Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и модели социального страхования.






Многообразие форм социального страхования не является случайным. Оно обусловлено объективными причинами. Во-первых, многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения: от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т.п. Во-вторых, возможностью и необходимостью участия в социальном страховании государства и иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и др.). Многообразие форм социального страхования предполагает необходимость их классификации по ряду критериев: 1) юридическому статусу; 2) организационно-правовому положению; 3) организационным формам; 4) страхуемым рискам.

В соответствии с юридическим статусом различают страхование:

– обязательное;

– добровольное.

В соответствии с организационно-правовым положением выделяют страхование:

– государственное;

– негосударственное.



На основе организационного критерия различают страхование:

– профессиональное;

– территориальное;

– корпоративное;

– личное.

Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и др. Защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования, так как в этом случае обеспечиваются максимальный учет природы риска; более точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов; большая степень финансовой прозрачности и экономической эффективности; лучше учитывается идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т.п.).

Однородность и общность интересов страхуемых – определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества. На основании данного критерия в системе социального страхования выделены следующие его формы (виды), которые представлены в приложении на рис. 18.6.

 

 

1. Пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет).

2. Страхование безработицы.

3. Медицинское страхование.

4. Страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком).

5. Страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Выделяют две концептуальные модели социальной защиты населения – шведскую и американскую (рис. 18.7). Для шведской модели характерно социальное обеспечение, включающее в себя социальное страхование и социальную помощь, а также здравоохранение и образование, гарантируемые всем на одинаковых условиях (социальное обеспечение). Рынок в эту сферу не допускается. Это означает, что государство непосредственно обеспечивает социальную безопасность граждан, концентрируя для данных целей (само или через систему публично-правовых учреждений – страховые кассы и т.п.) необходимые финансовые и материальные ресурсы. В основе американского варианта рыночной модели социальной защиты населения лежит иной принцип: государство восполняет гражданину лишь то, что не могут для удовлетворения его потребностей сделать рынок и семья. Прямым следствием столь различных подходов является, во-первых, разный характер участия государства в социальной защите населения и, во-вторых, различный уровень социальных расходов, который несет государство в первом и во втором случае. [7]

 

 

Для России шведский вариант оказался наиболее целесообразным из-за неразвитости рыночных механизмов, слабой организованности населения. Кроме того, уход государства из социальной сферы привел бы к непредсказуемым последствиям, поэтому на данном этапе становления национальной системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования:

– фонд пенсионного страхования – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах;

– Фонд социального страхования (ФСС), который осуществляет страхование временной нетрудоспособности, материнства и детства, а также несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– Государственный фонд занятости (упразднен в 2001 г.). Данный фонд осуществлял страхование безработных и их материальное обеспечение.

В то же время определенное развитие получили негосударственное социальное страхование, а также его частные формы.

По критерию организации формирования и использования фондов социального страхования и степени их автономности можно выделить государственную и коллективную (негосударственную) системы социального страхования. При государственной системе фонды социального страхования полностью находятся в ведении государства. В коллективной системе государство создает нормативно-законодательную базу и контролирует деятельность фондов, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции негосударственных организаций страховщиков. При этом в первом случае средства фондов ассоциированы и консолидированы с государственными бюджетами и могут быть использованы для финансирования разных государственных потребностей в социальной сфере вне социального страхования. Во втором случае фонды независимы от государственных бюджетов (автономны) и могут быть государственными или находиться в ведении организаций взаимного страхования и частных страховых компаний (рис. 18.7). Развитие указанных систем социального страхования зависит от выбора страховщиков. Например, в Великобритании основным элементом является Национальный страховой фонд, который ассоциируется с государственным бюджетом. В Германии социальное страхование больше носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, поэтому основным элементом являются кассы взаимного страхования. Кроме того, существуют смешанные модели организации социального страхования, в которых представлены элементы государственной и негосударственной (коллективной) систем (Япония, Франция, Швейцария).

Если рассматривать исторически развитие национальных систем социального страхования, то можно выделить три основные модели: модель Бисмарка, модель Бевериджа и советскую модель. Эти модели представлены на рис. 18.8.[8]

 

 

 

Модель Бисмарка. Германскую модель социального страхования часто называют моделью Бисмарка (рис. 18.9). Она имеет следующие базовые характеристики.

1. Максимальный учет при организации социального страхования природы трудовых отношений. Предназначение обязательного социального страхования состоит в сохранении для застрахованных работников в случае наступления социальных рисков достигнутого уровня и качества жизни, а также социального статуса. Для этого размер страховых взносов и выплат ориентирован на замещение заработной платы при наступлении страховых случаев, а также на предоставление качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг. Необходимой предпосылкой стабильного функционирования социального страхования служит договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.

2. Оптимальное сочетание интересов субъектов правоотношений при организации социального страхования: личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе, при этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового (трудового) стажа.[9]

 

 

 

3. Организация социального страхования по отдельным видам социальных рисков, что достигается с помощью такой правовой формы, как товарищества взаимного страхования (ТВС), в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков).

4. Сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов. Реализация идеи социальной поддержки уязвимых (более нуждающихся) групп работников находит свое выражение в одинаковых для всех категорий занятых долей отчислений на социальное страхование. Дифференцированный межотраслевой подход осуществляется с помощью гибких тарифов, позволяющих компенсировать затраты, связанные с различным грузом последствий социальных (профессиональных) рисков в зависимости от вредности или опасности условий труда, а также от состояния (качества) используемой рабочей силы.

Социальное страхование по модели Бисмарка основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности и благодаря этому отличается высокой надежностью предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высоким уровнем страховых выплат (пенсий и пособий), демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под общим государственным правовым контролем. [10]

Автономность финансов социального страхования по модели Бисмарка призвана обеспечивать сущностные характеристики данного вида социальной защиты:

– величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам;

– выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями;

– методы и правила страхования социальных рисков, а также устанавливаемые правила страховой техники и актуарные расчеты дают возможность с достаточной точностью определить, какие единовременные пособия или периодические выплаты могут быть произведены.

Модель Бисмарка предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования необходимых резервов и перестрахования рисков.

Модель Бевериджа. Концептуальной основой английской системы социального страхования стала доктрина социальной солидарности У. Бевериджа (1942) (Автор данной модели английский экономист Уильям Генри Беверидж (1879–1963). См.: Beveridge W. Social insurance and allied services. L., 1942), сочетающая в себе меры государства, которые обеспечивают гарантированный минимальный уровень социальной защиты и преимущества социального страхования (рис. 18.10). Важнейшие черты модели Бевериджа:

1) трехуровневый тип социальной защиты. Ответственность основных субъектов правоотношений в данной модели распределена по схеме: а) государство – базовые гарантии социальной защиты всего населения; б) работодатель – социальное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник); в) работник – дополнительное личное страхование;

 

 

 

2) ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум; дополнительного профессионального страхования – на замещение (компенсацию) заработка; дополнительного добровольного личного страхования – на реализацию имеющихся личных возможностей в интересах собственной социальной защиты;

3) обеспечение государством трех базовых условий жизнедеятельности населения – государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы;

4) необходимость повышения роли государства в социальной сфере. Для этого осуществляется принятие мер по предотвращению массовой безработицы, развитие системы государственного вспомоществования, введение государственной службы здравоохранения, гарантирующей предоставление всем слоям населения бесплатной медицинской помощи;

5) семейные пособия и национальная служба здравоохранения финансируются из госбюджета, прочие меры социальной защиты – за счет отчислений самих работников и работодателей, а также субсидий государства;

6) государственные выплаты призваны обеспечить минимальный социально приемлемый уровень доходов.

Советская модель социального обеспечения. Советская модель основывалась на социалистической системе социального страхования, когда наилучшей формой страхования рабочих считалось государственное страхование (рис. 18.11). Однако на самом деле данная модель не является страховой: это социальная помощь или социальное обеспечение из государственного бюджета. Сторонники подобной системы социального обеспечения выдвинули лозунг: отменить всякие взносы со стороны работающих, перейти к страхованию без взносов, а необходимые финансовые средства черпать или исключительно из выплат, осуществляемых предприятиями, или/и из государственного бюджета.

 

 

 

С переходом к указанной системе социальное страхование утрачивает характер страхования: становится неясным и расплывчатым один из важнейших признаков страхования – систематическая уплата взносов самими страхуемыми, при этом круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску. Определяющая часть страхового бремени перекладывается на предприятия (не приобретающие при этом никаких прав), для которых страхование превращается в государственную повинность, обязательный налог. В свою очередь, предприятия, проводя соответствующую ценовую политику, получают возможность переложить страховое бремя на потребителей их продукции, что легко достижимо, когда в роли предпринимателя выступает само государство. В СССР государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процедуры расчетов тарифов, что соответственно повышало дотационность бюджета государственного социального страхования, поскольку такой порядок законодательно фиксировался. Значительная финансовая дотационность системы социального страхования за счет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советской власти.

Необходимыми условиями функционирования советской системы государственного социального обеспечения служили государственные административные формы регулирования заработной платы в отраслевом и межотраслевом разрезе и на уровне предприятий – практически 100%-е обеспечение занятости трудоспособного населения, государственное здравоохранение, государственное бюджетное социальное обеспечение (пенсии неработающим пенсионерам, социальное обслуживания инвалидов и одиноких престарелых). На уровне предприятий в рамках государственного социального страхования производились выплаты по временной утрате трудоспособности, пенсий работающим пенсионерам, осуществлялись меры по оздоровлению трудящихся и членов их семей (совместные программы предприятий и профсоюзов).

Во многих развитых странах применяются несколько институтов социальной защиты, важнейшими из которых являются: а) институт государственной социальной (безвозмездной) помощи; б) институт социального страхования (возмездная форма социальной защиты). С их помощью формируются значительные финансовые ресурсы – 30% и более ВВП. Для России эта доля составляет около 12% ВВП. При этом на долю социального страхования (в Германии, Франции, Бельгии, Италии), где получила развитие модель Бисмарка, приходится примерно 60–70% всех затрат на данные цели. В Великобритании (модель Бевериджа) государственное бюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы на социальное страхование приблизительно равны.

Сравнительные характеристики различных моделей социального страхования представлены в табл. 18.3.

Модель Бевериджа вбирает в себя элементы систем социального страхования, построенных по модели Бисмарка и советской модели. В нашей стране долгое время применялось государственное социальное обеспечение по принципу “единого котла”, без учета социальных рисков, при этом бюджет системы социального страхования сливался с государственным бюджетом и утрачивалась его страховая сущность.[11]

Рыночные отношения в сфере страхования воплощаются в различные параллельно существующие виды страховых учреждений:

– личного страхования (жизни, пенсионного), для которого характерны личная ответственность индивида и гражданско-правовые (договорные) отношения;

– социального страхования, имеющего публично-правовой статус, что с экономических позиций означает сочетание личной, коллективно-групповой и общественной ответственности;

– социального профессионального страхования, для которого характерно сочетание коллективно-групповой (профессиональной) солидарности и личной ответственности.

На развитие отдельных форм социальной защиты, их роли в национальных системах социальной сферы оказывают влияние социальная политика государства, экономическое состояние страны, уровень развития в ней демократии, культурные традиции и религиозные установки, а также решение таких вопросов, как:

а) персональная и общественная ответственность за материальное благополучие членов сообщества;

б) личная, профессиональная и общественная безвозмездная помощь особо нуждающимся;

в) личная, коллективная и профессиональная взаимопомощь при организации защиты от массовых социальных рисков.

 

Решение этих вопросов приводит к выбору отдельных видов защиты от конкретных типов социальных рисков и формированию их согласованной комбинации в форме национальной модели социальной защиты: различных видов самозащиты; общественной благотворительности; общественной профессиональной солидарности; государственной социальной помощи и обеспечения; корпоративных (фирменных) систем социальной поддержки и защиты персонала.

Мировой опыт позволяет выделить пять базовых институтов социальной защиты.

1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить свое материальное существование. Объем предоставляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения. Социальная помощь имеет благотворительный характер. Пенсии и пособия предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Социальная защита основана на внедоговорных отношениях государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественно-полезной трудовой деятельности. Выплаты этой системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход. Главное основание для предоставления социальной помощи – отсутствие средств у лица в объеме прожиточного минимума. Размеры пенсий, пособий устанавливаются с учетом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объем достигал установленного прожиточного минимума.

Финансовыми источниками данного института социальной защиты в нашей стране служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы или/и за счет особого целевого социального налога.

Государственная социальная помощь предоставляется гражданам, чей уровень и условия жизни не соответствуют государственным социальным гарантиям. Типичными получателями социальной помощи обычно являются:

 

 

– семьи, в том числе воспитывающие детей, чей среднедушевой доход ниже устанавливаемого государством прожиточного минимума, например, в форме льгот при оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, при пользовании общественным транспортом, льготных цен на лекарства, выплат “детских” пособий и т.д.;

– нетрудоспособные граждане, не имеющие трудового дохода и приобретенных прав по системам обязательного социального страхования, которым предоставляется социальная помощь в таких формах, как социальные пенсии, содержание в интернатах, домах престарелых, бесплатные медицинские услуги.

2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учетом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства. Предоставление государственного социального обеспечения не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме. Финансовые источники данного института социальной защиты – прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.

3. Обязательное (по закону) социальное страхование как форма социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (вследствие болезни, несчастного случая, по старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей.

4. Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников отдельных отраслей экономики или отдельных компаний, создание которых проводится путем оформления долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий, а также формы, при которых пенсионные активы отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями.

Дополнительное (профессиональное) социальное страхование может быть организовано в обязательной форме, например страхование жизни и здоровья государственных служащих, занятых на работах, связанных с повышенным риском (судьи, работники прокуратуры и МВД), опасными условиями труда (спасатели, пожарные, водолазы, испытатели самолетов и автомобилей и т.д.).

Управление дополнительным социальным страхованием может быть организовано с помощью системы уполномоченных органов: негосударственных пенсионных фондов, обществ взаимного страхования, управляющих компаний и депозитариев.

5. Добровольное личное (частное) страхование граждан, организованное на договорной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определенными видами риска и ограниченными финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Данный вид страхования основан на принципах и механизмах личного страхования (эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определенного периода времени). Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан, а это означает, что данный вид социального страхования зависит от индивидуальных возможностей и осознанных потребностей в социальной защите. Основные организационно-правовые формы – частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, банки, паевые инвестиционные фонды.

Базовыми являются институты обязательного социального страхования (пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей) и социальной помощи, характеристики которых существенно отличаются друг от друга.

Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи. [12]

Социальное страхование Социальная помощь
Финансирование обычно осуществляется за счет страховых взносов работодателей и трудящихся с возможным участием государства Финансируется за счет государственных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством выплаты производятся определенным категориям нуждающихся
Участие является обязательным. Выплаты производятся из специальных страховых фондов, формируемых на основе взносов. Зачастую не требуется дополнительных средств, поскольку часть фондов инвестируется с целью получения прибыли При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц, однако иногда некоторые составляющие не учитываются (например личные накопления небольших размеров)
Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости. Уровень взносов и выплат зачастую прямо связан с тем, что из себя представляет отдельное лицо (вдова, инвалид и т.д.), либо с его заработком Целью выдачи пособия является доведение уровня доходов лица до определенного минимума с учетом прочих факторов, таких как размеры семьи, обязательные выплаты и т.д. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнями жизни
Схемы страхования от несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируются работодателями с возможным участием государства Социальная помощь имеет общие черты с вопросами благосостояния и ориентирована на решение проблемы недопущения крайних форм бедности и социальной уязвимости

 

Основное отличие социального страхования от социальной помощи состоит в том, что застрахованное лицо имеет право на страховые выплаты при условии, что оно было застраховано (оно самостоятельно или за него другим лицом уплачивались страховые взносы) и подтвержден факт наступления страхового случая; проверка нуждаемости отсутствует. Социальное страхование предполагает значительное перераспределение страховых накоплений с учетом принципа солидарности, когда более материально обеспеченные лица оказывают материальную поддержку менее материально обеспеченным.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:

1) обязательность (по закону) для страхователей – работников и работодателей – вносить страховые взносы;

2) публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность участия субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых при отказе от оформления индивидуальных договоров и контроля за их исполнением;

3) обязательное право застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;

4) высокий уровень сохранности финансовых средств благодаря осуществлению выплат на основе реализации принципа солидарности поколений;

5) контроль со стороны государства за правильностью и целевым характером расходования средств;

6) данный вид страхования является наиболее “дешевым” для населения страны, что достигается массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы.

Известный шведский социолог Госта Эспинг-Андерсен в 1991 г. предложил группировку систем социальной защиты в зависимости от типа государственного устройства.

1. Либеральный тип. Критерий предоставления социальной помощи – проверка нуждаемости; характеризуется стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка, стремление к адресной помощи. Главная цель – ликвидация бедности. Страны – все англоговорящие (включая Великобританию) и Япония.

2. Консервативный тип. Критерий предоставления социальной помощи – проверка выполнения установленных обязанностей; характеризуется применением классических бисмарковских систем социального страхования, стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель – сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Страны – большая часть стран Западной Европы, прежде всего с германской ориентацией.

3. Социал-демократический тип. Критерий предоставления социальной помощи – установленный факт принадлежности к определенной группе или категории населения; характеризуется предоставлением стандартных денежных или натуральных пособий или определенного набора услуг, стремлением к уравнительному характеру помощи. Цель – перераспределение дохода. Область распространения –

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.