Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категоризация языковых единиц.






Один из базовых принципов современной когнитивной лингвистики – принцип категоризации, помогающий осмыслить часть опыта человека. Принцип категоризации в когнитивной лингвистике базируется на теории прототипов, согласно которой любой член категории определяется большей или меньшей степенью сходства с «лучшим представителем» категории, или прототипом. Прототип содержит наибольшее количество общих черт, свойственных членам данной категории. Теория прототипов позволяет в центр любой лингвистической категории помещать наилучший образец, пример категории, главный ее репрезентант. Прототип быстрее определяется, опознается и запоминается. Языковой образ отражает некоторые канонические представления носителя языка о том, каким этот объект должен быть. «Центральные» объекты ближе к этому образу, «периферийные» - дальше от него.

Итак, мы отражаем мир в категориальной форме. Языковые единиц и их значения также хранятся в нашей памяти в категориальной форме. Язык – это тоже категориальное образование. В нем выделяются категории – классы слов и грамматические категории.

Объединение слов по их лексическим значениям называется лексической категоризацией. В ее основе лежит тематический принцип группировки лексики. Это означает, что слова и словосочетания группируются по общности значения. Тематические группы отражают группировку предметов и явлений реального мира, т.е. отражают категории естественных объектов. Например, тематическая группа «Женская одежда» - элементы: юбка, блузка, колготки и т.д.

Лексическая категория может быть организована иерархически. Иерархический принцип организации группировок свидетельствует о неравноценности элементов лексико-семантической системы. Более высокий ярус занимают гиперонимы, более низкий – гипонимы. Например, гиперонимы – малина, клубника, земляника, смородин, крыжовник; гипоним – ягода.

Э.Рош обратила внимание на то, что не все уровни иерархии одинаково важны для человека. Ее эксперименты показали, что человек мыслит единицами среднего уровня. Они психологически наиболее важны для нас. Таким образом, Э.Рош разработала модель трехуровневой организации. В этой модели лексические единицы распределяются по трем уровням. Например:

1. фрукты

2. яблоко ананас груша

3. антоновка анис медовый налив

Первый уровень – высший – суперординатный уровень. Третий уровень – низший – субординатный. Мы мыслим терминами второго уровня. Этот уровень был назван базисным. На базисном уровне находятся наиболее важные для человека единицы. Например, если мы предлагаем кому-нибудь яблоко, мы вряд ли скажем: «На, съешь фрукт» или «На съешь анис», чаще мы говорим: «На, съешь яблоко».

Один из вопросов, которые попытались решить лингвисты, был вопрос: Что же лежит в основе категории? оказалось, что в основе категории лежит какой-то концепт. Американский лингвист Джордж Лакофф показал, что в основе формирования концептуальных категорий лежат когнитивные классификаторы. Когнитивные классификаторы – это концепты, вокруг которых объединяются другие концепты, образуя категорию. Они используются людьми для «упаковки» близких в каком-нибудь отношении концептов в ту или иную структуру. Когнитивные классификаторы получают материальное, языковое выражение.

Дж. Лакофф представил категорию Hon на материале японского языка. Он заметил, что языковой элемент hon употребляется с наименованиями длинных, тонких, негибких предметов: палок, карандашей, свечей, шестов и т.д. Кроме того, он употребляется с обозначениями таких явлений как удары в бейсболе, телефонные звонки, инъекции и т.п. Эти явления на первый взгляд не связаны с длинными, тонкими, негибкими предметами. Однако он объяснил, почему эти явления входят в категорию Hon. При ударах в бейсболе мяч летит по траектории, которая схематично представляет собой длинную, тонкую линию. Телефонный звонок «соединяет» людей, находящихся далеко друг от друга посредством проводов. Провода – это тонкие, длинные предметы. При инъекции лекарство распределяется по организму по сосудам, которые также представляют собой длинные, тонкие предметы. Дж. Лакофф сделал вывод, что в сознании носителей языка эти предметы и явления объединены в одну категорию. В основании этой категории лежит когнитивный классификатор hon. Объекты первой группы (палки, карандаши, свечи, шесты и т.д.), являющиеся непосредственно носителями признаков «длинные, тонкие, негибкие», Дж. Лакофф отнес к ядру категории. Объекты второй группы (удары и подачи в бейсболе, телефонные звонки, инъекции), не обладающие указанными признаками, по его мнению, располагаются на периферии категории.

Дж. Лакофф привел пример категорий в языке австралийских аборигенов дьирбал. Он отметил, что концепты объединяются в категорию на основании сфер опыта, идеальных моделей, в число которых входят мифы и различные поверья. Так, в языке австралийских аборигенов дьирбал слова разграничены на 4 категории: 1. мужчины; животные; 2. женщины; вода; огонь; битва; 3. вегетарианская пища; 4. все существительные, не вошедшие в три первых класса. Для указания принадлежности слова к категории в этом языке есть 4 специальных языковых элемента. Выяснилось, что эти категории являются категориями челове­ческого мышления, значимыми для носителей языка дьирбал, благодаря особым принципам. Например, п ринцип сферы опыта. Согласно этому принципу в категорию1 «мужчины; животные» попадают рыбы, как животные и, в то же время, приспособления для рыбной ловли, хотя они могли бы попасть в категорию4. Или, например, принцип мифа и поверья. Например, очень интересно, что в одну категорию попали птицы и женщины. У носителей языка дьирбал существует поверье, что птицы - это души умерших жен­щин, и поэтому птицы принадлежат категории2 «женщины». В мифах сверчки отождествляются со старухами и поэтому они также включаются в категорию2 «женщины».

Когнитивные классификаторы можно обнаружить в основании различных категорий. Например в русском языке существуют такие сравнения как черный как уголь, черный как жук, черный как негр, черный как смоль, черный как сажа и другие. Слова уголь, жук, негр, смоль, сажа называют различные объекты. В действительности эти объекты не связаны между собой. Однако носители русского языка усмотрели между ними взаимосвязь. Она заключается в том, что все они воспринимаются нами как объекты черного цвета. Поэтому уголь, жук, негр и т.д. используются как эталоны при сравнении черных объектов. Следовательно, в нашем сознании они объединены в категорию «Объекты черного цвета». Когнитивным классификатором в основании этой категории будет концепт «Черный цвет».

Многие из вас в дипломных работах исследуют лексические категории.

Но помимо лексических категорий в языке выделяются грамматические категории. Посмотрите на свой материал! – возможно, вы исследуете грамматические категории? Грамматическая категоризация – это объединение слов в категории по лексико-грамматическим и грамматическим значениям. Результатом грамматической категоризации являются такие грамматические категории, например, как категория рода (в русском языке это мужской, женский и средний роды), категория числа (единственное и множественное; ранее в русском языке существовала категория двойственного числа для обозначения парных предметов (глаза, бока и т.п.)) (почему мы говорим: руки в боки, глаза в потолоки?), категория падежей и другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.