Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Венера в основном гороскопе






 

Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на Рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера на данном зодиаке была найдена путем перебора всех возможных вариантов. Если нет, то Венеру удалось обнаружить сразу, еще на этапе предварительного анализа.

На Рис.4.39 не приведены изображения Венеры на зодиаках Петосириса. О них мы расскажем позже.

Для зодиака Бругша на Рис.4.39 (BR) даны три различных изображения Венеры – по одному для каждого из упомянутых выше трех основных гороскопов этого зодиака: «демотического», «гороскопа без посохов» и «гороскопа в лодках». В первом из них имя Венеры, вписанное демотическим письмом, было прочитано Г.Бругшем. Вот как описывает эту надпись Н.А.Морозов, который пользовался переводами Бругша в своем исследовании: «Между Скорпионом и Стрельцом, загнувшись даже к голове Стрельца, помечено демотически: Пе-Нетер-Тау (т.е. Светило Утра) – Венера» [4], том 6, с.697. В двух других гороскопах на зодиаке Бругша Венера представлена в виде фигур, Рис.4.39 (BR). Причем в одном из них – «гороскопе в лодках», – фигура Венеры обычная и легко узнаваемая. А вот в «гороскопе без посохов» Венера представлена довольно необычно для египетской астрономической символики. Тем не менее, некоторые характерные черты египетских изображений Венеры присутствуют и здесь. Об этом – чуть ниже.

На Рис.4.40 мы приводим фрагмент зодиака «EB» из большого храма Эсны. Здесь, в частности, изображена Венера в виде двух фигур с посохами – женской и следующей за ней мужской фигуры с львиной головой. Впереди Венеры идет Марс с посохом в левой и плеткой в правой руке.

 

Рис.4.39

 

При здравом подходе, поиск Венеры на египетском зодиаке доставляет наименьшее число хлопот по сравнению со всеми другими планетами. По крайней мере, с теми из них, которые изображались на египетских зодиаках человеческими фигурами. В самом деле, среди таких планет Венера – единственная «женская» планета. Напомним, что Венера в мифологии – всегда женщина [26], с.121. Еще одна «женская» планета – Луна изображалась египтянами обычно в виде круга или полумесяца. Перепутать ее с Венерой невозможно. Поэтому, казалось бы, указать Венеру на зодиаке должно быть очень просто. Достаточно найти женскую планетную фигуру и положение Венеры будет определено. Причем, совершенно однозначно. Поскольку на всех египетских зодиаках, как мы увидим, присутствует только одна женщина-планета. Значит ее и надо брать в качестве Венеры.

Так мы и поступали в нашем исследовании. Как показали расчеты, этот подход оказался правильным. Так поступал и Н.А.Морозов, чьи отождествления Венеры на дендерских зодиаках были тщательно перепроверены нами и подтвердились. Отметим, что женская планетная фигура на египетском зодиаке часто имеет ряд дополнительных признаков, сближающих ее с планетой Венера. Мы подробно расскажем об этом ниже.

 

Рис.4.40

 

Однако, именно по отношению к Венере известный египтолог XIX века Г.Бругш допустил серьезную ошибку. Которая, как это не удивительно, до сих пор кочует из одного исследования в другое и так и не сходит со страниц книг, которые египтологи пишут о египетских зодиаках. См., например, [10], с.30. Хотя еще в первой половине XX века Н.А.Морозов указал на эту ошибку Бругша и достаточно разъяснил ее причины. Дело было так.

Когда в XIX веке Г.Бругш расшифровывал астрономическое содержание Круглого дендерского зодиака и пытался определить положение Венеры на нем, он почему-то совершенно оставил в стороне символ из двух женщин-путниц, идущих вплотную друг к другу с планетными посохами в руках, Рис.4.39 (DR). Возможно, причина состояла в том, что этот символ на Круглом зодиаке не был подписан, а Бругш в своих отождествлениях планет на нем основывался главным образом на прочтении иероглифов. Рядом с женщинами-путницами нет иероглифов, как возле символов других планет на Круглом зодиаке, Рис.4.39 (DR). Тем не менее, это – единственный «женский» планетный символ на всем Круглом зодиаке.

Как бы то ни было, Г.Бругш не причислил эту пару женщин-путниц к планетам. Вместо этого, в качестве Венеры он предложил взять мужскую (?!) планетную фигуру с двойным лицом, которая на Круглом зодиаке находится рядом с Рыбами, а на Длинном – в Овне. См. Рис.4.45 (DR, DL) ниже. При этом, Г.Бругш основывался на обнаруженной им рядом с этой фигурой иероглифической надписи на Длинном зодиаке. Надпись эта в переводе Бругша гласит: «бог (или богиня) утра». Видимо, Бругш посчитал, что такая надпись может означать только Венеру. Однако, с астрономической точки зрения, возможен и другой вариант – Меркурий.

Это обнаружил Н.А.Морозов. Проверяя отождествления Бругша, он обратил внимание, что упомянутая надпись может с одинаковым успехом относится как к Венере, так и к Меркурию. Дело в том, что Меркурий – тоже внутренняя планета, как и Венера (это значит, что его расстояние от Солнца меньше, чем расстояние от Солнца до Земли). Таких планет две – Венера и Меркурий. Внутреннее по отношению к орбите Земли расположение Венеры и Меркурия в солнечной системе приводит к тому, что с любой точки Земли они могут быть видны только утром или вечером. То есть – когда Солнце находится не очень глубоко под горизонтом. Меркурий расположен ближе к Солнцу, чем Венера, поэтому название «бог утра» подходит для Меркурия даже лучше. Более того, египтологам хорошо известно, что название «утренняя звезда» означало в египетских надписях как Венеру, так и Меркурия [110], с.117. Но для Венеры на обоих дендерских зодиаках есть другие, гораздо более подходящие для нее планетные символы. А именно – уже упомянутая пара идущих рядом женщин с посохами на Круглом зодиаке и девушка с посохом, сопровождаемая мужской фигурой с львиной головой – на Длинном [4], с.652, 659. См. Рис.4.41, Рис.4.42.

 

Рис.4.41

 

Отметим, что подлинная фигура Венеры на Длинном зодиаке расположена настолько близко к Меркурию (которого Бругш ошибочно принял за Венеру), что обнаруженная им иероглифическая надпись, действительно, как он и думал, могла относиться к Венере. См. Рис.4.42.

 

Рис.4.42

 

Другими словами, возможно, Бругш верно понял смысл надписи, обозначающей в данном случае Венеру, но неправильно отнес ее к соседней фигуре Меркурия. В любом случае, ошибка Бругша с Венерой после исследований Морозова стала очевидной. А упорное повторение этой ошибки в работах египтологов – по меньшей мере странным.

Вот как об этом писал сам Н.А.Морозов. Речь идет о Длинном дендерском зодиаке:

 

«В Овне изображен путник в первосвященническом головном уборе и с посохом – признаком планеты. По двойной голове – с орлиным и человеческим лицом, его можно бы принять за Меркурия, выглядывающего из-за Солнца то с той, то с другой стороны, но по Бругшу тут есть надпись Pnouter-Ti (бог или богиня утра), и потому он признает эту фигуру за Венеру. Однако в его догадке можно усомниться. Рядом с этой фигурой, направо, сделано изображение утренней и вечерней зари, в виде двух сросшихся спинами зверьков. Над ними, т.е. над зорями, две девушки с посохами, одна с лицом человека, другая с лицом собаки: это и должно быть двойное изображение Венеры, как утренней и вечерней звезды» [4], том 6, с.653.

 

Здесь в текст Морозова вкралась неточность – на Длинном зодиаке в этом месте нарисовано не две девушки с посохами, а одна. Вторая фигура с посохом и «лицом собаки» – мужская, Рис.4.42, Рис.4.39 (DL). Но в целом Н.А.Морозов совершенно правильно указывает Венеру на Длинном зодиаке. Она изображена там в виде девушки с посохом, которую сопровождает мужская фигура (ошибочно названная Морозовым второй девушкой), Рис.4.39 (DL). Вообще, на египетских зодиаках женскую планетную фигуру Венеры, как правило, сопровождает еще одна планетная фигура. Причем эта вторая фигура может быть как женской, так и мужской. Но зато «мужские» планеты, как мы увидим, никогда не изображались египтянами в сопровождении женских планетных фигур. В частности, одинокая мужская фигура никогда не означала Венеру на египетских зодиаках. Как, кстати, и в европейской астрономической символике. В ней Венера – всегда женщина. И в мифологии тоже – Венера всегда чисто женский персонаж [26], с.121. Вообще, изображать Венеру женщиной – общее правило в старинной астрономической символике. Египетские зодиаки от него не отступают.

С другой стороны, двуликая мужская фигура – идеальный символ для Меркурия. Напомним, что Меркурий или, по-гречески, Гермес, – мужчина по мифологии [26], с.361. Что касается двойного лица, то с астрономической точки зрения оно скорее всего означает, что изображена утренне-вечерняя, внутренняя планета. Которая появляется на небе попеременно в двух видах – как звезда в лучах утренней зари и как вечерняя звезда – в лучах вечерней. В промежутках между этими появлениями она вообще исчезает из видимости, поскольку проходит мимо Солнца и теряется в его лучах. В старинной астрономии, как отмечал Н.А.Морозов, такие планеты некоторое время считали «двойными», то есть полагали, что в утренней и в вечерней видимости – это разные планеты [4], том 6, с.697. Лишь потом астрономы поняли, в чем тут дело. В египетских зодиаках отражено уже астрономически правильное понимание природы утренних и вечерних планет. Это, кстати, является косвенным свидетельством достаточно позднего происхождения египетских зодиаков. Но остатки прежнего взгляда на внутренние планеты как на две разные звезды – утреннюю и вечернюю, – все же присутствуют в египетской символике. Это – двуликость фигур Меркурия и двойные изображения Венеры. Так, например, на дендерских и эснских зодиаках Венера изображена сразу двумя планетными фигурами, Рис.4.39.

Итак, астрономическая двойственность Венеры как внутренней планеты отображалась на египетских зодиаках тем, что Венера представлялась на них двойной планетной фигурой: парой женщин или парой женщина-мужчина.

Возникает вопрос – а как же египтологи, после того, как они уже отождествили Венеру с фигурой Меркурия, объясняют присутствие совсем в другом месте среди созвездий некой женской планетной фигуры? Ведь у них просто не остается возможности для ее отождествления. И действительно, подлинная фигура Венеры представляет для них явную проблему. Они не знают, что с ней делать. Например, в подробном исследовании Круглого дендерского зодиака [10], выполненным современным французскими египтологом S.Cauville, хранится полное молчание о паре женских планетных фигур, которые как раз и изображают Венеру, Рис.4.39 (DR). Как будто этих фигур вообще не существует. Хотя для всех остальных фигур, находящихся вблизи пояса созвездий на Круглом зодиаке, в [10] делаются попытки астрономического объяснения. Оставляя в стороне вопрос об обоснованности этих попыток, отметим лишь, что угрюмое молчание по поводу подлинной фигуры Венеры на Круглом зодиаке означает, по-видимому, что египтологи все же отдают себе отчет в ошибочности мнения Бругша о том, что Венера – это двуликая мужская фигура на египетских зодиаках. Но тогда неясно – что мешает им исправить ошибку Бругша? Может быть, отказываться от сделанных классиками ошибок считается в египтологии дурным тоном? Но, скорее всего, египтологов просто не интересуют правильные астрономические даты египетских зодиаков. Поскольку после работ Н.А.Морозова они уже поняли, что эти даты будут резко противоречить той хронологии Египта, которой они придерживаются.

Кстати, приводя в [10] изображение Меркурия на Круглом зодиаке и называя его Венерой, S.Cauville, тем не менее дает следующий перевод иероглифической надписи над головой Меркурия: «le dieu du matin» (франц.). То есть – «бог утра». Подчеркнем, что слово «бог» поставлено здесь в мужском роде. Это еще раз подчеркивает мужской пол данной фигуры, который, впрочем, очевиден и по самому ее изображению. См., например, Рис.4.45 (DR) ниже. Поясним, что в египетских иероглифах существуют обозначения женского рода [9], с.19. Но в данной надписи их нет. Тут употреблен именно мужской род, что видно и по переводу S.Cauville.

Надо сказать, что в отдельных случаях египтологи все же правильно отождествляют Венеру и Меркурия на зодиаках. То есть, принимают женскую планетную фигуру за Венеру, а мужскую двуликую – за Меркурия. Но это происходит, видимо, лишь по отношению к тем египетским зодиакам, которые не были изучены такими классиками египтологии как Г.Бругш. Поэтому при их расшифровке не возникает опасности впасть в противоречие с мнением классика. Например, современные специалисты по астрономическим текстам «древнего» Египта, известные египтологи О.Нейгебауер, Р.А.Паркер и Д.Пингри (Neugebauer O., Parker R.A., Pingree D.) в своей, уже обсуждавшейся выше работе [5], дают расшифровку планетных символов на зодиаке «P2» из внутренней комнаты гробницы Петосириса. На этом зодиаке планеты даны в виде бюстов. Из них два бюста – женских, Рис.4.43.

 

Рис.4.43

 

Но один из них снабжен четким полумесяцем и потому однозначно отождествляется с Луной, Рис.4.43. Другой женский бюст, следовательно, изображает Венеру. А двуликий мужской бюст – Меркурия, Рис.4.43. Именно так и понимают эти изображения авторы работы [5]. См. [5], с.98. Тем самым они фактически исправляют ошибку Бругша по отношению к египетской символике Венеры и Меркурия. Ведь если следовать идее Бругша, согласно которой двуликая мужская фигура на дендерских зодиаках – это Венера, то тогда и на зодиаке «P2» двуликий бюст с бородой на одном из своих лиц должен был бы обозначать Венеру. Но здесь такое просто невозможно, см. Рис.4.43. Иначе пришлось бы не только приписать Венере бородатое лицо, но и соотнести «освободившийся» женский бюст с какой-нибудь чисто «мужской» планетой. Отметим, что на зодиаке «P2» нет дополнительных планетных символов частных гороскопов, как, например, на дендерских зодиаках. Количество бюстов здесь в точности соответствует числу планет, а вопрос об отождествлении Венеры и Меркурия решается однозначно. Поэтому ошибка Бругша становится тут совершенно очевидной.

Вернемся к Рис.4.39. На «фивском цветном» зодиаке «OU» для Венеры есть единственная возможность. Это – женская фигура над созвездием Льва, Рис.4.39 (OU). На этом зодиаке планетные фигуры не имеют посохов. Подробнее о «фивском цветном» зодиаке см. ниже в разделе о датировке этого зодиака.

На атрибских зодиаках Флиндерса Петри фигура птицы, изображающей Венеру, была найдена перебором всех вариантов. Поэтому кружки с обозначением зодиаков «AV» и «AN» на Рис.4.39 закрашены серым.

На зодиаке Бругша имя Венеры в «демотическом гороскопе» мы уже обсуждали выше. Здесь мы целиком полагаемся на перевод демотических надписей, выполненный Г.Бругшем.

В еще одном гороскопе на том же зодиаке – «гороскопе в лодках», – Венера определяется сразу. Только одна планетная фигура здесь – женская. Поэтому она и есть Венера, Рис.4.39 (BR).

Очень необычно изображение Венеры на третьем, последнем гороскопе зодиака Бругша – «гороскопе без посохов». См. Рис.2.17 выше. На этом гороскопе Венеру удалось определить лишь методом исключения. Когда все остальные планеты были уже найдены, остался лишь один свободный символ для Венеры. Это – львица с хвостом крокодила и расположенный под ней крокодил, Рис.4.39 (BR). Впрочем, крокодил этот, возможно является частью символики созвездия Льва, в котором в данном случае находится Венера. Дело в том, что и на зодиаке «OU», где Венера также находится в созвездии Льва, под фигурой Льва мы видим очень похожего крокодила, Рис.4.39 (OU).

В этой связи отметим, что знак львицы, – как правило, в виде львиной головы, – очень часто сопутствует Венере на египетских зодиаках. В этом мы еще не раз убедимся при рассмотрении частных гороскопов. Но и в основном гороскопе этот признак присутствует довольно часто. Например, одна из двух фигур, изображающих Венеру в основном гороскопе на эснских и дендерских зодиаках, имеет голову львицы, Рис.4.39. То, что это – именно львиная голова, а не собачья, как думал Н.А.Морозов (по-видимому, из-за плохого качества изображений, которыми он пользовался), можно усмотреть, например, из приведенного выше Рис.3.7. Напомним, что на этом рисунке изображены всевозможные египетские планетные символы. Среди них лишь одна фигура представляет собой женщину со звериной головой. Это – так называемая «богиня Сехмет», Рис.3.7. Изображения этой «богини» были довольно распространены в «древнем» Египте. Одно из таких изображений выставлено в Государственном Эрмитаже в Санктпетербурге: сидящая гранитная статуя Сехмет в полный человеческий рост. На Рис.4.44 мы приводим фотографию этой статуи, на которой отчетливо видно, что у Венеры-Сехмет голова львицы.

 

Рис.4.44

 

Еще один признак Венеры, – на этот раз «общий» с Меркурием – вертикальная змея. Об этот символе мы расскажем подробнее ниже, когда будем говорить о сопутствующих признаках Меркурия. См. раздел 4.4.10.

В заключение отметим, что Венера была известна также под именами Афродиты, Исиды и Астарты [26], с.121. В скандинавской мифологии Венере соответствует богиня Фрея, [27], с.42.

Из дней недели Венере была посвящена пятница. Английское название пятницы friday = fri-day означает «день Фреи», а латинское – «Dies Veneris» – «день Венеры» [27], с.41.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.