Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика тренировки в ИВС(равномерный, переменный…..) Сравнительная характеристика и особенности применения их в практике.
1. Методы для развития физических качеств (равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).
2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств, повторный).
3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом, анализ действий, совершенствование действий, моделирующие фрагменты соревновательной деятельности, задания на тренировках и соревнованиях, повторный).
4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, опыт положительный или отрицательный, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку сбивающих факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).
5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).
Метод равномерной тренировки
1. Прием подач двумя волейболистами в течение 10—15 мин (интенсивность средняя, после приема мяча — подача).
2. Нападающие удары через сетку в течение 10-15 мин (интенсивность — 5—7 ударов в мин).
3. Защитные действия в поле 3-х спортсменов в течение 10 мин (интенсивность — нападающие удары поочередно из зон 2 и 4).
Повторно-переменный метод
Выполнение нападающего удара в течение 20 мин с интенсивностью 6—7 ударов в мин. После каждых 3-х минут работы — защитные действия в паре до 2 мин.
Прием подач двумя спортсменами в течение 10 мин. После каждых 2-х минут работы — игра в баскетбол 1× 1 в течение 2 мин.
Интервальный метод
1. Защитные действия в паре (продолжительность одной серии 3-4 мин; отдых между сериями — 2—4 мин); количество серий —3—5 в одной тренировке.
2. Защитные действия в поле одного соперника в зонах 1 и 5 (поточные нападающие удары с собственного подбрасывания из зон 4 и 2); продолжительность одной серии 1—2 мин; отдых между сериями — 2—4 мин; количество серий в тренировке 3-5.
48.Методика обучения технике соревновательного действия в ИВС (алгоритм обучения приёму по назначению экзаменатора)
Соревновательная деятельность - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.
Алгоритмические обучающие программы состоят из следующих компонентов: педагогической задачи создания мотивации и общего интегрального представления о соревновательной деятельности (введение в программу), объединяемых понятием вводного кадра (ВК); информационного кадра (ИК), реализуемого в передаче теоретических знаний при изучении конкретного способа действия (объяснение, показ, повторный и контрастный показ, показ с синхронным объяснением); операционного кадра (ОК), включающего практические задачи - упражнения, направленные на овладение изучаемого способа действия; трансформационного кадра (ТК), связанного со способностью и умением обучающихся трансформировать осваиваемый способ действий в условиях игровой обстановки (данный кадр включает в себя тактическую направленность процесса обучения); контрольного кадра-теста (ККТ) для определения эффективности обучения, качества усваиваемого материала. Ниже приводятся алгоритмические обучающие программы для овладения основными приемами техники волейбола. Обучающая программа. Обучение нижней прямой подаче.
Задачи Создать целостное представление о технике нижней подачи (ИК). Расчленённо показать и объяснить технику нижней подачи (ИК). Опробовать технику нижней подачи (ОК). Выполнять технику нижней подачи в условиях учебных игр (ТК). Проверить успешность освоения подачи (ККТ).
49.Тренировочная нагрузка в ИВСи определяющие её факторы.Внешняя и внутренняя сторона нагрузки, характеристики нагрузок (специализированность, направленность, величина, координационная сложность)
Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки, это понятие отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющих суммарный объем работы, воздействие на организм и психическую сферу спортсмена Внешняя (физическая) нагрузка в тренировке волейболистов определяется показателями общего объема в часах (в годовом цикле, средних циклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интегральную); количество тренировочных занятий; количество тренировочных заданий различной направленности (количество повторений приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощений, длина и скорость пробегания дистанций, количество прыжков и т. д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и т. д. Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Определяется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоростью накопления и количеством лактата в крови и др. Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцениваемый по величине изменения состояния волейболиста. Выделяют: срочный тренировочный эффект - это текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение; отставленный тренировочный эффект - это изменение состояния спортсмена после тренировочного занятия, то есть суммарного влияния комплекса тренировочных заданий и упражнений; кумулятивный тренировочный эффект - результат последовательного суммирования организмом всех тренировочных эффектов системы тренировочных занятий. Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии нагрузка должна обеспечить соответствующий эффект, но должна быть логически связана с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий Тренировочные нагрузки имеют определенные характеристики с учетом воздействия на организм спортсменов и достижения тренировочного эффекта применяемых средств. Выделяют следующие характеристики Специфичность нагрузки отражает степень соответствия данного тренировочного средства условиям соревновательной деятельности в двигательной структуре, в режиме работы моторного аппарата и в механизме его энергообеспечения. Направленность. Характеризует силу воздействия нагрузки на состояние спортсмена с акцентом на развитие того или иного двигательного качества или навыка. Величина. Определяет количественную меру выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности на конкретном этапе годичного цикла. Продолжительность, заключающаяся в определении оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности. Интенсивность выражает силу и специфичность воздействия тренировочной нагрузки на организм или меру напряженности выполняемой работы. Характер отдыха и его продолжительность существенно влияют на степень воздействия применяемых в тренировке средств. Специфичность тренировочной нагрузки отражает степень сходства, соответствия применяемых в тренировке упражнений с основными параметрами технико-тактических соревновательных действий волейболиста. В этом плане все упражнения можно разделить на основные и вспомогательные. В более широком понимании специфичность находит отражение в адекватности главным соревнованиям. Специфичность связана со сложностью упражнений. Сложность упражнений определяется по степени их приближенности к игровым условиям, а также по условиям, в которых занимающимся приходится выполнять технические приемы и тактические действия (темп, переключения, количество и сложность игровых фраз и т. п.), а также различные упражнения из специальной физической подготовки. По мере увеличения возраста волейболистов и роста их спортивного мастерства сложность упражнений возрастает, увеличивается их доля в тренировочных средствах, применяемых в учебно-тренировочном процессе. Направленность тренировочной нагрузки характеризует силу ее воздействия на организм спортсмена и во многом определяет уровень специальной работоспособности волейболиста. С ростом этого уровня необходимо вводить в тренировку более эффективные средства, изменять характер и продолжительность отдыха, число повторений упражнений, их сложность. Величина нагрузки отражает количественную сторону тренировочных воздействий. Внешняя сторона нагрузки представляет собой количественное выражение выполненной тренировочной работы, внутренняя - степень мобилизации функциональных возможностей организма волейболиста при выполнении тренировочных заданий. Число повторений упражнения при одних и тех же значениях (интенсивности, продолжительности, характера отдыха) во многом определяет величину ответных реакций организма: выполнение подряд нескольких нападающих ударов, блокирования, приема подачи и т. п. Количество занимающихся, выполняющих то или иное упражнение, также во многом влияет на характер нагрузки: групповые упражнения, упражнения в парах, упражнения - два партнера против одного, например, при отработке защитных действий и т. п. Продолжительность упражнений в тренировке волейболистов варьирует в широких пределах - от нескольких секунд до десятков минут. Здесь особенно важно учитывать продолжительность, содержание, насыщенность игровых соревновательных фаз и моделирование этих параметров в тренировке. Продолжительность зависит от тех задач, которые ставятся в тренировочном занятии с использованием этих упражнений. Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений приводит к их обеспечению разными энергетическими механизмами. Кратковременное выполнение упражнений с большой скоростью способствует повышению анаэробной производительности, продолжительная работа с невысокой скоростью совершенствует аэробные возможности. Интенсивность упражнения отражает силу его воздействия и обусловливает характер физиологических сдвигов в организме волейболистов. Интенсивность является важным фактором, обусловливающим положительный тренировочный эффект. Различные уровни интенсивности мобилизуют те или иные функции энергообеспечения, Что в конечном счете дает возможность активно влиять на основные параметры приемов игры и эффективность игровых действий юных волейболистов. Интенсивность нагрузки характеризуется силой отдельных тренирующих воздействий или выполненной в единицу времени работой при серийных воздействиях (скорость в м/с, частота движений, величина отягощений, темп игры и количество выполняемых приемов). Тренировочные воздействия по интенсивности варьируют в широких пределах, в связи с чем выделяют зоны интенсивности для того, чтобы лучше планировать нагрузку и осуществлять контроль (ее оценку). В спортивных играх для этого используется показатель ЧСС. Показатели ЧСС в календарных играх у волейболистов составляют 180-185 уд/мин и доходят до 200 уд/мин (А. В. Беляев, 1983). Кроме этого, интенсивность оценивается в баллах с учетом ЧСС и характера энергообеспечения.
50.Методика обучения технике соревновательного действия в ИВС (алгоритм обучения приёму по назначению экзаменатора)
Соревновательная деятельность - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.
Алгоритмические обучающие программы состоят из следующих компонентов: педагогической задачи создания мотивации и общего интегрального представления о соревновательной деятельности (введение в программу), объединяемых понятием вводного кадра (ВК); информационного кадра (ИК), реализуемого в передаче теоретических знаний при изучении конкретного способа действия (объяснение, показ, повторный и контрастный показ, показ с синхронным объяснением); операционного кадра (ОК), включающего практические задачи - упражнения, направленные на овладение изучаемого способа действия; трансформационного кадра (ТК), связанного со способностью и умением обучающихся трансформировать осваиваемый способ действий в условиях игровой обстановки (данный кадр включает в себя тактическую направленность процесса обучения); контрольного кадра-теста (ККТ) для определения эффективности обучения, качества усваиваемого материала. Ниже приводятся алгоритмические обучающие программы для овладения основными приемами техники волейбола. Обучающая программа. Обучение нижней прямой подаче.
Задачи Создать целостное представление о технике нижней подачи (ИК). Расчленённо показать и объяснить технику нижней подачи (ИК). Опробовать технику нижней подачи (ОК). Выполнять технику нижней подачи в условиях учебных игр (ТК). Проверить успешность освоения подачи (ККТ).
51.Структура и содержание соревновательной деятельности.Модельные характеристики соревновательной деятельности высоко квалифицированных спортсменов.
Соревновательная деятельность волейболистов осуществляется на площади 81 м2 (9X9 м) для одной команды в течение 50- 180 мин. в одной встрече. " Чистое" время игры составляет 20- 40 мин., одной партии - 5-15 мин. За время игры волейболист выполняет 120-220 приемов игры, примерно столько же перемещений различными способами. Соревновательная деятельность состоит из активных, рабочих фаз, продолжительность их в среднем 8, 7 с у мужчин и 9, 6 с у женщин. Активные фазы чередуются с пассивными, продолжительность которых в среднем 7, 1 с у мужчин и 7, 9 с у женщин. Максимальное число активных фаз в игре составляет 324 у мужчин и 316 у женщин. Объем и интенсивность соревновательных нагрузок зависят от уровня мастерства игроков соперничающих команд, числа партий в одной встрече и числа встреч в одном соревновании. В напряженных встречах имеют место большие энерготраты волейболистов, игроки теряют за одну игру 1-2 кг массы тела. ЧСС у волейболистов высших разрядов во время соревнований составляет 160-180 уд/мин. Потребление кислорода составляет 4, 4 л/мин, максимальная легочная вентиляция- 147, 5 л/мин, средняя величина кислородного долга - 6, 5 л.
|