Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий первомайских митингов






РТР. «Вести». 20.00. 01.05.99. Были смонтированы выступ­ления Лужкова и Зюганова, которые совпадали между со­бой по некоторым позициям. «У них лишь враги разные, — резюмировал журналист. — У Лужкова виноваты рыжие, у Зюганова — Ельцин. Поскольку людей объединяют общие враги, то и митинга было два, а не один». Для Лужкова, пы­тавшегося в тот период откреститься от коммунистов, подобный комментарий был ощутимым ударом. Журналист показал, что Лужков и Зюганов сходятся во всем, кроме одного — определения виноватых. Но ведь в реальности рас­хождений гораздо больше!

Газеты и журналы. Прежде всего читатель обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним цвет­ной журнал. Подбор фотографий зависит от тех целей, ко­торые ставят перед собой авторы материала. Подобрать невыигрышное для того или иного политика фото ничего не стоит. Даже у профессиональных фотомоделей есть ракурс съемки, которого они избегают. Что же говорить о полити­ках, которые в большинстве своем далеко не Аполлоны.

Вообще, политики предоставляют богатый материал жур­налистам для манипулирования. Главным образом это вы­сказывания. При умелом обращении цитата, вырванная из контекста и сопровожденная требуемым автору коммента­рием, может быть истолкована совершенно произвольно.

Газеты живут благодаря сенсациям. Их задача — за­влечь читателя. Поэтому такие подарки от политиков, как выражения типа: «У кого чешется, чешите в другом месте», «Человек, похожий на Генпрокурора», рассказ о «33 снайперах» и т. д., обречены на внимание СМИ. Едкие коммента­рии, статьи, карикатуры, фотографии, выставляющие поли­тика в неприглядном свете, — все эти приемы немедленно пускаются в ход.

Отдельно следует сказать о заголовках. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом, привле­кает внимание читателя. Поскольку газеты покупаются в спешке, «на ходу», то покупатель ориентируется прежде всего на заголовки, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует со­держанию. Как правило, содержание гораздо скромнее за­явленной сенсации, а иногда полностью противоречит заго­ловку. Например, в «МК» на первую полосу был выведен заголовок: «Как великий вождь возбуждал молодых станоч­ниц»[84]. Может показаться, что в статье речь идет о любов­ных похождениях некоего вождя (в данном случае Ким Ир Сена). На самом деле в конце большой статьи приводится выдержка из одной корейской агитки, в которой говорится о том, как вождь возбуждал у станочниц трудовой энтузи­азм. Точнее было бы, наверное, перевести «воодушевлял». Но ведь газета должна продаваться. Таких примеров можно привести массу. Как тут не вспомнить Марка Твена, блестя­ще высмеявшего журналистскую «кухню» в своих рассказах.

Что касается применения манипулятивных методов на радио, то довольно часто в литературе приводится класси­ческий пример с радиопостановкой романа Г. Уэллса «Вой­на миров», которую американские слушатели приняли за рассказ о реальных событиях, что вызвало довольно силь­ную панику.

Огромную роль играло радио в годы войны. Говорят, что Гитлер обещал повесить Левитана за язык, как только до него доберется, считая его одним из своих главных врагов. Действительно, голос Левитана даже по прошествии столь­ких лет производит сильное впечатление.

Президент Ф. Рузвельт использовал радио для обраще­ний к нации, так называемых «бесед у камелька». Учитывая довольно критическое отношение к политике Рузвельта аме­риканской прессы в целом, эти «беседы» помогли ему найти взаимопонимание со своими избирателями.

Одним из элементов «холодной войны» была радио­война. Многие помнят, как безуспешно глушились запад­ные радиостанции «Голос Америки», «Свободная Европа» и т. д. Они пытались разрушить монополию советских СМИ на информацию. Советским людям предоставлялась воз­можность сравнивать подачу тех или иных событий в оте­чественных и западных СМИ. Как это часто бывает, запреты и ограничения лишь подстегивали интерес аудитории к этим радиостанциям. Безусловно, радио сыграло немалую роль в идеологической войне Запада и СССР.

Какими методами убеждения пользуются радио и дру­гие средства массовой информации? «Ко времени появле­ния радиообмана Институт анализа пропаганды США, как бы подводя итоги накопленного опыта, предложил разбор «методов убеждения», а точнее, манипулирования поведе­нием людей:

«Определение». Идеи, личности, объекты сопряга­лись с характеристиками (положительными или отрица­тельными в зависимости от обстановки), которые принима­лись бы людьми без рассуждений. Так, например, средства массовой информации рисовались как «защитники» всех без исключения — богатых и бедных, рабочих и бизнесменов.

«Блестящая всеобщность». Описывая какие-то собы­тия, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применялись «добродетельные слова» («коалиция чувств», «подавляющее большинство», «общественное мнение»).

«Рекомендация». Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определен­ных группах (известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.). Они обращались к аудитории, используя та­кие выражения, как «Я один из вас. Я понятый народом избранник» и т. п.

— «Подтасовка карт». Возможность и оправданность применения точного и неточного, логического и нелогичес­кого заявления во имя возбуждения интереса аудитории. На­пример призыв — «Одержим победу!». Создав трудность в решении какой-то проблемы, аудитории предлагают выход, для которого необходимо, чтобы " все вскочили в одну лодку", т. е. одобрили предложенный рецепт. Так в случае радиооб­мана аудитория оказалась пленницей манипуляций»[85].

По данным того же Института, список можно дополнить следующими приемами:

«Присвоение кличек», или «Наклеивание ярлыков».

«Перенос» — прием, с помощью которого бесспор­ный авторитет какой-то личности переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации.

«Свои ребята». С помощью этого приема создается ложное ощущение близости какой-то группы.

«Вместе со всеми», т. е. инспирация коллективных действий[86].

Основным материалом, с помощью которого СМИ осу­ществляют свои манипуляции, является информация. Ка­кие же манипуляции можно проделывать с ней? Вот далеко не полный список.

Информацию можно:

сфабриковать, выдавая ее за подлинную;

исказить путем неполной, односторонней ее подачи;

отредактировать, добавив различные домыслы;

интерпретировать факты в выгодном для манипу­лятора свете;

утаить важную информацию, какие-либо существен­ные детали;

— проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

— сопроводить материал заголовком, не соответству­ющим содержанию;

приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;

— опубликовать правдивую информацию, когда она по­теряла свою актуальность;

неточное цитирование, когда приводится часть фра­зы или выступления, которая в отрыве от контекста приоб­ретает другой, подчас противоположный смысл.

Все эти манипуляции с информацией совершаются с учетом конкретных целей и задач, стоящих перед манипу­ляторами. Информация является лишь строительным мате­риалом, внешней оболочкой, упаковкой, в которую помеща­ется истинное «послание» манипулятора аудитории. Ведь манипулятор стремится оказывать скрытое воздействие и всегда рад использовать любой благовидный предлог в сво­их корыстных целях. К сожалению, это зачастую удается сделать. Для нас актуально звучит предостережение: «Опас­нейшими среди всех форм тирании являются те, которые внедряются так коварно и глубоко, что перестаешь их ощу­щать»[87]. Тот факт, что сегодня российское общество начало ощущать себя объектом манипуляций и пытается (пока дос­таточно пассивно) если не противостоять им, то избегать их, «отходя в сторонку», вселяет надежду, что время раздо­лья манипуляторов в России подходит к концу.

Сегодня расширяются возможности распространения политической информации.

Большое будущее прочат Ин­тернету, который опутал своими сетями весь земной шар. В следующем тысячелетии, по всей видимости, появятся другие технические новшества. Манипуляторы, без сомне­ния, овладеют ими, на свет родятся новые манипулятивные технологии. Но это пока лишь будущее. В настоящем са­мым мощным техническим средством манипуляций в раз­витых странах остается телевидение.

Манипуляции в СМИ с помощью опросов. Одним из приемов манипулирования, используемых в СМИ, является публикация опросов общественного мнения. Накануне вы­боров этот прием становится особенно востребованным.

Для иллюстрации приведем конкретный пример. Изве­стно, с какой легкостью российские политики рассуждают о том, какие территории должны войти в состав России. Жи­риновцы считают, что в состав России непременно «по люб­ви, по доброй воле» должны вернуться восточная Украина, северный Казахстан, часть Прибалтики, где проживает русское население. Коммунисты требуют вообще восстановить Советский Союз, т. е. вернуть все бывшие советские рес­публики под одно крыло. В этом отношении весьма приме­чательны результаты «социологического опроса», результа­ты которого были опубликованы в «Советской России».

Отношение россиян к новому объединению с бывшими республиками и территориями Союза ССР [88]

(Всероссийский опрос Центра исследований политической культуры России. Декабрь 1995 — январь 1996 года. Около 1100 респондентов. 48 регионов РФ. Выборка «панельная».)

  Белоруссия 82%
  Республика Крым 74%
  Украина 63%
  Казахстан 51%
  Приднестровье 50%
  Абхазия 37%
  Аджария 28%
  Грузия 25%
  Армения 24%
  Молдавия 23%
  Узбекистан 21%
  Туркмения 20%
  Киргизия 20%
  Азербайджан 17%
  Таджикистан 17%
  Республики Прибалтики 15%

Примечание. Пункты таблицы выделены автором.

Любопытно, что «исследование» проводилось неким Центром исследования политической культуры России. Но как могут исследовать культуру люди, таковой лишенные? Как можно было в вопроснике разделить Украину и Крым, Грузию, Абхазию и Аджарию, Молдову и Приднестровье? Почему Литва, Латвия и Эстония удостоились лишь соби­рательного названия Прибалтика? Почему вместо приня­того написания «Молдова» написано «Молдавия», вместо «Беларусь» — «Белоруссия», вместо «Кыргызстана» — «Киргизия»? Конечно, Киргизия легче произнести, но ведь Кыргыз­стан — официальное наименование суверенного государ­ства! Правда, «повезло» Узбекистану и Казахстану, и то лишь потому, что «Узбекия» и «Казахия» звучали бы слиш­ком коряво. Можно ли на основании этого опроса утверж­дать, что население России такое же бескультурное, как те, кто задает такие вопросы?

Технология опросов такова, что предполагает лишь отве­ты «да» или «нет». Сами по себе вопросы между опрашивае­мым и интервьюером не обсуждаются. Но ведь вся штука-то в постановке вопросов! Какой русский будет возражать, если Крым будет российским? Но ведь проблема гораздо глубже. При подобной постановке вопросов совершенно не учитывается, что речь идет о суверенных государствах, что не нам решать их судьбу — куда им присоединяться, а куда нет. Не от нашего хотения это зависит. Весь драматизм си­туации заключается в том, что сей опросец — лишь псевдо­научное отражение общей идеологической установки ком­мунистов, которые денно и нощно вдалбливают русскому народу, что у него незаконно отобрали «бывшие республики и территории Союза ССР» и что он должен себе их вернуть. День независимости России сегодня многими (не только коммунистами) комментируется как день национального позора. Все эти рецидивы посттоталитарного сознания не позволяют двигаться стране дальше, выходить на новые рубежи развития.

Коммунисты не просто находятся в плену старых поня­тий, что в общем-то объяснимо, они сознательно разжи­гают в людях чувство ущемленной гордости, униженного достоинства, чтобы объединить их вокруг своего знамени, поскольку больше им нечего предложить стране и миру. Идейное банкротство коммунистов маскируется подобными шарлатанскими методами, так как без манипуляций невоз­можно довести до людей весь тот идеологический винегрет, который намешал Г. Зюганов, соединив воедино марксизм, религию, почвенничество, славянофильство, идеи смешан­ной экономики и т. д., и т.п. Более гремучей смеси история еще не видала. Эта смесь — результат той идеологической каши, которая образовалась в голове у россиян, привыкших верить вождям. Смятение масс отражается в смятенном состоянии умов их лидеров.

Приведенный пример полезен тем, что, во-первых, очень наглядно демонстрирует, как можно манипулировать обще­ственным мнением с помощью опросов, и, во-вторых, при­открыл одну из техник политической манипуляции.

Вообще, почему-то принято считать, что только «демо­краты» применяют манипулятивные методы, заимствован­ные у американцев. Но не надо забывать, что Россия по праву может считаться родиной политических манипуляций в их современном исполнении. Начало было положено в 1917 году. Не будет преувеличением сказать, что Ленин — это Макиавелли XX века. Именно он является родоначаль­ником современных технологий политических манипуля­ций. Американцы лишь подвели под них коммерческую базу, театрализовали политический процесс. Но никаким американцам даже в страшном сне не приснятся те поисти­не византийские ухищрения, на которые идут российские политики. Не нам у американцев, а им у нас следует учиться! Так что в КПРФ прекрасно владеют всеми манипулятивными технологиями, поскольку они составляют одну из, славных традиций ленинской партии. Поэтому преумень­шать манипулятивные возможности коммунистов не просто нельзя, но и опасно.

Итак, СМИ не только отражают политическую ре­альность, но и участвуют в ее формировании и даже в создании новой реальности. Одним из средств выраже­ния и фиксации политической реальности является полити­ческий язык, или язык политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.