Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Раздел 7. Нормативно-правовое обеспечение образования






    Современная нормативно-правовая база развития образования в России (Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные стандарты и др.). Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности.

    Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная конвенция о правах ребенка.

    Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

    Понятие и правовое регламентирование социального партнерства. Понятие и содержание трудового договора. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры.

     


    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Основная:

     

    1. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 c.

    2. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании: учеб. пособие: Допущено УМО. — М.: Академия, 2013. - 208 c.

    3. Васильева З. И., Седова Н. В., Буторина Т. С. и др. История педагогики и образования / Под ред. З. И. Васильевой. Учебник: Допущено УМО- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

    4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методы и методология психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие: Рекомендовано УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 c.,

    5. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика. Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 c.

    6. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие. — М.: Академия, 2013. - 336 c.

    7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М.: Юрайт, 2013. - 740 с.

    8. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c.

    9. Мижериков В.А. Управление общеобразовательным учреждением: словарь-справочник: учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Академия, 2013. — 384 c.

    10.П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус и др. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 544 с.

    11.Попов В. А. История педагогики и образования / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Допущено УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 c.

    12.Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. 2-е издание. – СПб.; Питер. 2009.

    13.Савенков А.И. Педагогическая психология. В двух томах. – М.: Academia, 2009. 416 с.

    14.Селиванов В. С.Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 c.

    15.Сериков В. В. Обучение е как вид педагогической деятельности / Под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. Учеб. пособие: Рекомендовано УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c.,

    16.Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Под ред. Т.И.Шамовой. — М.: Академия, 2013. — 384 c.

     

     

    Дополнительная:

    1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496с.

    2. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды: В 2-х т./ А.А.Бодалев и др.Т1. - М.: Педагогика, 1980. – 288с.

    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.

    4. Болонский процесс: середина пути/ Под науч. Ред. В.И. Байденко. – М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалистов: Рос. Нов. Ун-т, 2005. – 379с.

    5. Брунер Дж. Культура образования. –М. 2006.

    6. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

    7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. 2 издание. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

    8. Дружини В.Н. Психология общих способностей. –СПб.; Питер. 1999. 356 с.

    9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 420с.

    10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. – 544с.

    11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов/ А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216с.

    12. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 5 издание. – М.: Ось - 89, 2003. – 48с.

    13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2001. – 314с.

    14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. 320 с.

    15. Крайг Г. Психология развития./ Г.Крайг.- СПб.: Питер, 2000 – 780 с.

    16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 352 с.

    17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев.- М.: Просвещение, 1979. – 248 с.

    18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1990. – 205 с.

    19. Маркова А.Н. Психология труда учителя: Книга для учителя/ А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1993. – 312 с.

    20. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)./Л.М.Митина.- М.: " Дело", 1994. - 324 с.

    21. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В.Мудрик. – М.: Academia, 1999. – 260с.

    22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

    23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. – 367 с.

    24. Парамонова Л.А., Протасов Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасов. – М.: Academia, 2001. – 240с.

    25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. – СПб.: Союз, 1997. – 256 с.

    26. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М., 1977.

    27. Реан А.А. Социальная педагогическая психология./ А.А.Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999 г. – 299 с.

    28. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. 440 с.

    29. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 120с.

    30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр./ Д.И.Фельдштейн. - М.: МПА, 1995. - 368 с.

    31. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – 344 с.

    32. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.


    Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

    (1-ый вопрос)

    1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Основные отрасли педагогики. Педагогическая наука и образовательная практика.

    2. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования.

    3. Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогике.

    4. Происхождение эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

    5. Системообразующие факторы педагогической системы.

    6. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

    7. Сущность процесса обучения. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

    8. Проблема структурирования содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты.

    9. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения (организации).

    10. Дифференциация и индивидуализация обучения. Виды, формы, уровни дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.

    11. Информация в управлении образовательными учреждениями.

    12. Методы обучения, классификация методов обучения.

    13. Целеполагание и планирование как функция управления педагогической системой.

    14. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения.

    15. Новые информационные технологии в образовании.

    16. Руководитель образовательного учреждения в системе управления.

    17. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.

    18. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.

    19. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях.

    20. Образовательное учреждение как объект управления. Стили руководства в образовании.

    21. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

    22. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.

    23. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.

    24. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде.

    25. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности.

    26. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания.

    27. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.

    28. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.

    29. Образовательная среда как фактор развития личности. Основные теоретические модели образовательной среды.

    30. Педагогический мониторинг качества образования: понятие, цель, субъекты, объекты педагогического мониторинга.

    Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

    (2-ой вопрос)

    1. Сущность управления системой образования.

    2. Понятие управления и педагогического менеджмента.

    3. Характер управления системой российского образования.

    4. Основные функции педагогического управления.

    5. Школа как педагогическая система и объект управления.

    6. Органы управления образованием.

    7. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления образованием.

    8. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

    9. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

    10. Общественно-государственные формы партнерства в сфере образования.

    11. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

    12. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

    13. Педагогическое самообразование учителя.

    14. Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ.

    15. Моделирование ситуации и разработка управленческих решений.

    16. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

    17. Риски в менеджменте.

    18. Управление развитием.

    19. Факторы эффективности менеджмента.

    20. Подбор персонала и профориентация.

    21. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

    22. Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

    23. Оценка эффективности системы управления персоналом.

    24. Понятие качества образования.

    25. Понятие о системах оценки качества образования.

    26. Образовательные стандарты нового поколения.

    27. Оценка условий и результатов обучения в образовательных учреждениях.

    28. Социальный заказ.

    29. Изучение потребительной оценки качества образования.

    30. Организация системы управления качеством образования на уровне образовательного учреждения (организации).

    31. Этика деловых отношений.

    32. Конфликты в организации и способы их разрешения.

    33. Мотивация трудовой деятельности.

     

    Тематика рефератов по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

    По профилю программы «Менеджмент в образовании»

    1. Предмет, задачи, источники и функции управления образовательными системами.

    2. Содержание, методы и принципы менеджмента в образовании.

    3. Элементы педагогического менеджмента как системы.

    4. Структура управленческого решения и способы его принятия.

    5. Компетенция государственных органов управления образованием.

    6. Правовые основы создания и лицензирования образовательных организаций.

    7. Личностная культура руководителя образовательного учреждения (организации).

    8. Принципы управления образовательными системами.

    9. Роль аттестации в повышении профессиональной и общей культуры педагогов и руководителей образовательных организаций.

    10. Процессный и системный подходы в менеджменте образовательных организаций.

    11. Инновации во внутришкольном управлении.

    12. Управленческая культура руководителя образовательной организации.

    13. Сущность и структура управленческого общения.

    14. Сущность и характеристика основных методов управления образовательными системами.

    15. Функции и этапы Паблик Рилейшнз (связи с общественностью), применимые к сфере образования.

    16. Роль информации в системе управления школой и требования к ней.

    17. Структура и принципы самоуправления в современной школе.

    18. Психологический климат в педагогическом коллективе.

    19. Целеполагание и планирование работы образовательной организации.

    20. Функции и задачи маркетинговой службы в образовательной организации.

    21. Организационная структура внутришкольного управления.

    22. Организационная структура образовательного учреждения.

    23. Исследовательский и программно-целевой подходы к аттестации и повышению квалификации педагогических работников.

    24. Организационная структура внутришкольного управления.

    25. Организационная культура и организационные ценности школы.

    26. Сущность и организация контроля в управленческой деятельности.

    27. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ.

    28. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.

    По профилю программы «Управление качеством образования»

    1. Научно-методологические подходы к проблеме управления качеством образования.

    2. Взаимоотношения классного руководителя и администрации как фактор эффективности управления качеством учебно-воспитательного процесса в школе.

    3. Психолого-педагогические особенности взаимодействия педагогов в процессе организационно-управленческой деятельности.

    4. Управление качеством взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

    5. Современные методики и технологии оценки качества учебно-воспитательного процесса в школе.

    6. Концептуальные подходы к организации современного управления в школе.

    7. Формы и методы работы классного руководителя по повышению качества воспитательной работы с учащимися.

    8. Развитие организационно-управленческих способностей педагогического коллектива школы.

    9. Роль внеклассных мероприятий в развитии организационно-управленческих способностей педагога.

    10. Методы и приемы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса в школе.

    11. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности классного руководителя.

    12. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности учителя-предметника.

    13. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности администрации школы.

    14. Модернизация процесса управления качеством образования в России.

    15. Развитие организационно-управленческой культуры учителя.

    16. Развитие организационно-управленческой культуры администрации школы.

    17. Повышение качества подготовки педагогических кадров как условие эффективности управления образовательным процессом.

    18. Взаимодействие педагогов в процессе организационно-управленческой деятельности.

    19. Управление качеством нормативно-правовой базы образовательного процесса.

    20. Управление качеством мотивации педагогического коллектива школы.

    21. Педагогические условия эффективности управления образовательным процессом в школе.

    22. Концептуальные подходы к организации современного управления в школе.

    По профилю программы «Управление дополнительным образованием»

    1. Современная система дополнительного образования в Российской Федерации.

    2. История развития системы дополнительного образования в России.

    3. Современные педагогические технологии дополнительного образования.

    4. Нормативно-правовая база дополнительного образования в Российской Федерации.

    5. Организация дополнительного образования детей в школе.

    6. Роль дополнительного образования в системе российского образования.

    7. Методическое обеспечение дополнительного образования детей.

    8. Организационно-педагогическое обеспечение дополнительного образования как условие адекватности его функционирования.

    9. Дополнительное образование как многоуровневая система в современном образовании России.

    10. Кадровое обеспечение дополнительного образования детей.

    11. Система внешкольного образования в России.

    12. Дополнительное образование в исторической ретроспективе развития педагогической науки.

    13. Психолого-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного образования.

    14. Социальная защита ребенка в системе дополнительного образования.

    15. Кадровое обеспечение системы дополнительного образования.

    16. Личностное самоопределение ребенка в условиях системы дополнительного образования.

    17. Творческое развитие ребенка в системе дополнительного образования.

    18. Аттестация и аккредитация учреждения дополнительного образования детей.

    19. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования.

    20. Лицензирование учреждения дополнительного образования детей

    21. Система профессионального дополнительного образования.

    22. Управление качеством дополнительного образования в теории менеджмента.

    23. Подходы к пониманию качества дополнительного образования.

    24. От внешкольного воспитания к дополнительному образованию в России.

    25. Учреждения дополнительного образования детей и их характеристика

    26. Дополнительное образование за рубежом.

    27. Выдающиеся организаторы внешкольного и дополнительного образования в России.

    28. Подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.