Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Релаксация






Случается, что дети нуждаются в том, чтобы их научили расслаб-
ляться, так же остро, как и мы, взрослые. Когда напрягаются мыш-


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 129

цы, дети испытывают внутреннюю напряженность, страдают от
головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздра-
женными. Иногда физическое и эмоциональное напряжение выра-
жается в поведении, на первый взгляд иррациональном. Если детям
помочь расслабиться, их напряженность снижается и это зачастую
позволяет выявить источник напряжения. Учителя находят, что если
обеспечить детям возможность расслабляться в классе, это приносит
пользу всем.

Воображение — хороший помощник для расслабления. Малень-
кие дети хорошо выполняют приведенные ниже упражнения.

«Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили дети, и
теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище,
две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках.
Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты
чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука,
потом — другая. Постепенно, понемножку начинает таять и тулови-
ще. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

«Давайте притворимся, что мы свечки на торте. Цвет вы можете
выбрать тот, который вам больше нравится. Поначалу мы стоим
высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики.
Тела наши крепки, как свечки. А теперь солнце припекает все
сильнее. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова... Теперь
плечи... руки... Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши
ноги оседают... и медленно... медленно... вы становитесь лужицей
воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас:
Ф-ф-у... Ф-ф-у... Ф-ф-у-у-у", — и вы снова становитесь стройными
и прямыми».

Релаксация не означает, что дети должны непременно ложить-
ся. Наклоны и потягивания тела могут быть более полезны для
расслабления. Замечательны упражнения йоги. Имеется несколь-
ко пособий по йоге для детей. Я использовала одно из них, напи-
санное Ruth Richards и Joy Abrams [40]. Книга великолепно иллюс-
трирована и снабжена понятными инструкциями, которым легко
следовать.

«Давайте закроем глаза. Теперь напрягите все мышцы вашего
тела одновременно. Ноги, руки, челюсти, лицо, плечи, живот.
Держите их... крепко. А сейчас расслабьтесь и почувствуйте, как
Напряжение покидает ваше тело. Позвольте напряжению вылететь
Из вашего тела и вашего разума. Оно сменяется спокойной, мирной
энергией... Позволяйте каждому вашему вдоху привносить споко-
йствие и расслабление в ваш организм...».

Хорошие результаты дает и расслабляющее, приятное, контроли-
руемое фантазирование. Иногда я прошу ребенка закрыть глаза и
вообразить, что он отправляется в своей фантазии в какое-нибудь


5 Оклендер В.


130 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

место — знакомое и нравящееся ему или то, которое он себе таким
представляет. Некоторое время спустя я прошу ребенка вернуться в
комнату. Такое переживание снимает напряжение, делает ребенка
расслабленным и вновь способным к действию.

Иногда в начале групповых занятий я чувствую напряжение
детей. Я предлагаю им закрыть глаза, сделать несколько глубоких
вдохов и шумных выдохов и представить себя в ситуации, предшес-
твовавшей их уходу на занятия. Я прошу их мысленно завершить то,
что им кажется недоделанным, и постепенно возвратиться в комна-
ту, очень медленно открывая глаза. Я завершаю это упражнение,
приглашая детей осмотреть комнату и установить визуальный кон-
такт с другими. Это упражнение всегда позволяет снизить напряже-
ние и привести детей в соответствие с настоящей ситуацией.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.