эффективность хозяйственной деятельности добывающих предприятий в Арктике, в полярных и приполярных районах Сибири будет определяться, прежде всего, степенью их интеграции в единое экономическое пространство Сибири и России.

Реализация геоэкономических и геополитических интересов России в Арктике во втором десятилетии XXI века зависит от двух условий. Первое условие состоит в признании росс






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.