Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль часть II: Основы идеологии Белорусского Государства Республики Беларусь.

Лекция 1 Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства

План

1 Предмет и задачи курса

2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идео­логии белорусского государства

Новые понятия:

ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Опо818 - знание и 1о§о§- понятие, учение) - учение о сущности, закономерностях и формах познания.

СОЦИОЛОГИЯ - (лат. 8ос1е1а§ - общество, греч. Ьодо§ - понятие, учение) - наука о законах функционирования и развития общества, о социальных отно­шениях.

ПСИХОЛОГИЯ - (греч. РзуЬе - душа, 1одо§- понятие, учение) - наука, изучаю­щая психику, отсюда психологический подход - стремление объяснить соци­альные взаимоотношения и структуры на основе психологических данных.

КОММУНИКАЦИЯ - (лат. Соттишсайо - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями.

1.1 Предмет и задачи курса

Особенности современного этапа развития белорусского общества обусловили актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь.

Распад Советского Союза, провозглашение суверенитета белорусского государства, становление институтов современной белорусской государствен­ности и гражданского общества потребовали систематизации и совершенство­вания социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства.

Выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г., Прези­дент А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Общество не может существовать без це­лостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государ­ство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».

Молодое государство стало вырабатывать внутреннюю и внешнюю поли­тику, выявлять ее приоритеты, а также поставило задачу выработать общую идею, которая бы сплотила все общество.

Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политиче­ское сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского обще­ства и обосновывающих пути их реализации. Курс «Основы идеологии бело­русского государства» является специфической частью темы курса политоло­гии «Политическая идеология». Сам курс тесно связан с курсом общей теории государства и права, историей Беларуси, историей политической и правовой мысли Беларуси, истории государства и права Беларуси, философией, культу­рологией, экономической теорией и другими социально-гуманитарными дис­циплинами.

Целью курса является усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, не­обходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни стра­ны в качестве ее полноправных граждан.

Задачами курса являются:

1) усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняю­щих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества;

2) ознакомление с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности;

3) освоение содержания идей, ценностей, принципов, целей и представле­ний, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорус­ского государства;

4) формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осо­знанного участия в общественно-политической жизни страны.

1.2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства

Теоретической и методологической основой идеологии являются идеи и воззрения, разработанные человечеством, начиная с трудов Платона и Аристо­теля, и завершая современными исследованиями ХХ и начала ХХ1 веков. Среди разработанных исследователями подходов - мифологического, религиозного и других, - философский, несомненно, способствовал выработке единой методо­логической системы.

Важный вклад в методологию изучения идеологии, наряду с Платоном, Аристотелем в древнем мире, в средние века внесли Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский в Византии, а также Августин Бла­женный на западе Европы.

Августин одним из первых среди западноевропейских мыслителей при­ступил к разработке философии истории и ценностей в знаменитой работе «О граде Божьем». Идеология «града Божьего», по его мысли, должна была бы за­менить идеологию аморализма и нигилизма в развивающейся Римской импе­рии.

Заметный вклад в разработку философии идеологии внес итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Он - автор идеи возможности политики без идеологии (морали).

В работах Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Н. Макиавелли и других философов были развиты ценные методологические представления об особенностях познания идеологии. Впоследствии они были оформлены в отно­сительно самостоятельные методологические подходы к изучению и примене­нию идеологии.

Так, Н. Макиавелли развил социологический подход к изучению идеоло­гии. Французские идеологи - просветители обратили особое внимание на по­знавательный, гносеологический подход к ее изучению.

Исследователи Э. Берху и Ш. Де Местр считали, что источником идеоло­гии является человеческая психология, греховная и насовершенная природа че­ловека. Именно она определяет ложный, по его мнению, характер идеологии. С помощью собственных несовершенных идей человек, на его взгляд, принципи­ально не способен постичь истину, источником которой является только Бог, а средством познания - откровение.

В середине XIX века элементы психологического подхода к идеологии складывались под флагом борьбы с религией и защиты самоценности человека. На этом настаивал Л. Фейербах, подчеркивавший антропологический (челове­ческий) характер религиозных идей. Его современники Э. Кант и К.Маркс ис­ходили из несовместимости религии и науки. Окончательно оформился психо­логический метод при изучении идеологии в работах ученого В. Вудта.

Возникновение в ХХ веке междисциплинарной теории коммуникации привело к образованию и формированию еще одного подхода к изучению идео­логии - коммуникативного.

Таким образом, исследователи различают четыре подхода, тенденции, ас­пекта методологии изучения идеологии: гносеологический, социологический, психологический и коммуникативный.

В процессе изучения курса мы с вами познакомимся с основными поня­тиями и категориями, такими как: этнос, народ, государство, идея, ценность, цивилизация, модернизация, учение, концепция, доктрина и т.д.

Источниками курса «Основы идеологии белорусского государства» яв­ляются: нормативно-правовые акты и политические документы Республики Бе­ларусь (Конституция, законы, декреты, постановления и т.д.); международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством; поли­тические документы прошлых периодов истории; произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно- художественные произведения.

Особую значимость для анализа идеологии белорусского государства имеют новейшие исторические исследования, авторы которых не были связаны какими-либо политическими ограничениями или обязательствами. Среди таких исследований следует назвать, в частности, работы М.Ф. Пилипенко, А.Ф. Ро- гачева, Е.К. Новика и Г.С. Марцуля, Э.М. Загорульского, П.Г. Чигринова, П.И.

Бригадина, У.Ф.Ладысева, С.В. Морозовой и др. Проблему формирования бе­лорусской государственности невозможно анализировать без учета содержания работ В.А. Круталевича, А.Ф. Вишневского, И.Я. Юхо и других авторов работ по истории государства и права Беларуси.

Среди литературы, которой должны пользоваться студенты при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства», следует назвать следую­щие работы: монографии Е.М. Бабосова «Основы идеологии современного гос­ударства», В.А. Мельника «Государственная идеология Республики Беларусь» (Концептуальные основы); учебные пособия: «Основы идеологии белорусского государства: история и теория» под общей редакцией С.Н. Князева, В.И. Чуева, «Основы идеологии белорусского государства» под общей редакцией проф. Г.А. Васелевича и Я.С. Яскевича, Минск, РИВШ, 2004г., «Основы идеологии белорусского государства» - курс лекций в 2-х частях под общей редакцией С.Н. Князева. Минск, 2005г.; «Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты», Минск, 2003г., РИВШ.

Таким образом, в конце лекции можно сказать, что любому обществу не­обходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединя­ет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость объединя­ющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различ­ных взглядов, в условиях системной трансформации общества, которая осу­ществляется в Беларуси.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения курса «Основы идеологии белорус­ского государства»?

2. Назовите основные методы и имена тех, кто их разработал, используе­мые при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства».

3. Каковы теоретические источники курса «Основы идеологии белорус­ского государства»?

Литература

1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1-2.

2. Сташкевич, И. С. Формирование идеологии белорусской государствен­ности / И. С. Сташкевич // Беларуская думка. - 2001. - № 2. - С. 136-147.

3. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государ­ственная идеология) / В.А. Мельник // Беларуская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116.

4. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24.

5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.

6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.

Лекция 2 Идеология и ее общественное предназначение

План

1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержа­ния

2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классифика­ция

3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социа­лизм и его разновидности

Основные понятия:

ЛИБЕРАЛИЗМ - (от лат. ЫЪегаНз - свободный) - идеология молодой буржуа­зии, боровшейся против остатков феодализма.

КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат. Сошегуо - охраняю, сохраняю) - идеология круп­ной земельной аристократии.

СОЦИАЛИЗМ - (от лат. ЗошаЛз - общественный, товарищеский) - идеология рабочего класса.

НАЦИОНАЛИЗМ - принцип идеологии о национальной исключительности, превосходстве одних народов над другими.

ФАШИЗМ - (от итал. Разсю - объединение, пучок) - реакционная идеология, провозгласившая идею «высшей расы», решающая внешнеполитические вопро­сы агрессивным методом.

ГЛОБАЛИЗМ - идеологическая доктрина всемирного масштаба.

2.1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания

Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление, т.е. учение об идее.

В Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон, однако уже до них человечество понимало роль и значение общих мыслей и духовных ценностей в жизни человека и общества. Мифы были пер­выми обобщениями мыслей и духовных ценностей, и это были отнюдь не сказ­ки, т.к. люди искренне верили в них, более того, они были своего рода «руко­водством к действию». Так, миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвысить человека над традици­онным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъесте­ственных сил.

Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была рас­крыта в религии и теологии (от греч. «теос» - Бог и «логос» - учение). По срав­нению с мифологическим религиозное сознание является более организован­ным, структурированным и исторически зрелым. Правда, многие религиозные идеи излагались в форме мифов - повествований. Например, повествование о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе; идеи о святой Земле стали мощными моби­лизующими факторами паломничества в «землю обетованную» и в Палестину у христиан, в Мекку у мусульман.

Религиозно-философские идеи сформировались и в Древнем Востоке (Китай, Индия). Так, Конфуций проповедовал, что в основе общественной жиз­ни лежит Воля Неба (культ предков), главной идеей в его учении была идея гу­манности, т.е. любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальству. Чтобы эта идея воплотилась в жизнь государства, все должны неукоснительно соблюдать заранее установленные правила поведения.

Идеи конфуцианства и легизма, т.е. идеологии управления и принужде­ния, были нацелены на решение главной задачи - обеспечение стабильности общественной жизни.

В буддизме обращается больше внимания на практический характер идей в жизни отдельного человека, т.е. поиск собственного «я» и системы ценност­ных координат. Будда учил, что миром управляют страдания, избавиться от ко­торых можно, только взяв на вооружение четыре идеи: 1)жизнь, связанная со стремлением к наслаждению, является страданием, которое проявляется в бо­лезнях, разлуке, смерти; 2) источником страданий является сама жизнь; 3) от страданий можно избавиться; 4) избавление от страданий - это вера в Будду.

Древние европейские философы, начиная с Фалеса и заканчивая Плато­ном и Аристотелем, обосновали всеобщий (универсальный) характер науки, от­сутствие в ней национальных, государственных границ.

По Платону, идеи являются не столько структурными элементами созна­ния человека и общества, сколько надындивидуальными и надгосударственны- ми, т.е. божественными моделями вещей.

Идея - это универсальный образец человеческого познания и практики, свойством идеи являются универсальность и всеобщность. Платоновское уче­ние об идеях было частью его учения об идеальном государстве. Хотя идеи Платона пользовались уважением среди мыслителей - теоретиков, однако практики его всерьез не воспринимали.

Господствовавшие вплоть до Нового времени религиозные системы вы­полняли в общественном сознании функции предыдеологий. Возникновение же исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума». (Ф. Бэкон. Новый орга­нон // Антология мировой философии: в 4-х т., Т.2, М., 1970 г. - с.196). Извест­ный исследователь идеологий, немецкий философ и социолог К. Манхейм утверждает: «... учение Ф. Бэкона об идолах может в известной степени рас­сматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии». Даль­нейшее развитие и конкретизацию учение об идеях получило в трудах француз­ских просветителей XVIII века Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гель­веция. Они писали о чувственных и интеллектуальных, истинных и ложных идеях.

Сам термин «идеология» был впервые введен в употребление француз­ским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфиче­ской теории об идеях - идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.

Однако, в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппо­зиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов - это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыс­лителей XIX - XX веков критики идеологии как ложной, извращающей дей­ствительность формы сознания.

С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступ­лением на ведущее место в обществе промышленного и торгово- промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интере­сы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различ­ные у представителей различных классов, порождали и различные, порой пря­мо противоположные, позиции в отношении к идеологии и ее оценкам.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком вари­анте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реаль­ную действительность. В. И. Ленин считал, что идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и по­литическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер.

Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, со­знательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Пар- сонс

К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» (М., 1994г., с.85) утверждает, что «.понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания. одни из них опережают «современное» им бы­тие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскиру­ют бытие».

Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисме- на, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других запад­ных странах теорий «конца идеологий».

Д.Белл, в частности, утверждает, что «.все идеологии исчерпали себя», а З.Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступ­ления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идео­логии». (Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн., 1984г., с.64-65).

Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с кон­цепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д.Белл, С.Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропа­гандировать впоследствии необходимость «реидеологизации».

Возникает вопрос - почему же так происходит? Да просто потому, что любое общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей на определенные цели и ценности. Ф. Достоевский хорошо сказал о роли объединяющей идеи: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России.. Это самый насущный вопрос, который только есть.» (Достоевский Ф.М. Подросток. ПСС, т.13, М., 1975г., с.54).

В начале XIX века идеология стала не только формой самосознания клас­сов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ори­ентации государств и отдельных индивидов.

Понятие «идеология» может быть использовано в разных смыслах. Мож­но выделить пять определений данного понятия:

1) идеологией называют совокупность идей, выражающих интересы свое­го носителя (отдельные люди, социальные группы, государства);

- идеологией называют совокупность политических убеждений и уста­новок (либерализм, консерватизм и т.д.);

- идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей, эко­номического развития и стагнации и т.д.);

- специальное научное изучение позволяет различать идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Маркс и Эн­гельс «Немецкая идеология» (1846г.) - идеология является ложным классовым сознанием, которое навязывается другим классам;

- идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдываю­щую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теорети­ческого осмысления действительности (французские философы Барт, Деррида, Фуко).

Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности идей, раскрывающих интере­сы своего носителя. Поэтому можно сделать вывод, что идеология - это сово­купность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

2.2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, класси­фикация

Одной из важнейших разновидностей идеологии является идеология политическая. Она представляет собой совокупность взглядов и идей, в которых различные субъекты политических отношений (отдельные люди, классы, социальные слои и группы) осознают свое положение в обществе, оценивают существующую социально-политическую действительность и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

В политической идеологии, как и в идеологии вообще, можно выделить три уровня ее проявления: высший, средний и низший. Высший называют политико-концептуальным. Его образуют научные сочинения - монографии, статьи, доклады, диссертации и т.д. В них концептуально, т.е. в виде системы взглядов, излагаются оценки существующей социально-политической действи­тельности, формируются общие принципы политической деятельности соци­альных общностей, а также обосновываются их политические устремления.

На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки, сформированные на высшем уровне, пре­образуются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

Их содержание закрепляется в форме различного рода политических до­кументов, прежде всего, программ политических партий, манифестов, резолю­ций, воззваний и т.п. В этих документах особо выделяются те или иные про­блемы общественной жизни, более обстоятельно и конкретно выражаются ин­тересы граждан, указываются пути реализации этих интересов. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды. Она

проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные и радиопередачи, в учебники, в рекламу и произведения искусства.

На низшем, или обыденно-актуализированном уровне, политическая идеология проявляет себя в различных формах политической активности лю­дей. Данный уровень отражает степень освоения принципов и целей даной по­литической идеологии индивидами и социальными общностями, меру их во­площения в практических делах и поступках субъектов политики. Это иллю­зорные, фантастические представления людей об окружающей их социальной действительности, а также вера в возможность того или иного лучшего будуще­го. Например, вера в «светлое» коммунистическое общество или, наоборот, ве­ра либералов в то, что рынок сам отрегулирует и приведет к «прекрасному» обществу всеобщего процветания.

Мифы довольно широко культивируются в политике, зачастую они настойчиво прививаются и эксплуатируются в качестве сильного аргумента для оправдания существующей власти и проводимого политического курса («враги народа» в сталинском режиме).

Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Без политической идеологии, по суще­ству, не бывает политического действия. Именно идейно-политические пред­ставления, преобразуясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление такой формы общественного устрой­ства, которую он признает как наилучшую.

2.3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности

Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функ­ционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развива­лись и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации.

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важ­ное значение имеет их типологизация.

Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким ос­нованиям. В зависимости от пространственной распространенности и масшта­бов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локаль­ные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концеп­ций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцирова­ны на научные, религиозные и политические. По направленности предлагае­мых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрес­сивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.

1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с пе­риодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свобо­ды (от латинского «НЪегаШз» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемле­мых естественных прав.

В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется ли­бералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джеф- ферсон, - которое меньше всего управляет».

Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета граж­данского общества перед государством. Как утверждал один из основополож­ников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная вели­чина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последова­тельными сторонниками разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.

Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к мини­муму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдени­ем законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.

В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противни­ки социального равенства.

В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести.

Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Сти­хийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала пере­живать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колос­сальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразив­ший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поста­вивший капиталистическое общество на край гибели.

Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возмож­ность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших ка­питализм и открывших новые перспективы его развития.

Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения нео­либералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была раз­работана новая модель государства, которое они назвали «государством всеоб­щего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, дей­ствуя ради общего блага.

Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демо­кратии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет ин­тересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понима­ние социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.

Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огром­ное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсаль­ных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой лич­ности. Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

2 Термин «консерватизм» происходит от латинского «сошегуе», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, от­рицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведени­ем, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противове­сом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерва­тизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма?

Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими усло­виями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положе­ние о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность из­бежать социальные потрясения.

Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает со­хранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

Характерен для консерватизма и такой принцип, как политический реа­лизм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредото­чена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для по­литики является то, что многократно подтверждено практикой.

Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социаль­ное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными даро­ваниями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отри­цают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важ­нее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого лю­дей, т.е. политических элит.

Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимо­сти от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерва­тизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые пре­образования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

Большие социально-политические и экономические изменения, произо­шедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, так­же как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма.

Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтенбруннер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция).

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма? Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешатель­ство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено.

В-третьих, они выступают за ограниченные социальные реформы. Одна­ко неоконсерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населе­ния. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на со­лидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неокон­серваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство резуль­татов. С 80-х годов ХХ века - неоконсерватизм в Англии, с 90-х годов ХХ века и по настоящее время - в США.

3 Идеи, которые впоследствии стали называть социалистическими, впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением сти­хийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуата­ции слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества.

В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о бо­лее справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. С наибольшей полнотой в тот период данные идеи бы­ли выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма». Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невоз­можно осуществить на практике.

Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идео­логии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликви­дация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком. Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское. Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Это направление получило название марксизма.

Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему:

- капиталистическое общество, основанное на частной собственности и экс­плуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразо­вано в более справедливое социалистическое общество, основанное на об­щественной собственности, свободном труде и распределении по труду;

- преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;

- одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и созда­ние государства трудящихся;

- осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;

- руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся;

- государство должно провести обобществление средств производства, превра­тив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся;

- после окончательного утверждения социалистического строя начнется пере­ход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип «от каждого по способностям, каждому - по потреб­ности». Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвер­дится система коммунистического общественного самоуправления.

На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по су­ществу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря».

Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.

Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма:

- в области политической - наличие свободных выборов; реальная воз­можность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав лич­ности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, осно­ванной на верховенстве закона;

- в области экономической - многообразие форм собственности с преоб­ладанием общественной; рыночные отношения в сочетании с государ­ственным регулированием; соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора; соци­альная направленность экономики;

- в социальной области - высокая степень социальной свободы и защи­щенности человека; доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей, благоприятное состояние окружающей среды и т.д. (С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии).

В 20-х - 40-х годах ХХ века в странах Европы, а также в ряде других ре­гионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение по­лучила идеология фашизма (итал. Разю - пучок, связка, объединение).

При формировании этой идеологии были взяты некоторые элитаристские идеи Платона, Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французско­го социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Определенную роль в формировании фашистских идей сыграли Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг, И. Геб­бельс.

Наиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политиче­ских режимах вначале в Италии (Б. Муссолини), а затем в Германии (А. Гит­лер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фа­шизм приобрел в режимах генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португа­лии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.

Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических пред­почтений. Он основывается на идее «органистского государства», оправдыва­ющей агрессивные действия власти по отношению к абсолютному подчинен­ному ей населению, проповедует «безграничную волю» государства и руково­дящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения.

Одной из широко распространенных идеологий глобального типа являет­ся национализм. Он представляет собой систему идей, взглядов, представле­ний и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнона- циональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главной идеей данной доктрины является понима­ние и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государ­ственно-политической и социокультурной системы общества.

Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. Великая французская революция способствовала утвержде­нию принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впер­вые революция обосновала идею о праве национального государства устанав­ливать права и обязанности граждан.

Современные исследователи этнонациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный.

Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными инсти­тутами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - люд­ских, природных, финансовых, материально-технических. Его основные идеи и принципы складывались в период возникновения наций и национальных госу­дарств в конце XVIII - первой половине XIX веков. Все основные политиче­ские, экономические и социокультурные отношения и соответствующие им учреждения строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса.

Этнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ХХ веков, особенно в тех странах, широкие круги обществен­ности которых выступали за национальную независимость и создание самосто­ятельного национального государства. Крайне агрессивные формы национа­лизма - фашизм, национал-социализм).

Второй формой национализма является гражданский (государствен­ный) национализм, который сформировался в ХХ веке. Эта форма национа­лизма направлена на обоснование легитимности и приоритетности националь­ного государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко ис­пользует в целях консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. Различные разновидности государственного национализма активно использу­ются в современных США, Индии, Пакистане, Бразилии и других странах.

На стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развивать­ся и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемир­ного масштаба - идеология глобализма. Глобализация представляет собой по­степенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются ин­формационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, дея­тельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их вза­имодействия.

Большинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что это приве­дет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социаль­ная реальность оказывается более сложной, противоречивой и непредсказуе­мой. Интенсификация транснациональных отношений неизбежно снижает ста­тус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран.

Наряду с глобальными идеологиями функционируют идеологии локаль­ные и частичные. Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходны­ми или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские госу­дарства).

Характерным примером такой идеологии является исламский фундамен­тализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, нацио­нальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют.

Частичные идеологии обычно включены в национально- идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают мно­жественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украи­ны и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яб­лока», Союза правых сил России.

При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии скон­струировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панора­му современного мира.

Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал- демократической, либеральной и националистической идеологических плат­форм.

Идеи какой из этих идеологий лучше приживутся, покажет только время.

Контрольные вопросы

1. Что такое идея, и какова её роль в жизни общества?

2. Как возникло понятие «идеология»?

3. Что такое политическая идеология и каковы её основные функции?

4. Назовите основные типы идеологий.

5. Чем отличаются глобальные идеологии от локальных?

Литература

1. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государ­ственная идеология) / В. А. Мельник // Беларусская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116.

2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24.

3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.

4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477с.

7. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс монография, 2000. - 480 с.

8. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Мала­хов. - Москва: Университет, книжный дом, 2005. - 320 с.

Лекция 3 Государственная идеология как социально-политический феномен

План

1 Понятие государства как политического сообщества.

2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции.

3 Понятие элементов государственной идеологии.

Новые понятия:

НАЦИЯ - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны следующие признаки: общая территория, экономические и культурные связи, язык, психология и традиции.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорга­низации (самосохранению) в качестве нации - государства.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

ИНТЕГРАЦИЯ - объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

3.1 Понятие государства как политического сообщества

Государство как институт власти возникает тогда, когда в человеческом сообществе появляется частная собственность, которую необходимо охранять. Само сообщество начинает делиться на классы в зависимости от владения ими частной собственности. Таким образом, государство - это особый аппарат, ко­торый охраняет общественный порядок. Этот аппарат состоит из особых отря­дов вооруженных людей - армии, полиции, имеющих в своем распоряжении со­ответствующие учреждения. Необходимые для содержания госаппарата сред­ства поступают в виде налогов, для сбора их существует армия чиновников.

История знает различные типы государства: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное, социалистическое. Формы управления бывают различ­ными: республика (президентская и парламентская), конституционная монар­хия. Существуют и диктаторские режимы. Форма правления зависит от зрело­сти самого общества в том или ином государстве, развитости его демократиче­ской системы и экономики. Государство, как правило, формировалось на опре­деленной территории, где проживали определенные народы. Человеческое со­общество жило племенем, а затем появляется народность, и на этапе формиро­вания капиталистических отношений образуется нация.

Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из субъектов политических отношений. Каждый народ выра­батывает определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм вза­имоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений называют национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной общности людей представле­ние, согласно которому они рассматривают себя в качестве нации и в силу чего считают себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть

национальной идеей.

Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самое себя и условий своего бытия; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе фор­мирования белорусской нации, которая в то время не обладала своей государ­ственностью, а занимала территорию, входившую в состав Российской империи на правах ее окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущав­шему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государ­ственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые прозвучавшей в начале ХХ века в стихотворении Я. Купалы «А хто там 1дзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея нацио­нального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Сформулированная Я. Купалой идея национальной самобытности бело­русского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания («людзьм1 звацца») нашла дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности газеты «Наша шва».

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской нацио­нальной идеи акцент стал смещаться от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально- государственную. Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве М. Богдано­вича.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а естественным обра­зом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, предполагающих его целостность и узнаваемость другими.

3.2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции

Теперь рассмотрим, что из себя представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего консти- туирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Госу­дарство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому госу­дарственная идеология может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам дан­ной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и госу­дарственной идеологии.

Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, - писал испанский фило­соф Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, сред­невековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замы­сел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в органи­зации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, про­грамма человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ор- тега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001г., с.162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разруше­ние государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение - опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как гос­ударство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».

Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она моби­лизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основ­ное предназначение.

Государственная идеология выполняет следующие функции:

1) теоретическая - она позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира, места и роли человека в нем;

2) оценочная - дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действи­тельность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желани­ями, предпочтениями и стремлениями большинства людей;

3) целеполагания - формулирует цели, способные увлечь людей на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в аб­страктной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя истори­ческий опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа;

4) создание позитивного образа желаемого будущего дает возможность сфор­мулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетво­рял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их боль­шинства;

5) образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у людей опреде­ленные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и цен­ностные ориентации;

6) мобилизующая функция позволяет задавать людям ту или иную направлен­ность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для до­стижения определенных целей;

7) мотивационная функция формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Сегодня идеология государства не может развиваться только на нацио­нальной почве, т.к. современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, от­сюда явление глобализации. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны. Это проявляется в том, что цели и за­дачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяют­ся глобальными процессами.

Процесс глобализации является не только процессом экономической ин­теграции государств и обмена ими технологическими достижениями, но и ком­плексами идей. Процесс глобализации не только расширяет границы и универ­сализирует содержание современных типов идеологии. Исторические и тра­диционные принципы, ценности и идеалы идеологии государства в таких условиях также подвергаются трансформации, универсализируются и глобали­зируются. Глобализация - объективный процесс, который накладывает отпеча­ток не только на природу идеологии, но и на особенности функционирования государства как социального института. В условиях глобализации ролль нацио­нального государства даже возрастает, т.к. оно должно выступать гарантом со­хранения национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей, а глобализация в таком случае не должна означать размывание всех националь­ных рамок и культурной специфики.

С этой точки зрения важной составной частью идеологии государства в глобализирующемся мире является идея о роли и функциях государства по за­щите интересов народа, его коммуникативно-деловых связей во всех сферах жизни.

Таким образом, государство должно сознательно осуществлять свою идеологическую функцию, т.е. разрабатывать, развивать и распространять раз­личными способами определенную систему базовых ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества.

3.3 Понятие элементов государственной идеологии

Государственная идеология - это сложное многокомпонентное обра­зование. Внешними формами ее содержания выступают как отдельные идеи и идеалы, понятия и представления, нормы и установки, так и слож- носоставные идейные построения - социально-политические учения, тео­рии, концепции и доктрины. Государственная идеология - всегда более вы­сокоорганизованная, по сравнению с частными идеологиями, совокуп­ность идей, т.к. каждое государство обеспечивает их систематизацию, ли­тературное оформление и юридическое закрепление. Главным в этом от­ношении документом является конституция государства, т.к. именно в ней получают правовое оформление базовые идеи и ценности жизнедеятельно­сти данного государства.

Систематизируя содержание государственной идеологии, можно выде­лить четыре ее составляющих: культурно-историческую, политическую, эко­номическую и социогуманитарную.

- Культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя идеи и представления о происхождении и формирова­нии данного народа, особенностях развития его самосознания и ста­новления в качестве особой нации, а также представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.

- Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений того или иного народа об условиях становления и особенностях его государственности, о сущности поли­тической системы страны, степени соответствия ее институтов совре­менным требованиям. Данная составляющая государственной идеоло­гии охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельно­сти народа.

- Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития наци­ональной экономики. Это разделяемые народом представления об осо­бенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, господ­ствующие в обществе представления о справедливости в сфере распре­деления национального богатства и т.д.

- Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и челове­ка. Здесь речь прежде всего идет о подходе к человеку как к высшей цели и ценности общества и государства, об ответственности государ­ства за создание условий для свободного и достойного развития лично­сти и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обя­занностей, возлагаемых на них обществом.

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико- концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии обра­зуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие кон­цептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Программно-политический уровень государственной идеологии со­ставляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи вутренней и внешней политики государства (Конституция, законода­тельные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.).

Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человече­ской деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание гос­ударственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, худо­жественная литература самых различных жанров и т.д.

Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идейных ценностей.

В современном обществе производством политических идей и их внедре­нием в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые тра­диционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.

Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно- правовым закреплением и распространением среди членов общества, а также материализованных средств ее выражения, составляет механизм функциони­рования государственной идеологии.

Возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизации.

Первый вариант был реализован в СССР через ЦК КПСС.

Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти, производством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.

Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социоло­ги, ист

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пятая сессия — 3-4 октября 2015 г. | Чтопонимается под Закрытым транспортным средством?в) транспортное средство с кузовом, который может закрываться (фургон).




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.