Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию ___

Развернутый план занятий

№ п\п Учебные вопросы (включая контроль знания) Время (мин.) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения учебного вопроса).
  Типаж, классификация, система обозначений, общее устройство и основные технические данные пожарных автомобилей   Пожарные автомобили являются основными техническими средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение основных действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей. В соответствии с ГОСТ 53247 -2009 «Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» пожарный автомобиль – оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащённое пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные. Основные служат для доставки к месту пожара личного состава расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара. Их делят на две группы: общего применения – для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах и целевого применения – для тушения пожаров на объектах и предприятиях различного назначения (нефтебазы, предприятия химической промышленности, аэропорты и т.д.). Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров: подъёма личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, прокладки рукавных линий, обеспечения управления и т.д. Классификация пожарных автомобилей по назначению является главным, но не единственным методом классификации. На разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, применяемые средства тушения, полная масса автомобиля и пр. По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4× 4, 6× 6, 8× 8 и неполноприводные с колесной формулой 4× 2, 6× 2, 6× 4, 8× 4. По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава. По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины. По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы: легкий (L-класс) – от 2 до 7, 5 т, средний (M-класс) – от 7, 5 до 14 т, тяжелый (S-класс) – свыше 14 т. По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.). По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия). Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов. Основные ПА в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы: АЦ – пожарная автоцистерна; АЦ(Б) – автоцистерна бронированная; АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей; АЦКП – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником; АП – пожарный автомобиль порошкового тушения; АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения; АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения; АГТ – пожарный автомобиль газового тушения; АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения; АПП – пожарный автомобиль первой помощи; МАП – пожарный микроавтомобиль; АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный; АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления; ПНС – пожарная автонасосная станция; АА – пожарный аэродромный автомобиль; ППП - пожарный пеноподъёмник; АПС – пожарно-спасательный автомобиль; АПСЛ – пожарно-спасательный автомобиль с лестницей. Специальные ПА в зависимости от типа выполняемых работ, сопровождающих тушение пожара классифицируются на следующие типы: АЛ – пожарная автолестница; АПК – пожарный коленчатый автоподъемник; АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной; АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъёмник с цистерной; АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль; АСА МК – аварийно-спасательный автомобиль модульной комплектации; АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль; АСО – пожарный автомобиль связи и освещения; АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы; АД – пожарный автомобиль дымоудаления; АР – пожарный рукавный автомобиль; АШ – пожарный штабной автомобиль; АЛП – пожарная автолаборатория; АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи; АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники; АБГ – пожарный автомобиль - база ГДЗС; АПТС – автомобиль пожарной технической службы; АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники; ПКС – пожарная компрессорная станция; АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль; АТ – пожарно-технический автомобиль; ПП – пожарный прицеп; КП – пожарный контейнер.   После буквенного обозначения типа ПА указывается отличительная характеристика изделия в виде величины его основного параметра. Величину основного параметра указывают в следующих единицах измерения: § вместимость цистерны для воды – м3; § вместимость пенобака – м3; § масса вывозимого порошка – кг; § масса огнетушащего газа – кг; § подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с; § напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов – м. вод. ст.; § расход порошка через лафетный ствол – кг/с; § мощность стационарного электрогенератора – кВт; § длина рукавной линии – км; § высота подъема стрелы – м; § производительность вентиляторной установки – тыс. м3/ч; § количество мест для боевого расчета (включая место водителя); § количество стационарных прожекторов – шт.; § количество переносных прожекторов – шт.; § грузовой момент – тс × м. Цифры, заключенные в скобки, обозначают модель базового шасси, а последующие две или три цифры обозначают номер модели ПА, выпущенной предприятием-изготовителем. После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А – первая, Б – вторая и т.д.), а следующие за этим цифры – модификацию. Например: АЦ-40(431410)63Б – пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-431410, с пожарным насосом производительностью 40 л/с, номер модели 63, модернизация Б. Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002. Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет. На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города и номер пожарной части. Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета. Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания. Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 3600). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 1800, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).  
  Основные пожарные автомобили   В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ). пожарные автоцистерны занимают доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей. Условно пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы: 1) легкие – вместимость цистерны для воды до 2 м3; 2) средние – вместимость цистерны для воды от 2 до 4 м3; 3) тяжелые – вместимость цистерны для воды свыше 4 м3. Основными элементами пожарной автоцистерны являются: § базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета; § кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля; § отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ; § сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ); § насосная установка с коммуникациями; § дополнительные трансмиссии привода насосной установки; § пожарный лафетный ствол; § дополнительное электрооборудование; § система дополнительного охлаждения двигателя; § система обогрева салона. В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей. Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4× 2, 6× 4) или повышенной (4× 4, 6× 6, 8× 8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении. При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом. Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей. Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы. С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей. Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения. Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения. Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.  

 

 


Таблица 2.1

Основные технические данные некоторых основных ПА общего применения

Марка пожарного автомобиля Модель базового шасси Колёсная формула Полная масса, кг Габаритные размеры, мм (длина, ширина, высота) Мощность двигателя, л.с. (кВт) Максимальная скорость, км/ч Расчёт, чел. Вывозимые ОТВ, л: вода / пенообразователь Тип насосной установки Производительность насоса, л/с. / Напор насоса, м
АЦ-40(431410) модель 63Б ЗИЛ-431410 4× 2     (110)       ПН-40УВ  
   
АЦ-40(131) модель 137А ЗИЛ-131 6× 6     (110)       ПН-40УВ  
   
АЦ-40(43202) модель 186 Урал-43202 6× 6     (155)       ПН-40УВ  
   
АЦ-3-40 (43206) модель 1МИ Урал-43206 4× 4     (132)       ПН-40УВ  
   
АЦ-5-40(43101) модель ПМ-525А КамАЗ-43101 6× 6     (155)       ПН-40УВ  
   
АЦ-7-40 (53213) модель ПМ-524 КамАЗ-53213 6× 4     (155)       ПН-40УВ  
   
АЦ-2, 5-40 (433362) модель ПМ-540 ЗИЛ-433362 4× 2     (110)       ПН-40УВ  
   
АЦ-6-40/4(53211) модель 1ДД КамАЗ-53211 6× 4     (176)       NH-30 Rosenbauer 40/4
  100/400
АЦ-1, 0-4/400(5301) модель ПМ-542Д ЗИЛ-5301 4× 2     (80)       НЦПВ-4/400  
   
АЦ-3, 2-40(433104) модель 8ВР ЗИЛ-433104 4× 2     (136)       НПЦ-40/100  
   
АНР-40(431412) модель 127Б ЗИЛ-431412 4× 2     (110)     0. ПН-40УВ  
   
Примечание: на автоцистернах моделей ПМ-525, ПМ-540, 8ВР, 1МИ могут устанавливаться по отдельному заказу насосы НЦПН-40/100, НЦП-40/100, НЦПК-40/100-4/400, а также насосы фирм Rosenbauer, Ziegler и Magirus. Кроме того, насосы группы НЦ, имеющие одинаковые присоединительные размеры с насосом ПН-40, могут ставиться и на автоцистерны ранних выпусков при их капитальном ремонте и модернизации.

 


 

      В основе насосной установки автоцистерны лежит пожарный центробежный одноступенчатый консольный насос ПН-40УВ, с номинальной подачей 40 л/с при напоре 100 метров. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку перемены передач и дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности (КОМ), установленной на крышке коробке перемены передач (КПП), двух карданных и одного промежуточного вала. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137А (см. рис. 2.3) по общему устройству напоминает АЦ-40(431410)63Б. Надстройка модели 137А монтируется на автомобильном шасси повышенной проходимости с колёсной формулой 6× 6 (автошасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-433440) На крыше кабины автоцистерны стационарно устанавливается управляемый из кабины лафетный ствол, имеющий производительность 20 л/с. На современных пожарных автоцистернах зачастую используется модульный принцип компоновки пожарной надстройки, который особенно эффективен при выпуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, путем замены модуля насосного отсека с насосом нормального давления на модуль насосного отсека с насосом высокого давления или комбинированным можно существенно изменять характеристики пожарной автоцистерны. При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей. В последнее время пожарные автоцистерны все чаще компонуются цистернами изготовленными из армированного стеклопластика. При установке металлических цистерн производители применяют эффективные покрытия для защиты внутренних полостей от коррозии.
2.1 Пожарные насосно - рукавные автомобили   Относятся к основным пожарным автомобилям общего применения. Их основное отличие от АЦ заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.  
2.2 Пожарные автомобили первой помощи   Относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии. Чаще всего АПП изготавливаются на шасси грузовых автомобилей или микроавтобусов " Газель" различных модификаций. На рисунке 2.12 представлен один из серийно выпускаемых образцов АПП на шасси ГАЗ-33023 с колёсной формулой 4× 2. Автомобиль АПП-2(33023)01, полная масса которого 3, 65 т, оснащается дизельным двигателем ГАЗ-562 или бензиновым мотором ЗМЗ-4052 и оборудуется усиленной подвеской. Максимальная скорость машины достигает 115 км/час, боевой расчёт составляет 5 человек. Автомобиль укомплектован насосной установкой ЦСГ-7, 2-150, которая обеспечивает подачу от 1, 1 до 3, 3 л/с с напором соответственно 155 – 105 м. При работе насоса с подпором (например, от гидранта водопроводной сети) он создаёт давление до 2, 5 МПа. Это обеспечивает возможность формирования с помощью многорежимного ствола тонкодисперсной водяной струи на высотах до 160 метров. Насос имеет привод через автоматическую муфту от вспомогательного бензинового двигателя, который одновременно служит и приводом электрогенератора. Автомобиль вывозит в качестве огнетушащих средств 500 л воды и 10 л пенообразователя в переносном портативном модуле пеносмешения. В комплектацию автомобиля входят дыхательные аппараты, комплект электрозащитных средств, переносные огнетушители, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, ручные пожарные лестниц, пожарная колонка, выносные и стационарные прожекторы и другое пожарное оборудование, характерное для основного пожарного автомобиля общего применения. На других моделях АПП в качестве насосной установки могут применяться стационарно установленные высоконапорные мотопомпы отечественного или зарубежного производства.  
2.3 Пожарные автонасосные станции   Предназначены для тушения крупных пожаров и применяются тогда, когда требуется подача большого количества огнегасящих веществ. Пожарная насосная станция ПНС-110(131)131А (см. рис. 2.13) смонтирована на шасси трёхосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Она представляет собой автономный насосный агрегат, установленный на раме автомобиля за кабиной водителя и закрытый металлическим кузовом специальной конструкции. Агрегат состоит из приводного двигателя, фрикционной муфты сцепления и центробежного насоса ПН-110, соединённого с двигателем карданной передачей. Приводной двигатель 2Д12Б дизельный, двухрядный, V-образный, 12-ти цилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива. Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 1350 об/мин составляет 300 л.с. Все системы двигателя независимы от шасси.
2.4 Пожарные автомобили пенного тушения   Применяются в тех случаях, когда пожары могут быть наиболее эффективно потушены воздушно-механической пеной. Их используют для тушения нефти и нефтепродуктов, а также в случае необходимости заполнения воздушно-механической пеной всего объема горящих помещений (трюмов кораблей, кабельных каналов, подвалов и т.п.). Автомобили пенного тушения доставляют к месту пожара личный состав расчета, пенообразователь, пожарное оборудование, технические средства для подачи воздушно-механической пены (генераторы пены средней кратности, дозаторы-смесители для подачи пенообразователя в рукавные линии, переносные пеноподъемники и т.п.).
2.5 Пожарные автомобили порошкового тушения   Предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэродромах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей путём подачи на очаг пожара огнетушащего порошка через лафетный и ручные стволы. Основой такого автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На отечественных автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. Принцип действия автомобиля основан на подаче аэрированного порошкового состава на очаг пожара аэрозольным способом при рабочем давлении в цистерне 0, 43 – 1, 2 МПа (в зависимости от модели ПА) за счёт подачи сжатого воздуха из баллонов под аэроднище цистерны. Рабочее давление воздуха в цистерне поддерживается регулятором давления и контролируется с помощью мановакуумметров, расположенных у лафетного ствола и на панели приборов баллонного отсека.
2.6 Пожарные автомобили газового тушения   Служат для тушения находящегося под напряжением электрооборудования, ценностей в музеях, библиотеках, архивах, а также очагов горения в труднодоступных местах. Основой таких автомобилей является установка газового тушения. До последнего времени промышленностью выпускался автомобильный прицеп газового тушения ОУ-400 на шасси автоприцепа ТАПЗ-755А грузоподъёмностью 1500 кг. На нём размещались 8 баллонов с диоксидом углерода (углекислотой) по 50 литров и 5 огнетушителей типа ОУ-5. Общая масса вывозимого диоксида углерода составляла 297 кг и позволяла потушить пожар в помещении объёмом около 40 куб. метров. Подача диоксида углерода обеспечивалась по бронированному шлангу общей длиной 80 м или двум шлангам длиной по 40 м. Диоксид углерода мог подаваться в очаг пожара в виде снежной массы при помощи двух стволов-снегообразователей или в виде газа при помощи лома-распылителя.
2.7 Пожарные автомобили комбинированного тушения   Пожарные автомобили с несколькими видами огнегасящих веществ. В настоящее время разработан метод комбинированного тушения, который успешно применяется во многих странах. Сущность метода заключается в последовательной подаче на очаг горения огнетушащего порошкового состава и воздушно-механической пены. Порошковый состав обеспечивает тушение на основной площади, а отдельные участки горения дотушиваются пеной. Для реализации этого метода созданы пожарные автомобили комбинированного тушения. Основная сфера применения автомобиля такого типа – это защита разного рода химических и нефтехимических производств.
2.8 Пожарные автомобили газоводяного тушения   Пожарные автомобили, предназначенные для тушения и охлаждения горящих объектов газо-водяной струёй. Основной задачей АГВТ является тушение нефтяных и газовых фонтанов. Газо-водяная струя высокой энергии образуется за счёт смешивания воды с отработавшими газами турбореактивного двигателя (ТРД). В настоящее время в ОАО " Пожтехника" (г. Торжок) выпускается автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(43114)ПМ-586, (см. рис. 2. 24), изготовленный на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114 с колёсной формулой 6× 6. На специальной платформе установлен турбореактивный двигатель ВК-1, обеспечивающий расход газо-водяной смеси 150 кг/с (при этом расход воды составляет 90 л/с). Углы поворота реактивного двигателя составляют ± 45º по горизонту и –15º … +60º в вертикальной плоскости. Работа ТРД обеспечивается топливным баком ёмкостью 2500 литров. Автомобиль оборудован сложной системой тепловой защиты, включающей специальные кожухи и водяную завесу по всему периметру автомобиля.
2.9 Автоцистерны с лестницами (коленчатыми подъемниками)   Относятся к группе основных ПА целевого применения. Интерес к этим автомобилям был временно утрачен из-за отсутствия подходящего шасси: все ранние образцы базировались на автомобиле ЗИЛ-133, очень неудобном в городских условиях. Появление в производстве новых моделей этих машин началось тогда, когда появилась тенденция к универсализации многих видов ПА, а автомобильная промышленность начала выпускать компактные шасси высокой грузоподъёмности. Одной из первых в этом ряду стала автоцистерна с лестницей АЦЛ-3-40/17 модели ПМ-537 (см. рис. 2.25 вверху) на шасси КамАЗ-43253 с колёсной формулой 4× 2. Этот автомобиль с боевым расчётом 3 человека вывозит 3000 литров воды и 300 литров пенообразователя, оборудован пожарным насосом ПН-40УВ и полным комплектом ПТВ и оборудования. Установленная в качестве дополнительного оборудования телескопическая гидравлическая лестница имеет высоту подъёма 17 метров и обеспечивает работу с вылетом до 14 метров при нагрузке на вершину до 160 кг
  Специальные пожарные автомобили   Предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре: § подъема пожарных в верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара; § эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств; § подачи огнетушащих веществ на высоту; § как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения; § для закрепления прожекторов и освещения места пожара; § для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций. Пожарная автолестница - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.   Основными конструктивными элементами автолестницы являются: § базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой; § силовая установка; § опорное основание; § подъемно-поворотное основание; § комплект колен (стрела); § механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания-сдвигания стрелы; § гидросистема; § электрооборудование. § пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки. Все механизма и устройства автолестницы обеспечивают: § устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60; § выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен; § подъем-опускание комплекта колен; § выдвигание-сдвигание комплекта колен; § поворот лестницы вокруг вертикальной оси. Базовыми шасси для монтажа узлов и агрегатов автолестниц являются различные модификации автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, МЗКТ, TATRA, которые выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности и проходимости. Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями. Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается. На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая " гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника. На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно. Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы. Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций. Автолестница АЛ-30(131) модели ПМ-506 смонтирована на шасси автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433440 (см. рис. 2.28) или на шасси МАЗ-5337 (см. рис. 2.29 " а"). Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъёма комплекта колен 750 составляет 30 метров. Максимально допустимый вылет вершины лестницы с рабочей нагрузкой 160 кг на вершине составляет 16±0, 5 метров. Диапазон углов подъема лестницы от 00 до 750, поворот башни обеспечивается на 3600. В состав пожарного оборудования автолестница входит лафетный ствол с насадками 25, 28, 32 мм и коллектор на 2 ГПС-600, которые при необходимости можно закрепить на 1-м (верхнем) колене. Автолестницу можно использовать в качестве крана грузоподъёмностью до 1 т (при сдвинутой лестнице). Для этого на 4-м колене имеется специальная проушина. Пожарный коленчатый автоподъёмник - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато- телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой оснащено люлькой. Пожарные коленчатые автоподъемники по конструкции напоминают автолестницы, т.к. их системы имеют много общего; опорный контур, поворотное устройство, гидропривод, системы блокировок и т.п. Существенно отличаются от автолестниц лишь их подъемное устройство, выполняемое в виде коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелы, оборудованное стационарной системой водопенных коммуникаций. Характерной особенностью управления движения стрелой подъемника является обязательное расположение пультов управления стрелой подъемника как на подъемно-поворотном основании, так и в люльке. Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших без изменения положения стрелы. В то же время, АКП имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоту.  
3.1 Пожарные автомобили газодымозащитной службы     Предназначены для: § доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, пожарно-технического вооружения; § развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста (поста безопасности) ГДЗС; § освещения места пожара (аварии); § обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования, электроинструмента, дымососов, прожекторов и пр. Автомобили АГ состоят из следующих основных частей: § базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки; § салона для расчета и отсеков для ПТВ; § электросиловой установки; § системы дополнительного электрооборудования; § стационарной осветительной мачты.
3.2 Пожарные автомобили связи и освещения   Предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Автомобили АСО состоят из следующих основных частей: § базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки; § кабины водителя; § салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов; § электросиловой установки; § средств радиосвязи и проводной телефонной связи; § аппаратуры звукозаписи и звукоусиления; § средств вычислительной техники; § стационарной осветительной мачты.
3.3 Пожарные рукавные автомобили   Предназначены для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий и работают в комплексе с передвижными насосными станциями.
3.4 Пожарные аварийно – спасательные автомобили   Предназначены для: § доставки к месту пожара расчета, специального аварийно-спасательного инструмента, оборудования, средств связи и освещения; § проведения аварийно-спасательных работ; § освещения рабочих площадок. На шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-43114 монтируется АСА-20(43101)ПМ-523 (см. рис. 2.42). Для размещения специального оборудования и инструмента на раме базового шасси за кабиной водителя размещён цельнометаллический кузов. Для питания электроэнергией потребителей (мачтовых и выносных прожекторов, дымососов, электроинструмента) на автомобиле установлена электросиловая установка (ЭСУ), в основе которой лежит генератор ГС-250-20/4 мощностью 20 кВт, вырабатывающий электрический ток напряжением 400/230 В с частотой 50 Гц. По устройству и номенклатуре составляющих ЭСУ аналогична той, которая установлена на автомобили АГ-20(433362)ПМ-585 и АСО-20(4208)ПМ-579. Автомобиль оборудован гидросистемой, служащей для работы крана и выносных гидравлических опор. Кроме того, на машине имеется лебёдка, входящая в состав базового оборудования шасси. Выход троса лебёдки, как правило, осуществляется назад.  

 

3. Пособие и оборудование, используемое на занятии: Учебник водителя, наглядное пособие (автомобили стоящие на вооружении ПЧ)

_____________________________________________________________________________

Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

«20»февраля 2012г.

 

Начальник цикла ТТД

майор внутренней службы А.Ю.Кузьмин

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цены на запасные части на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) электрооборудования ЭТС | Клинические проявления синкопальных состояний




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.